Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
6 июля 2006 (122)
Лада Александрова.

Пассажиров повезет ФПД, или Еще один шаг железнодорожной реформы

С 1 июля 2006 года начал свою деятельность филиал ОАО "РЖД" - Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) - который станет прообразом совершенно отдельной Федеральной пассажирской компании (ФПК). Основная задача, стоящая перед новым филиалом, - сделать пассажирский комплекс безубыточным и вывести обслуживание его клиентов на мировой уровень.

Железные дороги обеспечивают более 40 процентов пассажирских перевозок в стране. Поэтому все, что связано с их реорганизацией, должно происходить с минимальным риском. Между тем программа реформирования пассажирского комплекса уже началась: в стране создано 10 пригородных пассажирских компаний совместно с субъектами Федерации, появляются частные компании, выходящие на инфраструктуру РЖД в местном и дальнем сообщении.

Однако возможности развития хозяйственной деятельности в сфере пассажирских перевозок сталкиваются с одной большой проблемой - постоянными убытками. Так, по прогнозу ОАО "РЖД", только в 2006 году их сумма достигнет 52,7 млрд руб., из которых 29, 4 млрд - убытки в сфере дальнего следования.

Понятно, что в таких условиях ФПД не может существовать. По словам старшего вице-президента ОАО "РЖД" Бориса Лапидуса, в нынешнем году правительство РФ работает над вопросом включения в бюджет страны на 2007г. средств на покрытие убытков от пассажирских перевозок. Стартовая сумма компенсации должна составить 15 млрд рублей. Но пока не рассматривается вопрос компенсации убытков от пользования инфраструктурой, это задача последующих 3 лет. Таким образом, к 2009 году железные дороги и компании, обеспечивающие перевозки в дальнем сообщении, должны получать компенсацию всех убытков.

Еще одна и, пожалуй, важная причина создания ФПД - необходимость привлечения инвестиций в РЖД, а для этого надо повысить финансовую прозрачность. Выделение специализированного филиала в форме дирекции пассажирских перевозок дальнего следования - один из шагов в данном направлении. ФПД позволит сформировать законченный бюджет издержек, наиболее точно сформулирует предложения по компенсации убытков от пассажирских перевозок.

По мнению директора департамента государственной политики в области ж. д. транспорта Минтранса Алексея Дружинина, одной из целей создания Федеральной пассажирской дирекции должно стать структурирование расходной и доходной частей бюджета пассажирских перевозок. На основе работы ФПД ОАО "РЖД" примет решение по постепенному прекращению перекрестного субсидирования пассажирского комплекса за счет грузовых тарифов. Кроме того, создание Дирекции позволит расширить сферу услуг пассажирам и за счет этого привлечь доходы в пассажирский сектор.

О том, как скажется создание ФПД на работе пассажирского комплекса нашей области, какие плюсы и минусы может принести реформирование на местный уровень, мы поинтересовались у начальника Архангельской дирекции по обслуживанию пассажиров ФПД - филиала ОАО "РЖД" Владимира Корнеева.

-Какие положительные моменты вы видите в создании ФПД?

-Пока рано делать выводы, ведь дирекция существует лишь с 1 июля. Тем не менее уже сегодня я могу отметить ряд позитивных аспектов. Во-первых, изменился статус - мы стали самостоятельной Архангельской дирекцией по обслуживанию пассажиров, а не участком Котласской дирекции, как это было до сих пор. А это позволит повысить оперативность, мобильность, гибкость в работе: упростится и ускорится процесс согласования документации.

Улучшится планирование развития базового хозяйства, так как о своих интересах мы будем заявлять напрямую. К примеру, нам надо построить мойку для поездов, а не мыть вагоны вручную. И, я думаю, теперь мы сможем отстоять эту строку расходов и реализовать проект в 2007-2008 годах. Проще будет обеспечивать качество содержания вагонного парка - мы будем ремонтировать только составы собственного формирования, не распыляя силы и средства.

-Не приведет ли реформирование к сокращению сотрудников?

-Мы уже получили штатное расписание, и могу сказать, что сокращение кадров нам не грозит. Ведь грамотные специалисты нужны в любой структуре, как ее ни назови. Не должна измениться в сторону уменьшения и зарплата. Сотрудники по-прежнему пользуются всеми льготами и могут участвовать во всех социальных программах РЖД.

-Есть ли у пассажиров основания ждать роста цен на билеты в связи с созданием ФПД?

-Не думаю, что пассажирам следует опасаться скачка цен на билеты, ведь, во-первых, мы находимся в рыночных условиях и должны конкурировать с другими видами транспорта, пассажиру должно быть выгодно выбирать железную дорогу, а во-вторых, пока мы продолжаем работать по прежней схеме финансирования. По мере сокращения дотационной части компанией будет увеличиваться дотационный объем со стороны государства. РЖД хорошо понимает всю меру социальной ответственности перед пассажирами и все шаги по реформированию делает крайне продуманно.

Федеральная пассажирская дирекция станет бизнесмоделью Федеральной пассажирской компании и не ставит самоцелью окупаемость. Она будет существовать до тех пор, пока на правительственном уровне не решится вопрос о полном погашении убытков от перевозки пассажиров. Главная цель дирекции - вывод пассажирского комплекса на положительный итоговый финансовый результат деятельности с учетом своевременного и полного государственного субсидирования убытков. Для государства же создание пассажирской компании означает оптимизацию экономической модели одной из основных отраслей экономики и обеспечение транспортной подвижности населения страны.

Лада Александрова.

(При подготовке публикации использованы материалы газеты "Гудок" от 23.06.06).



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя