|
Правда Севера
25 августа 2006 (154)
Михаил ЛОЩИЛОВ.
Судьба наследия могла быть иной
Владимир Лобанов, автор публикации "Курорту Солониха - имя его основателя" ("ПС"
за 17 марта), посвященной приближающемуся 140-летию со дня рождения
художника-пейзажиста, исследователя Арктики Александра Алексеевича Борисова,
коснулся судьбы дома художника, построенного в 1901 году, и напомнил, что в нем,
ныне поставленном на реставрацию, с 1939 по 1992 год размещался детский
санаторий.
В этой связи следует сказать, что судьба дома вполне могла быть иной. Племянник
А. А. Борисова - Николай Петрович Борисов в своей книге "Художник вечных льдов"
писал: "После его смерти юридически оформленного завещания не оказалось.
Единственной наследницей была жена, жившая в Берлине по советскому паспорту, но
возраст и болезни не позволили ей приехать..."
Понятно, что если бы супруга Борисова приехала и вступила во владение домом и
коллекцией картин, то вряд ли бы передала их государству безвозмездно. Если бы
вообще передала. Вступить же во владение ей помешали не старость и болезни, а
другие обстоятельства. О том, что они были, свидетельствует архивный документ -
письмо, отправленное 23 января 1935 года Северным крайисполкомом в наркомат
внутренних дел. В нем говорится:
"17 августа 1934 г. умер известный художник и исследователь Севера - А. А.
Борисов, после смерти которого осталось имущество, заключающееся в двухэтажном
доме, находящемся в г. Красноборске Котласского района Северного края, а также в
картинах, книгах, домашней обстановке и пр. В настоящее время поступило
заявление поверенного жены и дочери покойного - члена Московской областной
коллегии защитников Вавина о выдаче его доверительницам свидетельства,
подтверждающего их право пользования.
Так как из приложенных к заявлению документов устанавливается, что жена умершего
художника Борисова - Матрена Дмитриевна Борисова проживает в Берлине,
Контштрассе, 35, а дочь его (приемная) Евгения Николаевна Меринг (до брака
Борисова) также в Берлине, Вильмерсдорфштрассе, 77, то возникает вопрос,
являются ли названные лица гражданами СССР, легально выехавшими из СССР и
пользующиеся защитой советских законов..."
Из процитированного видно, что ни преклонные годы, ни слабое здоровье Борисовой
не помешали ни ей, ни ее дочери (которая, скорее всего, была инициатором) начать
хлопоты о наследстве. Разумеется, с дальним прицелом - стать владельцами как
дома, так и коллекции картин. При этом они, добровольно покинувшие Россию в 1922
году, естественно, возвращаться на постоянное жительство не собирались. А
наверняка планировали дом продать, картины же - вывезти.
Это отлично понимали архангельские и столичные власти и никак не могли
допустить, чтобы картины знаменитого русского художника оказались не просто за
границей, а в фашистской Германии. Поэтому при отсутствии письменного завещания
пришлось прибегнуть к уловкам и крючкотворству, дабы предотвратить приезд
наследниц в СССР. А доводы советских властей основывались на утверждении,
которое повторил в книге племянник художника: Борисов всегда говорил, что он
свои картины завещает Архангельскому музею, а дом - государству..."
Безусловно, с юридической точки зрения действия, основанные лишь на устном
завещании, сомнительны, но с практической - выглядят совсем иначе. Дело в том,
что все имевшиеся у жены и дочери картины Борисова погибли в 1945 году при
бомбардировке Берлина американской авиацией. Наверняка их судьбу разделила бы и
вся коллекция, окажись вывезенной из СССР в Германию. И тогда накануне 140-летия
Борисова никто не мог бы и мечтать о проведении выставок его произведений ни за
границей, ни в Архангельске, ни на малой родине - в сохраненном до наших дней
доме художника.
| |