Пресса Архангельской области
 
801192125 801192125 801192125 -->


Правда Севера
24 августа 2006 (153)
Ирина КОСОПАЛОВА.

О ловцах душ и свободе совести

Читатели помнят судебный прецедент, описанный "Правдой Севера" в нескольких номерах в феврале-мае. Областной суд вынес решение о запрете деятельности организации индуистского толка "Духовное возрождение северян". Дело возбудила прокуратура по заявлению матери девушки, попавшей в западню "Духовного возрождения". Как выяснилось в суде, методы психологического воздействия, применяемые упомянутой организацией на собраниях в подвале одной из архангельских многоэтажек, не только экзотичны для наших мест, но и опасны для психики адептов восточного учения.

Руководителей организации не заставило задуматься ни обоснованное решение, вынесенное судьей Наталией Рассошенко, ни заключение экспертизы, подписанное компетентными специалистами. Они пошли в Верховный суд отстаивать свою точку зрения с Законом о свободе совести и религиозных объединениях и Конституцией наперевес. Однако решение областного суда устояло и в суде Верховном.

От того, что теперь не видно красочных объявлений, зазывающих легковерных на медитативные бдения "духовно возрождающихся", маме пострадавшей девушки Ани Вере Валентиновне не легче. Ее дочь по-прежнему в тяжелом духовном и психологическом кризисе.

Замены привычному для нее образу жизни и прежней вере Аня не нашла, да и не захотела искать, поэтому и усилия врачей и просто сострадательных людей, пытавшихся ей помочь, оказались не очень-то плодотворными.

Помнится, Вера Валентиновна жаловалась с горечью: "Даже если "Духовное возрождение" запретят, кто вернет мне Аню?" Девушка, по сути дела, рассталась с близкими, не разделяющими ее убеждений. Я подумала: "А кто вернет Ане себя самое, прежнюю? Ее словно разлучили с собственной душой и разумом". Тут никакое решение никакого суда не поможет. Применение недозволенных и опасных приемов психологического воздействия - это обычная практика работы деструктивных сект. Именно поэтому их руководство так противится психиатрическим и психологическим обследованиям своих сторонников. Правда, несколько лет назад в Швеции лидеры секты неопятидесятников "Слово жизни" позволили провести такое обследование. Результаты показали, что у 93 процентов членов секты наблюдается резкое ухудшение психического здоровья, при этом каждый четвертый сектант предпринимал попытку суицида. Вводя в заблуждение непосвященных, религиозные организации меняют свои названия. Не сразу можно догадаться, что "Духовное возрождение северян" это не что иное, как Сант Мат (Путь Мастеров), известный пропагандой медитации. А организация "Слово жизни" фигурирует под вывесками "Движение Веры", "Школа Библии", в России она зарегистрирована под названием "Российский объединенный союз христиан веры евангельской". "Вы рассказали мою историю..." Эта скромная женщина появилась на пороге редакции неожиданно, без звонка. Назовем ее Галина Ивановна. - Читала ваши заметки о "Духовном возрождении северян"... Про эту бедную девушку Аню, - сказала она мне. - Вы точь-в-точь описали мою дочь, такое впечатление, что вы рассказали мою историю. Оказалось, Галина Ивановна приехала из Коношского района. В глубинке, поведала она, юные души уловляют в сети не "мастера" Сант Мат, а пасторы-евангелисты. Хотя в Коношском районе опасное поветрие идет не с востока, а с запада, результат-то получается один: глубокий разлад в семьях, клин, вбитый между поколениями, духовная и душевная неприкаянность и отрешенность от жизни последователей учения евангелистов. Впрочем, обращенные в истинную евангельскую веру как будто и не замечают собственной ущербности, уверяют, что все у них прекрасно, и такого счастья, как в лоне истинного учения, они нигде и никогда не испытывали. - А между тем одна девушка, увязшая в общении с единоверцами по уши, под влиянием их проповедей даже руки на себя наложила, - поведала Галина Ивановна. - Не могла справиться с сознанием своей якобы греховности.

Если уж в подобных случаях доброхоты-проповедники не несут никакой ответственности, то на что было надеяться бедной Галине Ивановне?

- К кому я только не обращалась - все без толку, - вздыхала коношанка. - Все видят в моей ситуации только обычный семейный раздор. Недопонимание между матерью и дочерью, мол, в порядке вещей, и каждый у нас имеет право верить во что хочет. Я уж и сама думала: может, действительно чего-то не понимаю, в чем-то ошибаюсь, и в действительности никакой проблемы нет... Наконец-то об этом стали писать! Пусть другие поймут и узнают, как это страшно. В том же Коношском районе активно работают не только евангелисты. Не дремлют анастасийцы, последователи небезызвестного Владимира Мегре. Они собирались даже участок земли прикупить для создания "экологически чистого" поселения. Призыв анастасийцев - назад к природе, в луга, леса, прочь от скучных повседневных обязанностей в объятия братьев по вере. Дело опять-таки оборачивается разрушенными социальными связями, сломанными судьбами, рухнувшими жизненными планами. В общем-то, оказывается, и не важно, к какому деструктивному культу примкнешь по неведению и легковерию. "Были наши дети такими разными, а стали такими одинаковыми," - сокрушаются родители молодых сектантов.

"Самая опасная секта, это та, в которую попал родной человек", - утверждает исследователь Александр Дворкин.

И вырваться из этого порочного круга куда сложнее, чем в нем оказаться.

Проведенные психологические исследования показали, что для того, чтобы оправиться от влияния секты Муна, бывшим адептам требуется 1,5 года, с кришнаизмом реально порвать за 1,2 года, чтобы отойти от саенталогии, потребуется около трех лет. "Дар не дается даром..."

Запретили в судебном порядке одну секту - свято место было пусто не долго. "Правда Севера" рассказывала уже о некоем обществе "Аштар", где практикуется лечение святыми. Эта практика ничуть не лучше "сантматовской" медитации.

Проводятся "лечебные" сеансы на частной квартире в Архангельске. Автора занесло туда профессиональное любопытство. На стенах в уютной комнате - иконы, на полу ковры, кругом - диваны. По словам целительницы со средним техническим образованием Марии Петровны (имя изменено) стоимость первоначального сеанса диагностики - 250 рублей. Лечит, уверяет Мария Петровна, не она, лечат святые, а также "люди с других планет". Инопланетяне под предводительством некоего Аштара, юноши восточной внешности в чалме, кружат якобы рядом с нами, неразумными, на летающих тарелках и помогают больному и заблудшему человечеству чем только могут. Влияние инопланетных сил, подкрепленное молитвой, обращенной к православным святым, на себе ощутили многие уверовавшие в чудеса, убеждала меня целительница. Довелось мне увидеть воочию, как проходит сеанс "лечения святыми". Пациентка Марии Петровны, назовем ее Наташа, вихлялась, словно занималась аэробикой, с отрешенным выражением лица. "Это ее святые качают", - пояснила целительница. После покачивания, насколько я поняла, исцеляемой предстоит полежать в состоянии транса на диване. Что при этом ей внушит "врач" - Бог весть.

Женщины истово верят в благотворность методики, изобретенной некогда основательницей центра "Аштар" Людмилой Шувановой. Бывшую официантку Шуванову они чтут как великую целительницу и провидицу: "Надо же, простая русская женщина, поднялась до таких высот..." По словам Натальи, и сглаз, и проклятие, и порча - повседневная реальность нашего времени. Позавидовали-де злые люди тихому семейному Наташиному счастью, довели ее мужа магическим путем до самоубийства, а ее самое - до неизлечимых современной медициной болезней и глубокой депрессии. И только в "Аштаре" Наталья обрела спасение и духовное просветление. Глядя в по-детски сияющие глаза этой матери семейства, трудно усомниться в блаженном ее

состоянии. Меня это почему-то насторожило. У Натальи, как выяснилось, на шее двое малолетних детей, воз материальных и бытовых проблем за плечами, но ни слова о земном, об обыденном я от нее не услышала. Она как ребенок взахлеб говорила о чудесных исцелениях, небывалых видениях. Такое ощущение, что реальных проблем для Натальи и не существует вовсе. И дети ее, надо думать, верят не в Деда Мороза, а в Аштара на летающей тарелке и от него ждут подарков. Только дождутся ли, поможет ли такая вера? Женщина убеждена - непременно поможет.

- Я только скажу: "Святые, миленькие, благословите..." - и они тут как тут. Даже если чувствую, что пища, которую предстоит съесть, несвежая, стоит мне произнести мысленно: "Святые, миленькие, люди с других планет, освятите трапезу" - съем и не отравлюсь, - поведала Наталья. По-видимому, таково же ее отношение и к пище духовной.

Осудить и осмеять людей, застрявших, как муха в варенье, в фантазмах и магических ритуалах, легко. Но рука не подымается бросить в них камень. Ибо многие из них, как несчастная Наталья, в секту пришли не от хорошей жизни. Они испытали "ситуацию острого горя", как говорят психологи, а иные оказались в жутком капкане депрессии, когда жизнь кажется в черном свете. На процессе по делу "духовного возрождения северян" выступали в защиту организации мать двоих детей, намаявшаяся без работы, инвалид, не нашедший применения своим интеллектуальным и духовным силам и не желающий тихо спиваться от отчаяния. Всем им никто - ни близкие, ни специалисты - не смогли в свое время протянуть руку помощи. "Помогли" наставники, снабжаемые идеями и литературой из-за границы, профессиональные проповедники и утешители. Но есть и выход из тупика. Довелось мне встретиться с девушкой, с которой целительница Мария Петровна теперь не разговаривает. Бывшая исцеляемая ушла из "Аштара", поняв что с центром ей не по пути. Марина (имя изменено) была даже активной проповедницей "аштарской" мифологии, посещала семинары, которые проводила приезжая сторонница учения Татьяна, ближайшая сподвижница покойной Людмилы Шувановой.

- На этих собраниях присутствовали до сотни человек. Были среди них и дети, - рассказала мне Марина. - И знаете, действительно под влиянием лекций Татьяны и последующих сеансов массового целительства происходили удивительные вещи: одна моя знакомая стала писать замечательные стихи, другие вдруг начали рисовать - открылись творческие способности. Были случаи, когда люди на собрании видели как наяву святых, ангелов-хранителей, Богоматерь. А я вдруг почувствовала, что что-то в меня вселилось (а быть может, кто-то?). Марина уверяла, что она даже обрела способность видеть внутренние органы людей, как на рентгене, получать ответы на мучающие ее вопросы "ниоткуда". Она не отказалась поделиться своим непростым опытом:

- Ничего плохого ни со мной, ни с кем другим из-за этих сеансов не случилось, Напротив, у людей начали проходить болезни. А я подумала: ведь так не бывает, чтобы дар давался даром. Что-то тут не то. Когда я исповедалась в церкви и причастилась, мои необыкновенные способности исчезли. "Не мой" внутренний голос я и теперь порой слышу, но только тогда, когда сильно нагрешу. К порвавшим с "Аштаром" старые недуги стали постепенно возвращаться. "Прелесть" - вот что такое "Аштар", - заключает она. - Но тот, кто прельстится необычными возможностями, горько потом об этом пожалеет.

Марина уверена, что за "людьми с иных планет" стоят отнюдь не божеские силы. "Аштаровские" искушения посланы, как "прелестные письма" Стеньки Разина, затем, чтобы как можно больше людей сбились с пути истинного. Теперь она, как истинная православная, и приметы считает суеверием, а верит только в Бога. Специалисты-психотерапевты и психиатры не видят в "аштаровских" чудесах исключительного: возможности суггестивного и гипнотического воздействия на человеческую психику известны им давно.

- Наверно, я, порвав с "Аштаром", и впала бы в депрессию, - признается Марина, - если б не смогла найти другую веру. Жаль мне тех людей, которые все ищут чего-то, переходят из одной секты в другую, а в результате теряют не только время, но и, страшно сказать, душу губят. Трудно не согласиться с ней: твердого основания, монолита веры под ногами не ощущают многие. И устремляются в паучьи сектантские сети отнюдь не худшие, а натуры, одаренные пытливым умом и тонкой душой, обладающие духовными потребностями.

Все смешалось в нашей жизни. В церкви, говорят, подают записки о здравии "людей с других планет", анастасийцы предлагают объявить день рождения Владимира Мегре, основателя их учения, всенародным праздником. Школьники читают сатанинскую "Черную библию", которую можно отыскать в Интернете, и спрашивают "Почему сатанизм - это плохо?" Слушают ребята пророка поколения "некст" Валерия Кипелова, который распевает под сладкозвучный наигрыш: "Я свободен ото зла и от добра. Я свободен, я забыл, что значит страх..." - и не знают, что свобода без креста и без берегов оборачивается самой страшной зависимостью. В России, как показали данные социологических исследований, от 60 до 80 процентов людей идентифицируют себя с православием. Между тем количество религиозных объединений исчисляется тысячами. Христианская и православная фразеология соседствует в деятельности иных объединений, таких как "Аштар", с отъявленной мистикой и контактерской идеологией. Отделить одно от другого большинство из нас не может за неимением элементарного религиозного воспитания, впрочем, и атеистического - тоже.

Ирина КОСОПАЛОВА.

Коллаж Светланы Толстик.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя