Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
26 июля 2006 (134)
Артем АЛЕКСЕЕВ.

Государство защитило конкуренцию

Совет Федерации одобрил принятый Государственной Думой в трех чтениях закон "О защите конкуренции".

Документ содержит четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа, а также существенно уточняет определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Вводится принципиально новый вид штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, которые будут рассчитываться от суммы выручки нарушителя от реализации товаров (услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение. При этом максимальный размер штрафа может составлять до 2 процентов за злоупотребление доминирующим положением и до 4 процентов - за картельный сговор от суммы выручки нарушителя, что будет адекватно экономическому ущербу от нарушения.

Кроме того, антимонопольное законодательство предусматривает прямые составы административных правонарушений, предполагающие дифференцированные санкции для должностных лиц (штрафы или дисквалификация сроком на три года) и юридических лиц (в расчете от суммы выручки).

Помимо ужесточения и дифференциации санкций за нарушение антимонопольного законодательства, важнейшей новацией становится норма об освобождении от административной ответственности участников картельных соглашений. Для этого потребуются добровольное заявление в антимонопольный орган об участии в соглашении или согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию, отказ от участия в таких соглашениях или согласованных действиях, а также предоставление антимонопольному органу информации, необходимой для установления факта такого соглашения или согласованных действий.

При разработке законопроекта правительство настаивало на ужесточении антимонопольных мер, в первую очередь, из-за роста цен на бензин. Напомним, что два года назад вице-премьер Александр Жуков признал, что сговор нефтяных компаний есть, а доказательств, соответствующих законодательству, нет.

"Пробный" вариант проекта документа обсуждался в Минэкономразвитии РФ еще год назад и подвергся разгрому со стороны бизнеса. Предприниматели заявили, что ФАС приписала себе фактически неограниченные функции и по сути превращалась в "надправительственный орган".

Однако в ходе последующей работы над законопроектом страсти вокруг него постепенно улеглись. В спорах были найдены компромиссные формулировки. Так, учитывая опасения президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова, что законопроект будет перегружен контрольными процедурами, в нем появился исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать хозяйствующим субъектам.

Принятый закон, как и планировалось, ужесточает антимонопольные нормы. Признается доминирующим положение компании с рыночной долей в каком-либо сегменте более 50 процентов (в действующей редакции закона эта планка установлена на уровне 65 процентов). При этом кредитно-финансовый рынок регулируется особо.

Появилось в законе и положение о том, что коммерческие и некоммерческие организации, а также органы государственной и исполнительной власти, государственные и внебюджетные фонды обязаны по мотивированному требованию антимонопольного органа предоставлять информацию, в том числе, составляющую коммерческую или служебную тайну. В свою очередь, сведения, относящиеся к банковской тайне, могут быть предоставлены Центральным банком после письменного запроса антимонопольного органа.

Что касается коллективного доминирования, то решено, что слияние организаций (за исключением финансовых) требует предварительного согласия антимонопольных органов в нескольких случаях: когда суммарная стоимость их активов превышает 3 млрд рублей или если суммарная выручка за последний год превышает 6 млрд рублей, и если одна из этих организаций включена в реестр субъектов, имеющих долю на рынке определенных товаров более 35 процентов.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), помимо прочего, наделяется правами контролировать государственную и муниципальную помощь в том случае, если она не предусмотрена законом о бюджетах различного уровня. Исключение сделано только для субвенций, которые выдаются из президентского и других резервных фондов.

Аналитики считают, что хотя документ и сокращает полномочия Федеральной антимонопольной службы, но, по оценкам самих же предпринимателей, полностью отражает интересы бизнеса.

Закон освобождает антимонопольный орган от обязанности отслеживать мелкие сделки, увеличивая порог объема сделок, при совершении которых их участники обязаны обращаться за разрешением в ФАС, избавляет участников рынка от необходимости ждать разрешения на приобретение мелких пакетов акций. Теперь интерес антимонопольного органа должны будут вызывать только крупные приобретения, при которых доля покупателей пакетов будет преодолевать пороги блокирующего и контрольного пакета акций и пакета размером 75 процентов.

Внесенные в законопроект поправки устанавливают "презумпцию невиновности" для хозяйствующих субъектов. Если раньше в случае вопросов со стороны ФАС доказывать антимонопольному органу свою невиновность и отсутствие доминирования на рынке должны были предприниматели, то с принятием закона ФАС, прежде чем предъявлять претензии, должна доказать факт доминирования.

Аналогичный принцип планируется ввести и в вопросе о монопольно низких или высоких ценах - наличие нарушений теперь тоже придется доказывать самой ФАС.

Закон также увеличивает время для обжалования решений и предписаний ФАС. Теперь на это отведено три месяца со дня принятия решения или выдачи предписания. При подаче таких заявлений в суд исполнение предписаний антимонопольного органа приостанавливается до решения суда.

В Архангельском территориальном агентстве ФАС состоялась рабочая встреча с представителями деловых кругов, на которой стороны обменялись мнениями по вопросам применения федерального закона "О защите конкуренции".



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя