|
Правда Севера
24 августа 2006 (153)
Ирина КОСОПАЛОВА.
О ловцах душ и свободе совести
Читатели помнят судебный прецедент, описанный "Правдой Севера" в нескольких
номерах в феврале-мае. Областной суд вынес решение о запрете деятельности
организации индуистского толка "Духовное возрождение северян". Дело возбудила
прокуратура по заявлению матери девушки, попавшей в западню "Духовного
возрождения". Как выяснилось в суде, методы психологического воздействия,
применяемые упомянутой организацией на собраниях в подвале одной из
архангельских многоэтажек, не только экзотичны для наших мест, но и опасны для
психики адептов восточного учения.
Руководителей организации не заставило задуматься ни обоснованное решение,
вынесенное судьей Наталией Рассошенко, ни заключение экспертизы, подписанное
компетентными специалистами. Они пошли в Верховный суд отстаивать свою точку
зрения с Законом о свободе совести и религиозных объединениях и Конституцией
наперевес. Однако решение областного суда устояло и в суде Верховном.
От того, что теперь не видно красочных объявлений, зазывающих легковерных на
медитативные бдения "духовно возрождающихся", маме пострадавшей девушки Ани Вере
Валентиновне не легче. Ее дочь по-прежнему в тяжелом духовном и психологическом
кризисе.
Замены привычному для нее образу жизни и прежней вере Аня не нашла, да и не
захотела искать, поэтому и усилия врачей и просто сострадательных людей,
пытавшихся ей помочь, оказались не очень-то плодотворными.
Помнится, Вера Валентиновна жаловалась с горечью: "Даже если "Духовное
возрождение" запретят, кто вернет мне Аню?" Девушка, по сути дела, рассталась с
близкими, не разделяющими ее убеждений. Я подумала: "А кто вернет Ане себя
самое, прежнюю? Ее словно разлучили с собственной душой и разумом". Тут никакое
решение никакого суда не поможет. Применение недозволенных и опасных приемов
психологического воздействия - это обычная практика работы деструктивных сект.
Именно поэтому их руководство так противится психиатрическим и психологическим
обследованиям своих сторонников. Правда, несколько лет назад в Швеции лидеры
секты неопятидесятников "Слово жизни" позволили провести такое обследование.
Результаты показали, что у 93 процентов членов секты наблюдается резкое
ухудшение психического здоровья, при этом каждый четвертый сектант предпринимал
попытку суицида. Вводя в заблуждение непосвященных, религиозные организации
меняют свои названия. Не сразу можно догадаться, что "Духовное возрождение
северян" это не что иное, как Сант Мат (Путь Мастеров), известный пропагандой
медитации. А организация "Слово жизни" фигурирует под вывесками "Движение Веры",
"Школа Библии", в России она зарегистрирована под названием "Российский
объединенный союз христиан веры евангельской". "Вы рассказали мою историю..."
Эта скромная женщина появилась на пороге редакции неожиданно, без звонка.
Назовем ее Галина Ивановна. - Читала ваши заметки о "Духовном возрождении
северян"... Про эту бедную девушку Аню, - сказала она мне. - Вы точь-в-точь
описали мою дочь, такое впечатление, что вы рассказали мою историю. Оказалось,
Галина Ивановна приехала из Коношского района. В глубинке, поведала она, юные
души уловляют в сети не "мастера" Сант Мат, а пасторы-евангелисты. Хотя в
Коношском районе опасное поветрие идет не с востока, а с запада, результат-то
получается один: глубокий разлад в семьях, клин, вбитый между поколениями,
духовная и душевная неприкаянность и отрешенность от жизни последователей учения
евангелистов. Впрочем, обращенные в истинную евангельскую веру как будто и не
замечают собственной ущербности, уверяют, что все у них прекрасно, и такого
счастья, как в лоне истинного учения, они нигде и никогда не испытывали. - А
между тем одна девушка, увязшая в общении с единоверцами по уши, под влиянием их
проповедей даже руки на себя наложила, - поведала Галина Ивановна. - Не могла
справиться с сознанием своей якобы греховности.
Если уж в подобных случаях доброхоты-проповедники не несут никакой
ответственности, то на что было надеяться бедной Галине Ивановне?
