Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
10 августа 2006 (145)
Наталья ПОПОВА.

Архангельск подписал приговор Мезени

Было намерение "ЮКОСа" построить нефтепровод, часть которого прошла бы через Мезенский район, но не стало "ЮКОСа". Был, наконец, проект экс-губернатора Анатолия Ефремова - под названием "В Мезенской синеклизе много нефти". Пока не подтвердилось.

Мезенский район чаще других в Архангельской области становится "героем" материалов в региональных и общероссийских СМИ. На его территорию падают ступени ракет, запускаемых с космодрома Плесецк, здесь несколько лет назад будто бы нашли огромные запасы нефти, зимой сюда можно добраться только на автомашине. В начале 2006-го внимание общественности и власти активно привлекало прекратившее работу единственное промышленное предприятие района - Мезенский ЛДК. Месяц назад прокуратура потребовала закрыть Мезенский аэропорт. Пределы района давно перешагнула и известность главы его администрации Игоря Заборского. По примеру президента РФ Владимира Путина он ответил на вопросы корреспондента "ПС" в режиме интернет-конференции.

- Какова сейчас ситуация с Мезенским аэропортом? Выставила ли вам прокуратура какие-либо предписания и, если да, то каковы сроки их исполнения и источники финансирования? Почему вопрос с аэропортом встал ребром именно сейчас?

- Мезенский аэропорт - федеральное государственное унитарное предприятие. Однако оно является жизненно важным для жителей Мезенского района, а о его федеральном значении мне ничего не известно.

Собственник аэропорта (то есть федеральная власть) фактически своим владением не интересуется, ну и, разумеется, никаких денег на развитие не выделяет.

Я неоднократно, начиная с 2002 года, пытался добиться передачи аэропорта в муниципальную собственность, но при обсуждении этого вопроса с чиновниками департамента транспорта и связи и комитета по имуществу администрации области мы пришли к выводу, что сделать это по нашей инициативе не удастся. Оставалось ждать и надеяться, что в Москве примут правильное решение и разрешат передачу аэропортов местным властям. Однако уже сегодня ясно, что логика федеральных властей иная - рыночная. На примере с другим жизненно важным объектом - Мезенским морским портом - мы видим, что федералы предпочитают приватизацию. Думаю, что и в случае с местными аэропортами, находящимися в федеральной собственности, будет так же. И федеральная, и муниципальная форма ведения дел (бизнеса) менее эффективна, нежели частная, но из любых правил могут быть исключения, особенно есть речь идет о жизнеобеспечении территории.

Так и с прокуратурой. В Уголовном кодексе есть статья 215.2 "Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения", но есть и нормы безопасности на воздушном транспорте. В данном случае конфликтуют эти две правовые нормы.

С точки зрения безопасности (антитеррористической) аэропорт Мезень приравнен к любым другим: Внуково, Домодедово, Шереметьево. Но на соблюдение всех норм, особенно приобретение соответствующего оборудования, нужны миллионы рублей. Экономика аэропорта Мезень не позволяет этого сделать.

Приватизация небольших аэропортов отдельно от авиакомпаний - вот корень бед таких аэропортов, как Мезенский.

Кое-что мы сделали: совместно с администрацией Архангельской области, ГУП "2-й объединенный авиаотряд" (аэропорт Васьково) добились в 2004 году передачи всех авиаплощадок, принадлежавших Мезенскому аэропорту, в собственность ГУП "2-й объединенный авиаотряд". Это позволило стабилизировать работу малой авиации (Ан-2) в Мезенском районе. Но центральный аэропорт в г. Мезени не смогли передать в ГУП: ограничивает законодательство (аэропорты с взлетной полосой с твердым покрытием не могли быть выведены из федеральной собственности, а ГУП "2-й объединенный авиаотряд" в 2005-м было приватизировано и превратилось в ОАО).

Следовательно, добиваясь выполнения одной нормы Закона, прокуратура фактически нарушает другие, более высокие. Например, статью 27 Конституции РФ, которая гласит: "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".

Как без воздушного транспорта решать, например, вопросы скорой медицинской помощи (санавиация)? А никак.

Неужели транспортная прокуратура, выходя в суд с иском, не знала, что если она выиграет, то ущерб для личности, общества будет большим, нежели чем в случае, если она проиграет...

Зачем пугать людей, если ничего исправить мгновенно невозможно? Если бы даже суд удовлетворил иск прокуратуры, денег от этого у Мезенского аэропорта больше бы не стало и более "безопасным" он бы тоже не стал.

В итоге суд дал время на устранение недостатков. Аэропорт в настоящий момент находится в процедуре банкротства, я прилагаю все усилия, чтобы ускорить ее, а значит, и процесс прихода нового эффективного собственника.

Начальник аэропорта Петр Лазарь пытается получить сертификат безопасности. Мы верим, что у него получится. Если нет - для района это катастрофа.

- Работает ли Мезенский ЛДК? Изменилось ли что-либо с тех пор, как делегация из Каменки побывала на приеме в обладминистрации?

- Мезенский ЛДК работает, но ничего не изменилось. Поскольку основная его проблема - убыточная деятельность. Пока ни у кого нет никаких здравых идей, как делать дешевые доски в Каменке. А в Европе цена на экспортные пиломатериалы на протяжении уже нескольких лет не растет и колеблется на уровне 100 долларов за кубометр. ЛДК же ориентирован как раз на европейский рынок.

Мы не сдаемся пока, верим в областные инвестиции в энергетику. Областная энергетическая компания планирует в Лешуконском районе строительство ТЭЦ на древесном топливе (нужно 90 тыс. кубометров древесины в год). У нас в Мезени леса нет, но если в Лешуконском районе оживятся лесозаготовки, то может оживиться и лесопиление. А в настоящий момент Каменка - это серьезная социальная проблема. Людям из Каменки некуда уехать, а главное - не с чем. Их активы по рыночным оценкам не стоят ничего. Продав в Каменке благоустроенную двухкомнатную квартиру в деревянном доме за 60 тысяч рублей, что можно на эти деньги купить в благополучной местности?

Сейчас Мезенский ЛДК снова в процедуре банкротства и желающих купить его пока нет. Администрация области активно помогает нам в поиске собственника.

- Как вы относитесь к тому, чтобы ежегодно публиковать в СМИ размер денежного содержания первых лиц муниципалитетов всех уровней?

- Эта информация и так открытая. В бюджете района, который публикуется (только читать надо), есть строчка: денежное содержание главы.

Можно обсуждать, сколько нужно чиновников, сколько им необходимо платить, но одну аксиому надо принять: без них никуда и значительно меньше в будущем их, увы, не станет. И не с официальными зарплатами надо бороться, а с коррупцией, и один из залогов успеха - достойная (не сверхвысокая) зарплата чиновников.

Пример высоких зарплат чиновников в Мезенском районе: 18 - 20 тысяч в месяц зарабатывает глава сельского поселения, и то, если стаж есть. Директор школы и прапорщик пограничных войск в наших условиях может зарабатывать больше.

В Мезени нет опережающего роста числа муниципальных служащих, и зарплата здесь - всего лишь средство удержания людей на их должностях. Несмотря на "высокие" зарплаты, квалифицированные специалисты к нам в очередь не стоят, а от неквалифицированных какой толк?

Не более года назад у нас был конкурс на замещение вакантной должности начальника комитета по управлению муниципальным имуществом - кстати, одной из самых высокооплачиваемых. Увы, в конкурсе участвовали только жители Мезени, среди которых не было ни одного, имеющего хоть какой-то опыт работы по профилю должности.

Даже на должность заместителя главы МО (зарплата 25 тысяч в месяц) никакого стоящего специалиста с архангельской пропиской я не могу пригласить: не идут - улыбаются только.

Что касается увеличения денежного содержания, то здесь мы сами ничего не придумываем: индексируют зарплату федеральным чиновникам - мы индексируем свою.

Мне как главе администрации района зарплату назначает районное Собрание депутатов.

Если сделать в Мезенском районе зарплату всем чиновникам на уровне 5 - 7 тысяч рублей, то, уверяю вас, район станет еще более дотационным. Потому что за такие деньги ни одного хорошего специалиста ни в один отдел не найдешь. А "дешевые" работники наделают столько ошибок...

Мы, например, до сих пор расплачиваемся по долгам семилетней давности. В те годы почему-то денег на топливо Мезенский район имел значительно меньше Лешуконского. Сейчас ситуация выровнялась, но месяцы без электроэнергии и тепла в Каменке - это тоже "дешевые" чиновники.

Можете спросить у финансиста Мезенского района Елены Ортоидзе - Мезенская администрация последняя из районов Архангельской области повышает зарплату.

- Правда ли, что в 2005 году Мезенская школа недополучила более 6,5 млн рублей, заложенных на ее финансирование?

- Таких данных по Мезенской средней школе у меня нет.Образование - самая большая статья расходов Мезенского бюджета. У нас очень сложная география: много малокомплектных школ, поэтому затраты в среднем по району на одного ученика велики, району в одиночку их не потянуть. В прошлом году оказалось недостаточно денег на зарплату учителям (эти средства идут из областного бюджета), но мы выплатили ее за счет других строчек своего бюджета.

- Увеличился ли штат администрации вашего района в течение 2006 года? Появились ли новые отделы, управления?

- Штат не увеличивался - он уменьшился. И изменилась структура: из состава районных муниципальных служащих вышли все работники местных администраций: вступил в силу 131-ФЗ. К сожалению, в этой же связи в целом количество чиновников в районе (но не в районной администрации) возросло. Например, 14 новых бюджетов требуют новых чиновников-финансистов, минимум по два на каждый бюджет. Но у нас пока только шесть, часть бюджетных функций новые МО согласились оставить на районном уровне, за счет этого экономия.

- Изменилась ли ваша деятельность на посту главы районной администрации после появления новых МО первого уровня? Если да, то в чем это проявилось? Не секрет, что вас как никакого другого главу районной администрации упрекают в "дистанционном" правлении. Как, по-вашему, справедливо ли это?

- Да, деятельность изменилась. Зимой, в начале года, работники ЛДК просто выгоняли меня в Архангельск: ситуация на предприятии требовала практически постоянного присутствия в областном центре. Лесной аукцион, переговоры с собственниками, консультации в администрации области, ожидание приема у губернатора...

К сожалению, находясь в Мезени, многого не сделаешь. Можно, например, не присутствовать на сессиях областного Собрания депутатов, которые проходят ежемесячно. Но если там формируется нормативная база для МО, а я не в курсе, то чего я стою как глава? Можно не приезжать на советы глав муниципальных образований, но тогда вообще никакой новой перспективной информации не узнаешь ни по одному из направлений деятельности МО.

Бывает, одно совещание во вторник, другое - в пятницу. На один день улететь в Мезень, потратив 5 тысяч бюджетных денег, или пожить среду и четверг в Архангельске? Гостиница мне не нужна: у меня своя квартира в областном центре. Таким образом я экономлю для бюджета района до 200 тысяч рублей в год.

И потом. К сожалению, надо быть узнаваемым, чтобы хоть на что-то влиять. Но душой понимаю, люди в далеких деревнях хотят общения, хотят видеть главу чаще...

Я работаю так и там, где могу принести больше пользы избирателям, еще в 2001 году я предложил одному из заместителей губернатора найти для Мезенского района внешнего управляющего, если я не устраиваю администрацию области, и поэтому она не хочет помогать Мезени решать проблемы.

Если бы был человек, действительно способный кардинально улучшить ситуацию в Мезенском районе, я бы снял перед ним шапку и никогда бы не пошел на второй срок.

- Дало ли Мезенскому району и вам лично что-либо участие в выборах на пост мэра Архангельска? Планируете ли вы продолжить политическую карьеру по истечении второго срока в качестве главы районной администрации?

- Мезенскому району это не повредило. В выборах я участвовал, находясь в трудовом отпуске, познакомился со многими интересными начинающими политиками и общественными деятелями.

Да, политика штука грязная, но это не значит, что не нужно пытаться сделать ее чище. Также это не значит, что усилия людей, обладающих более чем скромными финансовыми средствами, бесполезны. Познакомьтесь с историей современной Европы, ее ценностями и с теми, кто их провозглашал и отстаивал. А с точки зрения классического бюрократа-карьериста, чиновника, я поступил неразумно - я это понимаю.

- Каким вы видите будущее Мезенского района? Сдвинулось ли с мертвой точки освоение Мезенской синеклизы?

- В 2000 году, когда я возглавил администрацию МО "Мезенский район", никаких перспективных проектов не было - только мечты. Например, о приливной электростанции - это проект федерального уровня, в самой Мезени ничего для этого не сделать. Было намерение "ЮКОСа" построить нефтепровод, часть которого прошла бы через Мезенский район, но не стало "ЮКОСа". Был, наконец, проект экс-губернатора Анатолия Ефремова - под названием "В Мезенской синеклизе много нефти". Пока не подтвердилось.

Вчера и сегодня Мезенский район - сельскохозяйственный, с традиционным деревенским укладом жизни. Из индустриальных предприятий - только ЛДК, который даже в советское время был планово-убыточным. Самый важный и перспективный проект, который, безусловно, зависит прежде всего от региональных властей, - это соединение Мезени с "большой землей" постоянным автомобильным сообщением.

В историческом плане уже давно, сотни лет назад, Архангельск подписал приговор Мезени, ведь именно развитие Архангельска обусловило запустение Мезени. Когда-то мезенский порт, ярмарка в Лампожне славились на весь мир, Европу, Россию. А сейчас нет в Мезени железной дороги - и порт некруглогодичный. Как к нему грузы с суши подвезешь без дорог? И у серьезных инвесторов нет планов по развитию порта.

На мой взгляд, Мезень в будущем должна жить своей природой и историей. Мезень индустриальная уже не состоялась. Сейчас эпоха глобализации и все основные производства там, где есть либо квалифицированная, либо очень дешевая рабочая сила. Увы, это факт - в этом направлении Мезень конкурировать не может. А вот производство экологически чистых продуктов будет всегда востребовано - и мы придем к тому.

Во многих лесных речках Мезенского района можно пить воду без всякой очистки, хариуса полно, - а он только в чистой воде водится.

- Известно, что своим избранием в первый раз вы во многом обязаны бывшему губернатору НАО Алексею Баринову. Как повлиял на вас его арест и отстранение от должности?

- Да, я обязан своим избранием на первый срок Баринову, но работать пришлось самостоятельно. Когда он ушел из "Архангельскгеолдобычи", наши контакты прекратились.

В человеческом, личном плане я благодарен Алексею Викторовичу за помощь и поддержку. Баринов - сильный, мудрый человек. Он, безусловно, понимал, что рискует, когда шел во власть, набирал влияние в нашем регионе, - но рассчитывал, что "проскочит", справится.

У всякого капитализма, в том числе новорусского, первый этап определения собственников страшен и нелегитимен, все добывается преступным путем. Но следующие поколения собственников уже не отвечают за грехи родителей. Таким образом все ныне сильные и с большими деньгами - "под колпаком". Кто слишком высунется, того и срубят.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя