|
Правда Севера
7 июля 2006 (123)
Наталия БУЛГАКОВА.
Государство делаетставку на отдельные вузы
Подведены итоги всероссийского конкурса инновационных проектов. Из 200 заявок
комиссия тайным голосованием выбрала десять лучших, на них будет выделено в
общей сложности 10 миллиардов бюджетных средств.
Вузов-победителей оказалось не 10, как предполагалось вначале, а 17. Из них семь
московских, два питерских, два - томских, остальные шесть - из других регионов,
от Дальнего Востока до Краснодара. Впрочем, выступая на пресс-конференции в
ИТАР-ТАСС, министр образования и науки Андрей Фурсенко отметил, что, по крайней
мере, сотня из представленных проектов заслуживает бюджетного финансирования.
Самую большую сумму - около 950 млн рублей - получат два государственных
университета - Московский и Санкт-Петербургский. На остальные 15 вузов остается
8 миллиардов, и объем средств они получат различный - в зависимости от того,
сколько запросили на выполнение своего проекта.
Еще нескольким российским вузам суждено стать частью двух национальных
университетов, формируемых на базе высших учебных заведений Красноярска и юга
России. На это тоже государство выделяет средства, и немалые: дополнительно к
базовому финансированию новые структуры получат по миллиарду рублей.
Казалось бы, вузам-счастливчикам остается только радоваться: государство
наконец-то повернулось к ним лицом. Однако формирование национальных
университетов, по признанию Андрея Фурсенко, идет непросто. Причина? Ответом,
наверное, можно считать следующие слова министра: "Мы считаем принципиально
важным, чтобы в этих университетах было качество образования, новая система
управления, включающая гораздо большую часть представителей общественных
институтов и бизнеса, новые образовательные технологии, более широкое
привлечение к преподаванию людей из других сфер".
Еще одно необходимое требование для национальных университетов - ориентация на
запросы региональной экономики.
Наряду с поддержкой инновационных образовательных программ, по мысли
руководителей министерства, создание национальных университетов позволит на
практике отработать "новую модель высшего учебного заведения России" и в течение
одного-двух лет "сформулировать предложения по модернизации и развитию системы
высшего образования в целом". Значит ли это, что всем российским вузам, даже
если они в спешном порядке начнут укрупняться, государство даст по миллиарду
рублей? О "новой модели высшего образования", на мой взгляд, можно говорить в
двух случаях. Если ответ положительный. И если за существование остальных вузов
государство на себя ответственности не берет.
И в самом деле, зададимся вопросом: какое место в этой модели занимают остальные
университеты? Из ответов министра на интернет-конференции складывается
определенная картина. Во-первых, государство определенно рассчитывает на
поддержку бизнес-сообщества. "Тут требуется несколько законодательных шагов, -
заявил Фурсенко. - Во-первых, улучшению контроля со стороны бизнеса,
вкладывающего средства в образовательный процесс, может способствовать переход
на новые формы, в частности на форму автономного учреждения". Министр заметил,
что "ряд вузов" уже выступил с инициативой перейти на новые формы - "потому что
они считают, что сегодняшняя форма госучреждения сдерживает их инициативу".
Вторая важная законодательная инициатива, которая, видимо, будет в ближайшее
время оформлена, - законодательное обеспечение создания так называемых
"эндаумантов" - фондов, обеспечивающих независимое финансирование вузов и других
образовательных учреждений. "Есть еще важное направление, которое сейчас
реализуется в общеобразовательной школе и должно быть реализовано в системе
профобразования, когда деньги идут за студентом. Реализацию данной системы мы
разрабатываем", - сказал министр. Злополучное слово "ГИФО" (государственные
именные финансовые обязательства) он уже не использовал. Но, по сути, говорил
именно о нем.
Примерно в то же время, когда министр выступил на интернет-конференции,
государственный университет "Высшая школа экономики" провел международную
научную конференцию "Модернизация экономики и государства" и в его рамках -
семинар "Модернизация экономики высшего профессионального образования".
Ведущий семинара проректор ГУ ВШЭ Борис Рудник познакомил участников с основными
положениями научного доклада "Интегрированная модель финансирования высшего
профессионального образования РФ", подготовленного им совместно с ректором ГУ
ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Он подробно рассказал об инструментах бюджетного
финансирования ВПО, о предлагаемой системе содержания некоторых его объектов,
также остановившись на нормативно-подушевом финансировании вузов.
Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф предложил начать
реформу образования с нескольких регионов, а потом расширить этот опыт на всю
Россию. По словам Грефа, именно таким путем нужно идти, чтобы минимизировать
возможные ошибки: "Необходимо начать с 8 - 12 субъектов РФ, а потом
рекомендовать этот опыт остальным".
Однако пилотные испытания модели финансирования по ГИФО на базе 15 вузов в пяти
регионах страны, которые провел ГУ ВШЭ, и анализ их результатов показали, что
рекомендовать этот опыт пока не стоит: он приведет к гибели вузов до того, как
удастся повысить качество образования.
Но, может, реформаторов это не пугает? По мнению главы Российского союза
промышленников и предпринимателей Александра Шохина, "новая система
профессионального образования будет создана через 15-20 лет, и на это уйдут
миллиарды долларов" (сайт ГУ ВШЭ). Весьма определенно по этому поводу высказался
ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Ситуация в образовании такова, что и общество,
и государство, и сама образовательная система готовы к серьезной
реструктуризации. Весь вопрос в том, как эта реструктуризация будет проводиться.
Или сверху, когда административным путем будут определять, кого закрыть, кому
уменьшить прием, или используя экономические инструменты - например, ГИФО.
Честно скажу: я не верю в способность государства в его нынешнем крайне
неэффективном состоянии проделать столь масштабную работу, как реструктуризация
высшей школы, и дойти до каждого филиала вуза. Решения в этом случае, скорее
всего, будут приняты неправильные. Поэтому нужно переходить к экономическим
методам, при которых деньгами из бюджета будут наделяться те, кто реально
рискует, - то есть абитуриенты и их семьи. Таким образом, бремя решений - какой
программе быть, какой не быть - государство должно передать потребителю.
Согласно нашим исследованиям в условиях перехода к нормативно-подушевому
финансированию до трети региональных вузов должны будут закрыться: они просто не
соберут качественных абитуриентов, которые сдадут ЕГЭ на 50-60 баллов и выше.
Некоторые СМИ расценивают это как национальную катастрофу. Но я так не считаю.
ГИФО, как и ЕГЭ, позволит проявить неприятную для российского образования
правду. И это лучше административного задора, с которым государство может начать
реструктурировать систему высшего образования сверху, не имея достаточно четкого
представления о том, что в вузах происходит.
Проректор ВШЭ Якобсон попытался смягчить резкость высказывания ректора: "Я очень
боюсь, что этот тезис будет интерпретирован неправильно, что, мол, ВШЭ призывает
треть вузов закрыть. Речь о другом: должны быть внятные сигналы, какое
образование тот или иной вуз дает. Когда губернатор говорит: не закрывайте этот
университет, он мне нужен, и при этом считает, что вопрос, как там учат, не его
вопрос, - это не государственная позиция. При нормальном функционировании
системы каждый губернатор оказывается перед выбором: либо слабый вуз закроется,
либо, если он действительно региону нужен, нужно вложить в него деньги, улучшить
ситуацию. И тогда вуз выживет. Когда мы говорим о внедрении подушевого
финансирования и его последствиях, речь не идет о "тотальном отстреле". Речь о
том, чтобы показать, какие элементы в системе образования жизнеспособны, а какие
- нет".
...Для всех, кто сколько-нибудь понимает нынешнюю ситуацию в системе образования,
ясно, что речь идет еще и о грозящей передаче многих российских вузов на уровень
регионов, чего бюджеты дотационных субъектов Федерации просто не потянут. В
связи с этим становится понятным предложение о создании национального
университета в Татарстане. Эта мысль прозвучала во всех казанских заявках на
участие в федеральном конкурсе по отбору инновационных вузов, сообщил советник
президента РТ по науке и высшему образованию ректор Казанского государственного
технологического университета Сергей Дьяконов. Он высоко оценивает шансы местных
вузов на победу, поскольку казанским вузам уже удалось договориться об
объединении. "Вопрос лишь в том, как отнесутся в Москве к идее создания в
Татарстане национального вуза численностью 60-80 тысяч студентов".
Пока неизвестно, как отнеслись в Москве к этой идее. И в списке выигравших
инновационных проектов Казани тоже нет.
...На фоне этих глобальных волнений сообщение об очередном убийстве чернокожего
студента в Санкт-Петербурге - как сигнал тревоги и как напоминание об острейшей
проблеме, которая вроде бы к экономике высшего образования отношения не имеет,
но на самом деле - имеет, и самое прямое. Могут ли подсчитать реформаторы,
сколько экстремальных проявлений среди молодежи в регионах мы получим, если
уйдут со сцены вузы, не устоявшие под натиском экономических реформ?
| |