Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
12 августа 2006 (147)
Елена Соколова

Провожающие на тот свет

Смерть - составляющая часть нашей жизни. Такое уж устройство планеты Земля. Правда, количество усопших в последнее время все растет и растет. Если раньше, лет пятнадцать назад, в Архангельске в мир иной уходили три-четыре человека в сутки, то теперь их количество перевалило за десяток. А это значит, что работы у сотрудников МУП "Спецтрест по обслуживанию населения" меньше не становится.

Работы, которую выполняют такие же смертные люди и которая тоже подвержена модным веяниям и тенденциям...

Венки плетут и повар, и строитель

... Чтоб попасть в веночный цех спецтреста, надо миновать две узких лестницы и настоящую выставку гробов. Бр-р... Жутковато!

Да вот и оно - царство цветов, где ярко-красные, бирюзовые, солнечно-желтые бутоны сначала распускаются, а потом превращаются в поминальные венки. В этой оранжерее трудится веселая (иначе тут нельзя) и дружная бригада (доказательство: отсутствие текучки) из семи человек.

- Это Наталья Веснина, раньше она была строителем, но вот вышла на пенсию и решила подработать, - представляет бригадир Людмила Мелешкина тех, кто сегодня на смене. - Оля Попова у нас по образованию повар, пришла недавно, характеризует работу как захватывающую.

Алексей Шабалин - цветочник со стажем. Начинал, когда еще венки делались из железа, их изготовление считалось делом чисто мужским, надо было орудовать кувалдой. Сейчас он у нас передовик - за день может выдать на-гора 10-12 штук.

Но главным человеком на производстве Людмила Анатольевна называет Нину Павловну Мелюшину - именно она готовит розы-тюльпаны к вплетению в композицию.

Кстати, подготовка - дело действительно серьезное. Каждый бутон надо достать из индивидуального пакетика, обработать паром (для этой процедуры в спецтресте приобретен итальянский инструмент), чтоб распустился. Подклеить слабенькие лепесточки (как ни крути, а сырье чаще всего "маде ин Китай") и насадить на стебелек - подкустник на профессиональном языке.

Когда "букетик" готов, цветочники придумывают композицию и начинают воплощать свой художественный замысел в жизнь.

- Для этого дела нужен врожденный вкус, - считает Мелешкина. - Если он есть, даже погребальный венок может стать настоящим произведением искусства, в котором выражены мысли и чувства автора.

Творческий процесс начинается с оформления каркаса: автор выбирает, чем его лучше отделать, длинноигольчатой хвоей или меленьким ершом. Потом идет окантовка цветами. Затем вплетается траурная лента. Кульминация процесса - составление сердцевины венка.

Сейчас есть большой простор для творчества, признаются мастера. Не то что раньше. Некогда существовали даже целые веночные ГОСТы. Если сказано было: "вплести шесть гвоздик", то добавка седьмой считалась чуть ли не браком в работе.

Хотя ремесло стало и трудней.

- Венки современный потребитель требует нестандартные, сделанные по высшему разряду, - объясняет Алексей Шабалин. - Даже прийти и заказать по своему спецпроекту может.

В доказательство слов Алексея Владимировича бригадир вспоминает "набег" на мастерскую нескольких московских бабушек, провожавших в Архангельске в последний путь свою подругу. Они навыдергивали из разных кучек букет растений совершенно разного плана. Пришлось совмещать несовместимое! Результатом заказчицы остались довольны.

А вообще встретить одинаковые венки довольно сложно. Партия одного "сорта" обычно не превышает пяти-шести штук. "Братья", как правило, сходны по форме, но цветовая гамма разнится в девяноста пяти процентах случаев. К слову, каждый мастер отличит свою работу среди сотен и даже тысяч других.

Как рассказали цветочницы из спецтреста, здесь следят за всеми модными тенденциями в "венкооформительстве". Не успели на рынке появиться разноцветные розы с перламутровыми лепестками, их уже можно увидеть на венках в Архангельске.

Стоимость каждого веночного экземпляра оценивает бухгалтер. Самый дешевый венок стоит порядка сотни рублей, самый дорогой, около двух метров высотой, - двадцать тысяч.

Единственным недостатком венкоплетения наши героини называют запах - неживые растения обрабатываются едкими красителями. Зато на кладбищах искусственные цветы не линяют как минимум три года.

- А вообще у нас красиво, особенно зимой, - говорят женщины. - Заходишь со снежной улицы в цех, будто в оранжерею попадаешь. От разноцветья сразу на душе хорошо становится. Ведь в нашем деле без хорошего настроения нельзя.

Не говорят родным, что делают гробы

... В столярном цехе пахнет свежими опилками. Рабочий день близится к концу. Сегодня работы было немного - столяры довели до ума семь изделий (гробы здесь почему-то зовутся именно так). Не то что вчера: областной центр хоронил двенадцать своих граждан.

О работе столяры говорят без большой охоты. Они вообще больше привыкли действовать руками, а не языком. Некоторые даже родственниками не говорят, где находится трудовая книжка. Как говорится, меньше знают, крепче спят. В общем, "отдуваться" за коллег - в большинстве, молодых - приходится мастеру Николаю Сухаркову.

- У меня в дипломе записано "строитель", так что тружусь, можно сказать, по специальности, - улыбается Николай Анатольевич. - В первые дни карьеры был просто в шоке. Мужики, например, грузят пустые гробы для развоза по моргам, устраивают перекур и на эти же гробики облокачиваются. Дикость! А сейчас привык, такое кажется в порядке вещей.

За несколько последних лет, по словам столяра, в грободелании произошли большие изменения. Раньше изделия были простенькие, обивались ситцем. Сейчас в качестве обшивки используют велюр, атлас, бархат, шелк... Цвет выбирают не только в зависимости от пола, но и от национальности покойного. Например, татары более склонны к зеленому.

У гробовщиков есть строжайшее табу - не делать "жилище" покойника даже на несколько сантиметров больше, чем его рост. Плохая примета! Считается, что так можно подготовить место для кого-то из родных усопшего.

Самый дорогой гроб архангельского производства стоит 10 тысяч 300 рублей, дешевейший оценивается в 1200. В общем, выбрать можно.

Но лучше все-таки покупать другой товар. Мастера похоронного дела это понимают. Поэтому никогда не говорят посетителям своего заведения "до свидания", а прощаются будто дикторы новостей: "Всего хорошего!"



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя