Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
20 июля 2006 (130)
Анна ЕДЕМСКАЯ.

"Прикосновение" - фестиваль не для всех...

В Архангельске совсем уж как-то незаметно на этот раз прошел четвертый международный фестиваль современного танца "Прикосновение". Ни яркой рекламы по поводу этого неординарного для нас события, ни громких вылазок креативных артистов-импровизаторов на улицы города (помните, год назад даже пробки на Троицком проспекте создавали). Нынче все прошло тихо, "по-домашнему"...

Искусство "здесь и сейчас"

Зрителей было немного, можно сказать, единицы, если сравнивать с недавним ажиотажем вокруг уличных театров. Может быть, архангелогородцы устали от зрелищ или все еще живо помнят прошлогодние "экзекуции" фестивальной программы (чего только стоило название спектакля американца Мигеля Гутьереса "Ретроспективный эксгибиционист, или Многообразие тел"!). А может, пока мы с оглядкой на классику вовсе не принимаем современное искусство как оное?!

Однако организатор танц-действа арт-директор центра современного танца и перформанса "Танец без границ" Николай Щетнев и артисты не печалятся по поводу малочисленности зрителя: показа-тель - не количество, а качество, считают участники "Прикосновения" и признают, что это фестиваль не для всех...

Как мы уже писали, в этот раз в гости к северянам пожаловали танцоры из Коряжмы, Казани, Челябинска, Санкт-Петербурга, Москвы, а также зарубежные артисты из Германии, США. Открылось "Прикосновение-2006" 10 июля. По словам Николая Щетнева, упор фестиваля сделан на жанре "танц-театр", экспериментальных проектах со смежными видами искусства (музыка, кино, фото): это "спонтанные перформансы, взаимообмен и творческая атмосфера здесь и сейчас..." Кстати, в фойе городского культурного центра была открыта фотовыставка о танце москвички Ольги Макаровой: о движениях, которые мы знаем, но не задумывались о их "статичном" состоянии...

Японское чудо под рулады трампета

Мастер-классы для всех желающих в этом году не проводили. Как пояснил Николай Щетнев, из-за отсутствия организационной базы. А внесценический проект был один - японско-германский - и состоял из двух импровизаций. "Спонтанную импровизацию 1" исполняла японка Такако Сузуки под трубные рулады (скажу честно, невыносимые для нормального человеческого уха) трампета Акселя Дернера (Германия). Такие номера я обычно воспринимаю как попытку артиста избавиться от своей отрицательной энергии за счет зрителя.

Также японская гостья проводила с участниками фестиваля перформанс "Спонтанная импровизация 2": вместе оползали каждый уголок здания АГКЦ - бегали по лестницам, импровизировали у зеркал и в раздевалке. В пояснении к этому мини-спектаклю написано: "Прибытие в новый город и исследование личного места. Попытка найти путь к пониманию ситуации и пространства. Это игра". Может быть, это и круто, но, по правде, далеко не все танцоры были в восторге от идей Сузуки.

Пластиковый мир, или Заветные "УE"

В первый день, а точнее, вечер фестиваля публика оценивала танцевальные спектакли камерного балета "Пантера" из Казани и уже полюбившегося северянам коряжемского театра танца "Домино". Гости из Казани привезли "думающий" спектакль "Троеточие". Три танцующие женщины в туманном полумраке: казалось бы, хаотичные, но в то же время хорошо продуманные движения, свешивающиеся сверху пластиковые бутылки, наполненные водой, с которыми танцовщицы проделывают различные манипуляции... Музыка - от восточных мотивов до шаманских звуков. Искушенная публика предположила, что это спектакль о женском алкоголизме. Против личного зрительского восприятия руководитель балета "Пантера" Наиль Ибрагимов и его подопечные ничего не имеют, но все же у них была своя задумка.

- Пластиковые бутылки - это тот пластиковый мир, в который загоняет себя человек... Вокруг все искусственное. Мы сами загрязняем свою среду, и в то же время чистую питьевую воду сегодня так просто не найти, разве только купить. Три "грации" ищут потерянную и недостижимую гармонию...

"Парник" (данный предмет присутствовал на сцене) акробатов-коряжемцев также имеет особый смысл, хотя, повторюсь, у каждого могут возникать свои интерпретации. Здесь проведена аналогия: как садовник пестует растения, так и руководитель театра Евгений Горшков выращивает своих маленьких артистов, "неустанно ухаживает, согревает сердечным огнем и поливает светом разума и надежды". А в конце возникает табличка с надписью "УE" - итог всех стараний.

Правда, коряжемцы пока не "продают" свое творчество за "УE", а декорации собирают чуть ли не на свалках. Их искусство пока не так востребовано, поэтому иногда, по признанию Евгения Горшкова, они устраивают для родного города несколько "попсовеньких" номеров... Зато, по оценке знатоков, танцуют эти звездочки, как какой-то там американский коллектив, за гонорар от одного концерта которого можно купить пол-Коряжмы...

Танцовщица-импровизатор Анна Одоева, приехавшая из Питера (наша землячка - шенкурянка), увидела "Домино" впервые и была просто в восторге:

- Как это должно нравиться детям: резвиться, гнуться, стоять на голове. Для своей же пользы ребятня должна заниматься такими танцами! (совершенно согласна. - А.Е.)

Артист чуть не описался

Спектакль "Несоло" Владимира Голубева, артиста из Челябинска, о психофизических состояниях человека (считается, что их всего 19) и одной нелепой смертушке не впечатлил и даже разочаровал некоторых его почитателей. О его талантах много говорили: и поет, и играет, и танцует... Тело у него действительно очень пластичное. Но тут вышел, показал всем голую попу, а потом завел монолог, чем-то напоминающий деревенские сюжеты Михаила Евдокимова, а может, даже отчасти и истории писателя Гришковца. Якобы он как артист пытался напрячь нужные мышцы лица, чтобы заплакать, но ничего не получилось. Потом, уже в ходе дискуссии, Владимир Голубев признался, что в конце он должен был, пардон, описаться, но пожалел эстетические чувства северян... И правильно сделал!

Уже известный архангелогородцам дуэт москвичей Тараса Бурнашева и Дарьи Бузовкиной занимался разгадкой комбинаторики взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Таковых насчитали восемь, а 8 - это, сами понимаете, символ бесконечности. Симпатичный спектакль-калейдоскоп, в который артисты вставили парочку фрагментов из других своих творений. Правда, под занавес начала звучать музыка, которая натурально играла на нервах зрителей. Артистам указали на это, но Дарья считает, что угодить всем - это не есть цель их творчества.

Страдания Одри и капуста с молоком

Как вам идея поставить спектакль о знаменитой голливудской актрисе Одри Хепберн? Говорят, что хореограф и исполнительница Маша Грейф из Челябинска похожа на нее не только внешне, но и внутренне. Но фишка в том, что как бы ты ни стремился быть похожим на кумира, все равно останешься собой. Красивая хореография, разлитое по сцене молоко (никто так и не понял эту задумку), классное, по оценке мужской половины, обнаженное тело Маши Грейф, эротично двигающееся в пухе, упавшем со сценических небес, демонстрация фрагментов из фильмов с Одри... "Такая красивая и такая несчастная", - так поняла душевные терзания актрисы моя соседка по зрительному залу.

Молочные реки разливались по сцене и в следующем спектакле "In X" питерского трио "ёd". Алиса Панченко, Александр Любашин и Артем Игнатьев размышляли в движениях о том, что выбрать: вымышленную жизнь, полную иллюзий, или реальную, далекую от мечты? Кто-то уходит от жизни с помощью наркотиков, алкоголизма, частый итог - самоубийство. Трио "ёd" предлагает вернуться к природным истокам. Очень завораживающе смотрелся ритуал разбрасывания Алисой в замкнутый круг капустных листьев и вливание в них молока, а также ее танцевальное соло. К чему все это? А откуда дети берутся?.. Зрителей это просто покорило.

А разогнал публику американец!

Последний день фестиваля, четвертый, был днем соло. Кстати, его посетил новый председатель областного комитета по культуре Андрей Фомин. Небольшое по времени выступление показали питерцы Анна Одоева и Ярослав Кириллов - проект "Тело и тело". Это единственные танцоры, полностью импровизировавшие на сцене. Номер был посвящен "слову и телу, их взаимодействию, их жизни". Исполнили по соло Екатерина Жаринова (Екатеринбург) и "светлячок" Ольга Духовная с Украины (на ее юбке загорались лампочки). Кстати, Ольга - выпускница одной из лучших школ современного танца в Брюсселе (Бельгия).

А удаляться из зала зрители начали во время выступления Боба Айзена (США). Поразило то, как пластичен этот мужчина в свои 59 лет! Говорят, он много путешествовал по России, даже книгу написал, учит русский язык. Американец начал свой спектакль с цитирования Достоевского, а закончил беготней по залу и истошными воплями в микрофон. Прикольно, но где здесь искусство?!..

Однако в этом и есть специфика фестиваля "Прикосновение". То, что делают на сцене артисты, зачастую шокирует. Все новое и необычное всегда входит в жизнь людей, привыкших к стереотипам, осторожно. Возможно, когда-нибудь мы и сами будем таким образом прикасаться к искусству танца. Никто не заставляет нас воспринимать мир так, как участники фестиваля. Как говорил сказочник Степан Писахов, не любо - не слушай. В данном случае - не смотри...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя