Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
30 августа 2006 (157)
Надежда ШИЛОВА.

Одним медом не заманить

Почему не заработал устьянский бренд?

"Устьяны - столица северного меда". Не правда ли: звучит красиво и весьма заманчиво для туристов и предпринимателей? Увы, большого потока этих самых туристов и бизнесменов на Устье пока не наблюдается. А звучный бренд, которым в ноябре прошлого года устьяков "наградил" губернатор Николай Киселев, оказалось не так-то легко раскрутить.

В августе в поселке Октябрьский (центр Устьянского района) состоялся "круглый стол", на котором обсуждались проблемы и перспективы раскрутки "медового" бренда. В числе участников - депутаты областного Собрания, ученые из Рязанского НИИ пчеловодства и МГУ, представители областной и муниципальной администраций.

В самом начале обмена мнениями замглавы района по социальным вопросам Лидия Буторина нажала на главную "болевую" точку:

- Одна из основных проблем, которая встала перед нами, - написание концепции развития нашего бренда и проекта. Когда мы коснулись этой темы поглубже, то поняли, что сил у нас недостаточно. Для того, чтобы разработать концепцию, с которой нам можно было бы стучаться во все уровни бюджетов, нам нужна помощь специалистов в области экономики, туризма.

Да, устьяки понабрались уму-разуму у своих вологодских соседей - в Великом Устюге, где мастерски раскручен бренд "Родина Деда Мороза".

Так, в сфере образования великоустюжские "уроки Деда Мороза" на Устье вполне могут стать "уроками пчеловодства". Есть идеи, связанные со сферой здравоохранения: мед как обязательный компонент в меню школьников и ребятишек из детских садов. В сфере культуры - "медовая" тематика в библиотеках, учреждениях досуга... Идеи, наработки - на это фантазии хватит. А вот общей концепции нет!

Весьма интересную реплику по этому поводу подал областной депутат Сергей Зарубин:

- Сложно понять: что мы закладываем в понятие "Устьянский район - столица северного меда". Что это? Узкопрофильное пчеловодство? А быть может, - туризм или что-то еще? Надо сначала прийти к единому мнению. Какие цели? Куда мы идем? Просто под бренд областное Собрание депутатов не даст ни копейки! Как член его бюджетного комитета я готов поддерживать все инициативы. Но самое главное - должны быть четкие весомые обоснования!

Лидия Буторина отметила, что "в Великом Устюге тоже не так быстро все произошло. Восемь лет им понадобилось для раскрутки своего бренда, но в результате это дало второе дыхание жизни города".

Сейчас же, по словам Буториной, там разработана целевая программа на 2007-2009 годы. На ее реализацию из бюджета Вологодской области планируется выделить порядка 400 млн рублей. И, что весьма важно: в самом Великом Устюге проводятся выездные собрания областных парламентариев по обсуждению этой программы.

Депутат Архангельского областного Собрания Надежда Павловская поддержала устьяков. "После принятия областного закона о пчеловодстве вторым шагом должно стать рассмотрение в областном Собрании вопроса: как поддержать бренд? Мы будем способствовать, чтобы были выделены необходимые деньги", - заявила она.

В то же время кандидат географических наук МГУ Людмила Емельянова высказала свое мнение жестко, но справедливо: "Как показывает опыт, финансы падают туда, где идея показала свою жизнеспособность!".

Насколько же жизнеспособна идея "медового" бренда?

Московская гостья, уже второй десяток лет выезжающая в экспедиции на Устье, назвала основные плюсы и минусы. Так, по ее мнению, мед устьянский хорош, но дорогой, да и купить его сложно. Второй момент - нынешнее состояние инфраструктуры.

- Одним медом вы сюда никого не заманите! Сейчас турист избалован, иностранный - тем более. И во всех начинаниях инфраструктуре отводится ведущее место. Но то, что Устьянский район обладает возможностями для создания этой инфраструктуры - очевидно. Те дома, которые строят здесь, не имеют аналогов. Это отметили и канадцы, которых мы сюда привозили. Они удивлялись: люди все умеют, но почему же они так живут? Сейчас ростки появились, но сказать, что инфраструктура района заметно улучшилась, я бы не могла, - подчеркнула Людмила Емельянова.

Ростки, действительно, есть. Взять, к примеру, гостиницы. В Октябрьском их теперь две: "Октябрьская" (еще с советских времен) и "Полина" (новая, деревянная, построенная местным предпринимателем). В Малиновке появилась гостиница в сосновом бору и деревянные домики для проживания туристов, предпочитающих активный отдых: лыжи, байдарки, велосипеды. Создание большого туркомплекса планируется на основе охотничьей базы "Высокая". А вот здешние дороги, увы, оставляют желать лучшего.

- Люди из больших городов ищут ухода от стресса, чтобы прийти в себя, получить хорошие эмоции - это факт. Подобные идеи эксплуатируются в мире очень продуктивно. Но Устьянскому району до этого надо еще дорасти, - считает Людмила Емельянова. - Вместе с тем на то, что край может стать столицей северного меда, работает несколько фактов. Этот район находится в центральной части таежной европейской зоны России, и эту идею тоже можно эксплуатировать при раскрутке бренда. Побывать в настоящей российской северной тайге, да еще в ее центральной части - это очень здорово! Но я не зря поставила вопрос об объемах добычи меда, которые производит район. На мой взгляд, это базисный камень идеи, потому что если меда мало и нет перспектив, то несерьезно говорить об Устьянах как о столице северного меда.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя