Правда Севера
30 августа 2006 (157)
Надежда ШИЛОВА.
Одним медом не заманить
Почему не заработал устьянский бренд?
"Устьяны - столица северного меда". Не правда ли: звучит красиво и весьма
заманчиво для туристов и предпринимателей? Увы, большого потока этих самых
туристов и бизнесменов на Устье пока не наблюдается. А звучный бренд, которым в
ноябре прошлого года устьяков "наградил" губернатор Николай Киселев, оказалось
не так-то легко раскрутить.
В августе в поселке Октябрьский (центр Устьянского района) состоялся "круглый
стол", на котором обсуждались проблемы и перспективы раскрутки "медового"
бренда. В числе участников - депутаты областного Собрания, ученые из Рязанского
НИИ пчеловодства и МГУ, представители областной и муниципальной администраций.
В самом начале обмена мнениями замглавы района по социальным вопросам Лидия
Буторина нажала на главную "болевую" точку:
- Одна из основных проблем, которая встала перед нами, - написание концепции
развития нашего бренда и проекта. Когда мы коснулись этой темы поглубже, то
поняли, что сил у нас недостаточно. Для того, чтобы разработать концепцию, с
которой нам можно было бы стучаться во все уровни бюджетов, нам нужна помощь
специалистов в области экономики, туризма.
Да, устьяки понабрались уму-разуму у своих вологодских соседей - в Великом
Устюге, где мастерски раскручен бренд "Родина Деда Мороза".
Так, в сфере образования великоустюжские "уроки Деда Мороза" на Устье вполне
могут стать "уроками пчеловодства". Есть идеи, связанные со сферой
здравоохранения: мед как обязательный компонент в меню школьников и ребятишек из
детских садов. В сфере культуры - "медовая" тематика в библиотеках, учреждениях
досуга... Идеи, наработки - на это фантазии хватит. А вот общей концепции нет!
Весьма интересную реплику по этому поводу подал областной депутат Сергей
Зарубин:
- Сложно понять: что мы закладываем в понятие "Устьянский район - столица
северного меда". Что это? Узкопрофильное пчеловодство? А быть может, - туризм
или что-то еще? Надо сначала прийти к единому мнению. Какие цели? Куда мы идем?
Просто под бренд областное Собрание депутатов не даст ни копейки! Как член его
бюджетного комитета я готов поддерживать все инициативы. Но самое главное -
должны быть четкие весомые обоснования!
Лидия Буторина отметила, что "в Великом Устюге тоже не так быстро все произошло.
Восемь лет им понадобилось для раскрутки своего бренда, но в результате это дало
второе дыхание жизни города".
Сейчас же, по словам Буториной, там разработана целевая программа на 2007-2009
годы. На ее реализацию из бюджета Вологодской области планируется выделить
порядка 400 млн рублей. И, что весьма важно: в самом Великом Устюге проводятся
выездные собрания областных парламентариев по обсуждению этой программы.
Депутат Архангельского областного Собрания Надежда Павловская поддержала
устьяков. "После принятия областного закона о пчеловодстве вторым шагом должно
стать рассмотрение в областном Собрании вопроса: как поддержать бренд? Мы будем
способствовать, чтобы были выделены необходимые деньги", - заявила она.
В то же время кандидат географических наук МГУ Людмила Емельянова высказала свое
мнение жестко, но справедливо: "Как показывает опыт, финансы падают туда, где
идея показала свою жизнеспособность!".
Насколько же жизнеспособна идея "медового" бренда?
Московская гостья, уже второй десяток лет выезжающая в экспедиции на Устье,
назвала основные плюсы и минусы. Так, по ее мнению, мед устьянский хорош, но
дорогой, да и купить его сложно. Второй момент - нынешнее состояние
инфраструктуры.
- Одним медом вы сюда никого не заманите! Сейчас турист избалован, иностранный -
тем более. И во всех начинаниях инфраструктуре отводится ведущее место. Но то,
что Устьянский район обладает возможностями для создания этой инфраструктуры -
очевидно. Те дома, которые строят здесь, не имеют аналогов. Это отметили и
канадцы, которых мы сюда привозили. Они удивлялись: люди все умеют, но почему же
они так живут? Сейчас ростки появились, но сказать, что инфраструктура района
заметно улучшилась, я бы не могла, - подчеркнула Людмила Емельянова.
Ростки, действительно, есть. Взять, к примеру, гостиницы. В Октябрьском их
теперь две: "Октябрьская" (еще с советских времен) и "Полина" (новая,
деревянная, построенная местным предпринимателем). В Малиновке появилась
гостиница в сосновом бору и деревянные домики для проживания туристов,
предпочитающих активный отдых: лыжи, байдарки, велосипеды. Создание большого
туркомплекса планируется на основе охотничьей базы "Высокая". А вот здешние
дороги, увы, оставляют желать лучшего.
- Люди из больших городов ищут ухода от стресса, чтобы прийти в себя, получить
хорошие эмоции - это факт. Подобные идеи эксплуатируются в мире очень
продуктивно. Но Устьянскому району до этого надо еще дорасти, - считает Людмила
Емельянова. - Вместе с тем на то, что край может стать столицей северного меда,
работает несколько фактов. Этот район находится в центральной части таежной
европейской зоны России, и эту идею тоже можно эксплуатировать при раскрутке
бренда. Побывать в настоящей российской северной тайге, да еще в ее центральной
части - это очень здорово! Но я не зря поставила вопрос об объемах добычи меда,
которые производит район. На мой взгляд, это базисный камень идеи, потому что
если меда мало и нет перспектив, то несерьезно говорить об Устьянах как о
столице северного меда.
|