- К кому я только не обращалась - все без толку, - вздыхала коношанка. - Все
видят в моей ситуации только обычный семейный раздор. Недопонимание между
матерью и дочерью, мол, в порядке вещей, и каждый у нас имеет право верить во
что хочет. Я уж и сама думала: может, действительно чего-то не понимаю, в чем-то
ошибаюсь, и в действительности никакой проблемы нет... Наконец-то об этом стали
писать! Пусть другие поймут и узнают, как это страшно. В том же Коношском районе
активно работают не только евангелисты. Не дремлют анастасийцы, последователи
небезызвестного Владимира Мегре. Они собирались даже участок земли прикупить для
создания "экологически чистого" поселения. Призыв анастасийцев - назад к
природе, в луга, леса, прочь от скучных повседневных обязанностей в объятия
братьев по вере. Дело опять-таки оборачивается разрушенными социальными связями,
сломанными судьбами, рухнувшими жизненными планами. В общем-то, оказывается, и
не важно, к какому деструктивному культу примкнешь по неведению и легковерию.
"Были наши дети такими разными, а стали такими одинаковыми," - сокрушаются
родители молодых сектантов.
"Самая опасная секта, это та, в которую попал родной человек", - утверждает
исследователь Александр Дворкин.
И вырваться из этого порочного круга куда сложнее, чем в нем оказаться.
Проведенные психологические исследования показали, что для того, чтобы
оправиться от влияния секты Муна, бывшим адептам требуется 1,5 года, с
кришнаизмом реально порвать за 1,2 года, чтобы отойти от саенталогии,
потребуется около трех лет. "Дар не дается даром..."
Запретили в судебном порядке одну секту - свято место было пусто не долго.
"Правда Севера" рассказывала уже о некоем обществе "Аштар", где практикуется
лечение святыми. Эта практика ничуть не лучше "сантматовской" медитации.
Проводятся "лечебные" сеансы на частной квартире в Архангельске. Автора занесло
туда профессиональное любопытство. На стенах в уютной комнате - иконы, на полу
ковры, кругом - диваны. По словам целительницы со средним техническим
образованием Марии Петровны (имя изменено) стоимость первоначального сеанса
диагностики - 250 рублей. Лечит, уверяет Мария Петровна, не она, лечат святые, а
также "люди с других планет". Инопланетяне под предводительством некоего Аштара,
юноши восточной внешности в чалме, кружат якобы рядом с нами, неразумными, на
летающих тарелках и помогают больному и заблудшему человечеству чем только
могут. Влияние инопланетных сил, подкрепленное молитвой, обращенной к
православным святым, на себе ощутили многие уверовавшие в чудеса, убеждала меня
целительница. Довелось мне увидеть воочию, как проходит сеанс "лечения святыми".
Пациентка Марии Петровны, назовем ее Наташа, вихлялась, словно занималась
аэробикой, с отрешенным выражением лица. "Это ее святые качают", - пояснила
целительница. После покачивания, насколько я поняла, исцеляемой предстоит
полежать в состоянии транса на диване. Что при этом ей внушит "врач" - Бог
весть.
Женщины истово верят в благотворность методики, изобретенной некогда
основательницей центра "Аштар" Людмилой Шувановой. Бывшую официантку Шуванову
они чтут как великую целительницу и провидицу: "Надо же, простая русская
женщина, поднялась до таких высот..." По словам Натальи, и сглаз, и проклятие, и
порча - повседневная реальность нашего времени. Позавидовали-де злые люди тихому
семейному Наташиному счастью, довели ее мужа магическим путем до самоубийства, а
ее самое - до неизлечимых современной медициной болезней и глубокой депрессии. И
только в "Аштаре" Наталья обрела спасение и духовное просветление. Глядя в
по-детски сияющие глаза этой матери семейства, трудно усомниться в блаженном ее
состоянии. Меня это почему-то насторожило. У Натальи, как выяснилось, на шее
двое малолетних детей, воз материальных и бытовых проблем за плечами, но ни
слова о земном, об обыденном я от нее не услышала. Она как ребенок взахлеб
говорила о чудесных исцелениях, небывалых видениях. Такое ощущение, что реальных
проблем для Натальи и не существует вовсе. И дети ее, надо думать, верят не в
Деда Мороза, а в Аштара на летающей тарелке и от него ждут подарков. Только
дождутся ли, поможет ли такая вера? Женщина убеждена - непременно поможет.
- Я только скажу: "Святые, миленькие, благословите..." - и они тут как тут. Даже
если чувствую, что пища, которую предстоит съесть, несвежая, стоит мне
произнести мысленно: "Святые, миленькие, люди с других планет, освятите трапезу"
- съем и не отравлюсь, - поведала Наталья. По-видимому, таково же ее отношение и
к пище духовной.
Осудить и осмеять людей, застрявших, как муха в варенье, в фантазмах и
магических ритуалах, легко. Но рука не подымается бросить в них камень. Ибо
многие из них, как несчастная Наталья, в секту пришли не от хорошей жизни. Они
испытали "ситуацию острого горя", как говорят психологи, а иные оказались в
жутком капкане депрессии, когда жизнь кажется в черном свете. На процессе по
делу "духовного возрождения северян" выступали в защиту организации мать двоих
детей, намаявшаяся без работы, инвалид, не нашедший применения своим
интеллектуальным и духовным силам и не желающий тихо спиваться от отчаяния. Всем
им никто - ни близкие, ни специалисты - не смогли в свое время протянуть руку
помощи. "Помогли" наставники, снабжаемые идеями и литературой из-за границы,
профессиональные проповедники и утешители. Но есть и выход из тупика. Довелось
мне встретиться с девушкой, с которой целительница Мария Петровна теперь не
разговаривает. Бывшая исцеляемая ушла из "Аштара", поняв что с центром ей не по
пути. Марина (имя изменено) была даже активной проповедницей "аштарской"
мифологии, посещала семинары, которые проводила приезжая сторонница учения
Татьяна, ближайшая сподвижница покойной Людмилы Шувановой.
- На этих собраниях присутствовали до сотни человек. Были среди них и дети, -
рассказала мне Марина. - И знаете, действительно под влиянием лекций Татьяны и
последующих сеансов массового целительства происходили удивительные вещи: одна
моя знакомая стала писать замечательные стихи, другие вдруг начали рисовать -
открылись творческие способности. Были случаи, когда люди на собрании видели как
наяву святых, ангелов-хранителей, Богоматерь. А я вдруг почувствовала, что
что-то в меня вселилось (а быть может, кто-то?). Марина уверяла, что она даже
обрела способность видеть внутренние органы людей, как на рентгене, получать
ответы на мучающие ее вопросы "ниоткуда". Она не отказалась поделиться своим
непростым опытом:
- Ничего плохого ни со мной, ни с кем другим из-за этих сеансов не случилось,
Напротив, у людей начали проходить болезни. А я подумала: ведь так не бывает,
чтобы дар давался даром. Что-то тут не то. Когда я исповедалась в церкви и
причастилась, мои необыкновенные способности исчезли. "Не мой" внутренний голос
я и теперь порой слышу, но только тогда, когда сильно нагрешу. К порвавшим с
"Аштаром" старые недуги стали постепенно возвращаться. "Прелесть" - вот что
такое "Аштар", - заключает она. - Но тот, кто прельстится необычными
возможностями, горько потом об этом пожалеет.
Марина уверена, что за "людьми с иных планет" стоят отнюдь не божеские силы.
"Аштаровские" искушения посланы, как "прелестные письма" Стеньки Разина, затем,
чтобы как можно больше людей сбились с пути истинного. Теперь она, как истинная
православная, и приметы считает суеверием, а верит только в Бога.
Специалисты-психотерапевты и психиатры не видят в "аштаровских" чудесах
исключительного: возможности суггестивного и гипнотического воздействия на
человеческую психику известны им давно.
- Наверно, я, порвав с "Аштаром", и впала бы в депрессию, - признается Марина, -
если б не смогла найти другую веру. Жаль мне тех людей, которые все ищут
чего-то, переходят из одной секты в другую, а в результате теряют не только
время, но и, страшно сказать, душу губят. Трудно не согласиться с ней: твердого
основания, монолита веры под ногами не ощущают многие. И устремляются в паучьи
сектантские сети отнюдь не худшие, а натуры, одаренные пытливым умом и тонкой
душой, обладающие духовными потребностями.
Все смешалось в нашей жизни. В церкви, говорят, подают записки о здравии "людей
с других планет", анастасийцы предлагают объявить день рождения Владимира Мегре,
основателя их учения, всенародным праздником. Школьники читают сатанинскую
"Черную библию", которую можно отыскать в Интернете, и спрашивают "Почему
сатанизм - это плохо?" Слушают ребята пророка поколения "некст" Валерия
Кипелова, который распевает под сладкозвучный наигрыш: "Я свободен ото зла и от
добра. Я свободен, я забыл, что значит страх..." - и не знают, что свобода без
креста и без берегов оборачивается самой страшной зависимостью. В России, как
показали данные социологических исследований, от 60 до 80 процентов людей
идентифицируют себя с православием. Между тем количество религиозных объединений
исчисляется тысячами. Христианская и православная фразеология соседствует в
деятельности иных объединений, таких как "Аштар", с отъявленной мистикой и
контактерской идеологией. Отделить одно от другого большинство из нас не может
за неимением элементарного
религиозного воспитания, впрочем, и атеистического - тоже.
Ирина КОСОПАЛОВА.
Коллаж Светланы Толстик.
| |