Правда Севера
12 августа 2006 (147)
Елена Соколова
Провожающие на тот свет
Смерть - составляющая часть нашей жизни. Такое уж устройство планеты Земля.
Правда, количество усопших в последнее время все растет и растет. Если раньше,
лет пятнадцать назад, в Архангельске в мир иной уходили три-четыре человека в
сутки, то теперь их количество перевалило за десяток. А это значит, что работы у
сотрудников МУП "Спецтрест по обслуживанию населения" меньше не становится.
Работы, которую выполняют такие же смертные люди и которая тоже подвержена
модным веяниям и тенденциям...
Венки плетут и повар, и строитель
... Чтоб попасть в веночный цех спецтреста, надо миновать две узких лестницы и
настоящую выставку гробов. Бр-р... Жутковато!
Да вот и оно - царство цветов, где ярко-красные, бирюзовые, солнечно-желтые
бутоны сначала распускаются, а потом превращаются в поминальные венки. В этой
оранжерее трудится веселая (иначе тут нельзя) и дружная бригада (доказательство:
отсутствие текучки) из семи человек.
- Это Наталья Веснина, раньше она была строителем, но вот вышла на пенсию и
решила подработать, - представляет бригадир Людмила Мелешкина тех, кто сегодня
на смене. - Оля Попова у нас по образованию повар, пришла недавно, характеризует
работу как захватывающую.
Алексей Шабалин - цветочник со стажем. Начинал, когда еще венки делались из
железа, их изготовление считалось делом чисто мужским, надо было орудовать
кувалдой. Сейчас он у нас передовик - за день может выдать на-гора 10-12 штук.
Но главным человеком на производстве Людмила Анатольевна называет Нину Павловну
Мелюшину - именно она готовит розы-тюльпаны к вплетению в композицию.
Кстати, подготовка - дело действительно серьезное. Каждый бутон надо достать из
индивидуального пакетика, обработать паром (для этой процедуры в спецтресте
приобретен итальянский инструмент), чтоб распустился. Подклеить слабенькие
лепесточки (как ни крути, а сырье чаще всего "маде ин Китай") и насадить на
стебелек - подкустник на профессиональном языке.
Когда "букетик" готов, цветочники придумывают композицию и начинают воплощать
свой художественный замысел в жизнь.
- Для этого дела нужен врожденный вкус, - считает Мелешкина. - Если он есть,
даже погребальный венок может стать настоящим произведением искусства, в котором
выражены мысли и чувства автора.
Творческий процесс начинается с оформления каркаса: автор выбирает, чем его
лучше отделать, длинноигольчатой хвоей или меленьким ершом. Потом идет окантовка
цветами. Затем вплетается траурная лента. Кульминация процесса - составление
сердцевины венка.
Сейчас есть большой простор для творчества, признаются мастера. Не то что
раньше. Некогда существовали даже целые веночные ГОСТы. Если сказано было:
"вплести шесть гвоздик", то добавка седьмой считалась чуть ли не браком в
работе.
Хотя ремесло стало и трудней.
- Венки современный потребитель требует нестандартные, сделанные по высшему
разряду, - объясняет Алексей Шабалин. - Даже прийти и заказать по своему
спецпроекту может.
В доказательство слов Алексея Владимировича бригадир вспоминает "набег" на
мастерскую нескольких московских бабушек, провожавших в Архангельске в последний
путь свою подругу. Они навыдергивали из разных кучек букет растений совершенно
разного плана. Пришлось совмещать несовместимое! Результатом заказчицы остались
довольны.
А вообще встретить одинаковые венки довольно сложно. Партия одного "сорта"
обычно не превышает пяти-шести штук. "Братья", как правило, сходны по форме, но
цветовая гамма разнится в девяноста пяти процентах случаев. К слову, каждый
мастер отличит свою работу среди сотен и даже тысяч других.
Как рассказали цветочницы из спецтреста, здесь следят за всеми модными
тенденциями в "венкооформительстве". Не успели на рынке появиться разноцветные
розы с перламутровыми лепестками, их уже можно увидеть на венках в Архангельске.
Стоимость каждого веночного экземпляра оценивает бухгалтер. Самый дешевый венок
стоит порядка сотни рублей, самый дорогой, около двух метров высотой, - двадцать
тысяч.
Единственным недостатком венкоплетения наши героини называют запах - неживые
растения обрабатываются едкими красителями. Зато на кладбищах искусственные
цветы не линяют как минимум три года.
- А вообще у нас красиво, особенно зимой, - говорят женщины. - Заходишь со
снежной улицы в цех, будто в оранжерею попадаешь. От разноцветья сразу на душе
хорошо становится. Ведь в нашем деле без хорошего настроения нельзя.
Не говорят родным, что делают гробы
... В столярном цехе пахнет свежими опилками. Рабочий день близится к концу.
Сегодня работы было немного - столяры довели до ума семь изделий (гробы здесь
почему-то зовутся именно так). Не то что вчера: областной центр хоронил
двенадцать своих граждан.
О работе столяры говорят без большой охоты. Они вообще больше привыкли
действовать руками, а не языком. Некоторые даже родственниками не говорят, где
находится трудовая книжка. Как говорится, меньше знают, крепче спят. В общем,
"отдуваться" за коллег - в большинстве, молодых - приходится мастеру Николаю
Сухаркову.
- У меня в дипломе записано "строитель", так что тружусь, можно сказать, по
специальности, - улыбается Николай Анатольевич. - В первые дни карьеры был
просто в шоке. Мужики, например, грузят пустые гробы для развоза по моргам,
устраивают перекур и на эти же гробики облокачиваются. Дикость! А сейчас привык,
такое кажется в порядке вещей.
За несколько последних лет, по словам столяра, в грободелании произошли большие
изменения. Раньше изделия были простенькие, обивались ситцем. Сейчас в качестве
обшивки используют велюр, атлас, бархат, шелк... Цвет выбирают не только в
зависимости от пола, но и от национальности покойного. Например, татары более
склонны к зеленому.
У гробовщиков есть строжайшее табу - не делать "жилище" покойника даже на
несколько сантиметров больше, чем его рост. Плохая примета! Считается, что так
можно подготовить место для кого-то из родных усопшего.
Самый дорогой гроб архангельского производства стоит 10 тысяч 300 рублей,
дешевейший оценивается в 1200. В общем, выбрать можно.
Но лучше все-таки покупать другой товар. Мастера похоронного дела это понимают.
Поэтому никогда не говорят посетителям своего заведения "до свидания", а
прощаются будто дикторы новостей: "Всего хорошего!"
|