|
Правда Севера
5 июля 2006 (121)
Валерий ЩИПУНОВ,
Зачем изобретать велосипед?
В поиске бюджетных доходов новые органы местного самоуправления возмечтали
"поприжать" предпринимателей
"Деловая среда" возвращается к теме состоявшейся в Новодвинске VIII областной
конференции представителей малого бизнеса, на которой были рассмотрены проблемы
выстраивания схем взаимоотношений между новыми муниципальными властями и
предпринимателями при реализации федерального закона о реформе местного
самоуправления. Наш сегодняшний гость - участник конференции, директор
потребительского общества "Северный торговый центр" Николай Воронин. Эта
организация работает на сельском рынке товаров и услуг Приморского района с 1998
года, небезуспешно возрождая (разумеется, на новом экономическом уровне)
совместно с районной администрацией обанкротившуюся в былые времена местную
потребкооперацию. Надеемся, что мнение нашего гостя заинтересует как его коллег
по предпринимательской деятельности, так и образованных в соответствии с
федеральным законом новых муниципальных властей - поселений.
- С принятием федерального закона о реформе местного самоуправления возникла
необходимость корректировки сложившихся взаимоотношений, - оценивает ситуацию
Николай Воронин. - В Приморском районе создано более десятка сельских
муниципальных образований, которым еще предстоит решать немало проблем,
связанных с подбором кадров, созданием, налаживанием работы организационных
структур, формированием бюджетов... Ряд полномочий, которые непосредственно
касаются нас, переданы с районного уровня администрациям новых муниципальных
образований. С ними приходится выстраивать новые отношения.
- И как это удается?
- Возникают определенные трудности. Главы поселений по-разному понимают роль
сельской торговли. Одни считают нас деловым партнером, помогающим решать местные
социально-экономические проблемы, другие рассматривают наше потребительское
общество только в качестве основного источника формирования доходов
муниципальных бюджетов.
Мы считаем такой подход ошибочным. Да, "Северный торговый центр" - одно из
немногих стабильно работающих и бюджетообразующих предприятий Приморского
района. Но, к сожалению, у некоторых новых органов власти мы не встречаем
понимания того, что чем прибыльнее, эффективнее оно будет работать, тем большим
окажется наш вклад в социально-экономическое развитие поселенческих территорий.
Ведь мы живем тем, что сами заработали. На собственные деньги развиваем свою
материально-техническую базу.
А что получается на деле? При перезаключении договоров аренды на имущество,
переданное муниципальным образованиям, ставки арендной платы увеличиваются
вдвое! Без какого-либо экономического обоснования, без попытки выслушать наши
аргументы.
Трудности возникают и при отводе земельных участков, различных согласованиях,
поскольку у поселенческих администраций нет соответствующего профессионального
уровня специалистов. Не утверждены депутатами ставки арендной платы за землю.
Поэтому необходимо более четко разграничить функции между администрациями района
и муниципальных поселений, отрегулировать отношения между разными уровнями
власти. Такая работа уже ведется. И я считаю - в верном направлении.
- Но вы же понимаете, что без издержек переходного периода никак не обойтись...
- Понимаю. Но при этом главное - не "наломать дров". Дополнительные налоги,
сборы могут привести к тому, что вместо расширения услуг нас вынудят сворачивать
производство, закрывать убыточные магазины. А кто тогда будет снабжать жителей
отдаленных поселков и деревень (в том числе и на островах) продуктами питания,
товарами первой необходимости? Желающих торговать ими на селе, где низка
платежеспособность людей, что-то не видно. К тому же разрушены транспортные
схемы доставки товара. Чтобы завести его в островные деревни, приходится
заниматься перевалкой груза - с автомашины на лодки, сани и телеги. Это
дополнительные затраты, на которые не каждый предприниматель согласится. Как и
на постоянное кредитование бюджетных организаций Приморского района,
задолженность которых перед нами за поставленные продукты питания достигает
ежегодно 300 - 400 тыс. рублей. Конечно, с постепенным погашением.
Мы, предприниматели, должны чаще встречаться с руководителями новых органов
местного самоуправления для обсуждения обоюдных проблем, выстраивания
взаимоотношений только на паритетных началах и в рамках действующего российского
законодательства с учетом реальной оценки состояния того или иного
имущественного, земельного муниципального объекта. Нужно вместе двигаться вперед
не революционным, а эволюционным путем, с перспективой.
Проблемы, о которых говорю, касаются не только потребительского общества
"Северный торговый центр". Они во многом созвучны с ситуацией в других районах
Архангельской области. Это показала VIII областная конференция представителей
малого бизнеса, которая недавно состоялась в Новодвинске. На одной из секций я
выступал и почувствовал там полное взаимопонимание, поддержку предпринимателей.
Однако запомнилась и реплика представителя администрации поселения (если не
ошибаюсь, из Шенкурского района). Он заявил: "Погодите, мы вас еще прижмем!
Хватит заигрывать с районными администрациями. Вы скоро туда дорогу забудете,
тропинку-то придется топтать к нам, а мы еще посмотрим, как с вами
разговаривать!"
- Вот видите, какие веют настроения...
- Да я просто пред этим привел пример нашего плодотворного сотрудничества с
администрацией Приморского района, позволившей возродить там (конечно, в новом
виде) рухнувшую в свое время систему потребительской кооперации. Ведь именно
благодаря райадминистрации поддержке мы за несколько лет увеличили в 7,3 раза
объем реализации, создали более семидесяти рабочих мест с фондом оплаты труда в
2,1 млн рублей, увеличили отчисления во внебюджетные фонды на 0,6 млн рублей в
год. Так что сегодня есть чему поучиться на нашем общем опыте новым органам
местного самоуправления в выстраивании взаимоотношений с малым бизнесом, не
изобретая, в ненужных муках, административного велосипеда. Ничего же не надо
ломать. Примените этот опыт с пользой в организации сельской торговли,
общественного питания, в закупочно-заготовительной деятельности, бытовом
обслуживании - вот и вся недолга. Важно только иметь перед собой стратегическую
перспективу, а не пытаться решать вопросы спонтанно, куда кривая вывезет.
- А если главы администраций муниципальных образований захотят завязать дружбу с
другими предпринимателями? Рынок есть рынок...
- Да ради Бога! Должна быть конкуренция. Но местное самоуправление - не
самоуправство. Вот, скажем, Уемская поселенческая администрация, не успев
принять полномочия, тотчас же отвела земельный участок для строительства нового
магазина - как раз напротив нашего. Но почему это делается втайне?
Новоиспеченные чиновники объяснили конкуренту предполагаемую выгоду? И где
зарегистрирована эта фирма? Может, она - однодневка? А если, предположим, она
зарегистрирована в Архангельске, то так и скажите: налоги пойдут в городскую
казну...
- Николай Андреевич, сегодня считается, что торговать могут все...
- Это - смотря как! "Могут" и "пытаются" - понятия не однозначные. Сельская
торговля имеет свою специфику и предполагает двусторонний процесс. Кроме
товарного предложения требуется еще и наладить закупку у населения излишков
сельхозпродукции из личных подсобных, фермерских хозяйств. Материальный достаток
деревенских жителей напрямую зависит от того, смогут ли они и по какой цене
продать плоды своего труда?
Мы помогали и помогаем приморцам решить этот вопрос, развивая в "Северном
торговом центре" заготовительную деятельность. Только в прошлом году объем
заготовок сельхозпродукции составил около 60 млн рублей, и в основном заготовки
велись на территории Приморского района. К сожалению, не можем пока полностью
удовлетворить все предложения жителей Приморья. И не потому, что у нас не
хватает оборотных средств, мощностей, кадров, что случалось раньше. Проблема - в
сбыте закупленной нами продукции. Сегодня продовольственный рынок Архангельска
наводнен привозными продуктами питания - более дешевыми, однако и уступающими по
качеству, экологической безопасности нашим, северным. Между тем, из казны
Архангельской области выделяются немалые финансовые ресурсы на закупки продуктов
питания для бюджетных организаций, воинских частей... И эти ресурсы, как я
понимаю, должны бы возвращаться обратно. Так давайте же поддержим этими же
деньгами своих, местных сельхозпроизводителей!
- А что: неужели власть этого не хочет?
- С одной стороны, она уверяет, что не имеет права вмешиваться в коммерческую
деятельность предприятий, с другой стороны, доказывает, что все бюджетные деньги
обязательно выставляются на конкурсы, тендеры... Впрочем, так и должно быть. Но
что удивительно: когда пытаешься узнать о перечисленных выше "оргмероприятиях",
то порой не обнаруживаешь никаких конкретных следов гласности о дате, месте
проведения конкурса или тендера, о составе их участников и предъявляемых к ним
требованиях. Когда я пытаюсь докопаться до объяснения причин у чиновников, они,
как правило, ссылаются на какой-то предварительный мониторинг котировки цен,
обзванивая коммерческие организации и интересовались предложением. Стоит ли
удивляться, что в результате такого "междусобойчика" бюджетные организации
вынуждены покупать более дорогие продукты питания и далеко не лучшего качества?
В создании партнерских отношений между новыми органами местного самоуправления
власти и малого бизнеса пока затруднен сколько-нибудь результативный поиск
компромиссов. Но без них все равно не обойтись.
| |