Правда Севера
16 августа 2006 (148)
Ирина ПОЛЯКОВА.
Соловецкая регата-2006
Мы взяли риф, не наскочив на скалы
Заключительный, четвертый этап Соловецкой регаты-2006 чуть было не сорвался -
из-за штормовой погоды. Известие о "зависе" старта расстроило как журналистов
(мы-то именно на последнем отрезке всей "толпой" собирались испытать морские
прелести на яхтах!), так и уставших яхтсменов (каждому хотелось быть участником
соревнований высокого класса, а для статуса надо пройти никак не меньше
четырехсот морских миль). Поэтому, посовещавшись, судьи и капитаны решили:
гонке, пусть совсем небольшой, от бухты Благополучия до острова Топы и обратно,
- быть!
...На борт северодвинской яхты "Секрет" капитан Петр Коренюгин мне,
пассажиру-зуйку, велел явиться за час до отправления. Надо успеть и экскурсию по
судну совершить, и "цэу" получить, и с экипажем познакомиться. Вот они, мои
"секретные" попутчики: помощник капитана Сергей Денисов, матросы Сергей Иванов и
Лев Носов, пятнадцатилетний юнга Роман Филенко. Все, кроме школьника Ромы, по
наземной работе связаны с атомным судостроением. А сам 72-летний "папа" экипажа
делал подлодки больше сорока лет!
Снаружи яхта "Секрет" кажется небольшой, внутри же - настоящий дом с
"кроватями", шкафами (большинство занято парусами), кухней с газовыми горелками
и комфортабельным туалетом.
- А тут штурманское место, - показывает на небольшой столик напротив камбуза
Сергей Иванов. - Тут все мои рабочие инструменты: карты, навигационная система
JPS, циркули, атлас течений Белого моря...
...Стартовый свисток! Мы с капитаном сидим на корме. Он держится за румпель
(палку управления) и раздает команды:
- Ставим грот! Трави фал! Голову береги: гик сейчас пойдет!
Через несколько мгновений над "Секретом" уже полощется белый парус. Новье!
Сделан из синтетического материала дакрона, который жестче лавсана и хорошо
держит форму.
Кстати, Петр Коренюгин - известный специалист по пошиву и ремонту парусов. В
свое время вызнал несколько "парусопортняжных" секретов на таллинской верфи
экспериментального судостроения.
Нетрепанный пока дакрон стучит на ветру словно железный и немного мешает слушать
рассказ Коренюгина.
- С детства мечтал работать в сельском хозяйстве, а в море влюбился лишь в 22
года. Раз - и навсегда! Когда строили эту яхту, мечтал назвать ее "Голубчиком",
как в книге Станюковича. Но захворал. А когда пришел после болезни в клуб, на
боку уже было написано "Секрет".
"Секрет" побывал везде: на Белом море, в Мурманске, на Шпицбергене, в
Норвегии... Самым сложным оказался двухмесячный поход в Исландию. Чуть не
утонули: ночная волна накрыла нас с головой.
...Резкий всплеск! Борт накренился. По лицу и куртке бегут проворные соленые
дорожки. Море слышит рассказ капитана и демонстрирует "видеоряд"? Спасибо,
наглядная картинка.
Но водное царство не унимается, ему интересно испытать новичка. Про короткую
волну слыхала? Молодец. Сейчас ее почувствуешь! Желудок начинает судорожно
сжиматься.
- Ничего-ничего, нас всех тоже периодически укачивает, - подбадривают ребята. -
Просто дыши поглубже и думай о чем-нибудь приятном. Сейчас будем брать риф!
Взять риф - значит, приспустить грот, притянуть к гику и закрепить рифстержнями.
Проще - уменьшить площадь паруса и повысить устойчивость судна!
Риф взят. Суденышко успокаивается. Отступает тошнота. А что соперники? Далеко.
Мы успешно движемся к финишу.
- Не мы идем в море, а море нас зовет, - говорит Коренюгин. - У меня есть мечта:
достроить вместе с капитаном "Агинея" Виктором Кузнецовым новую яхту и
отправиться в кругосветное путешествие. Старт намечен на 2010 год. Вернемся,
приходите на интервью. Все в подробностях расскажу!
***
Вечером в соловецком клубе состоялась торжественная церемония закрытия 32-й
Соловецкой регаты. Итоги? Двадцать четыре яхты-участницы. Спортсмены из девяти
регионов России. 32 процента яхтсменов - подводники...
Победителями в своих группах стали яхты "Интерлопер-Русский лед", "Резон"
(архангельский речной яхт-клуб), "Секрет", "Олимп" (северодвинский яхт-клуб
"Север") и "Норд-3" (парусный центр "Норд", Архангельск). Приз получил также
самый юный участник гонок - 13-летний Дмитрий Витязев.
На следующий день рано утром яхты начали расходиться по домам. Яркие паруса
медленно прикасались к линии горизонта и исчезали из вида. От пристального
взгляда вдаль выступали слезинки. Они быстро просыхали, а на краешках глаз еще
долго оставалась соль...
|