Правда Севера
4 августа 2006 (141)
Лада Александрова.
Архангельские железнодорожники отмечают юбилей
5 августа Архангельскому отделению Севернойжелезной дороги - филиалу ОАО
"РЖД"исполняется 60 лет.
Историческая справка
23 сентября 1946 года министр путей сообщения СССР И. Ковалев издал приказ "Об
организации отделений железных дорог и укрупнении отделений движения, отделений
паровозного хозяйства и вагонных участков железных дорог". В перечне отделений
значилось и Няндомское.
В сегодняшних границах Архангельское отделение Северной железной дороги
существует с 1 марта 1986 года.
Своим нынешним названием отделение обязано приказу министра путей сообщения СССР
от 20 января 1975 года, благодаря которому аппарат Няндомского отделения СЖД был
перемещен на станцию Архангельск, а отделение переименовано в Архангельское.
Как все начиналось
Строительство узкоколейной дороги от Вологды до Архангельска началось в 1894
году. С развитием рыбного промысла, расширением морского и речного судоходства
росла потребность в лесоматериалах на внутреннем рынке. Большое значение
приобрела внешняя торговля через Архангельский порт. Возникла настоятельная
потребность соединить Архангельск с центром России посредством железной дороги.
Строительство дороги взялось осуществить общество Московско-Ярославской железной
дороги, а возглавил его капиталист и меценат Савва Иванович Мамонтов.
17 ноября 1897 года состоялось открытие Архангельско - Вологодской линии
Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. На торжества специальным
поездом прибыл представитель царского правительства. Регулярное же движение по
дороге открылось в 1898 году.
ВеликаяОтечественная война
В военные годы огромная ответственность легла на плечи железнодорожников
отделения: из Архангельского порта на фронт шли военные грузы. Были созданы
подвижные колонны паровозов особого резерва, благодаря которым командование
имело в своем распоряжении надежный маневренный транспорт.
Послевоенные годы
Для усиления безопасности почти все станции оборудовали маршрутно-контрольными
устройствами системы инженера Наталевича, а для улучшения использования
маневровых паровозов узловые и участковые станции оснастили радиосвязью.
В семилетний план (1959-1965) осуществлен перевод на тепловозную тягу участков
Вологда- Коноша, Коноша-Архангельск, Маленга- Обозерская. Но величайшей стройкой
того периода на отделении стало сооружение совмещенного моста через реку
Северная Двина в Архангельске для железнодорожного и автомобильного транспорта.
Мост был введен в эксплуатацию в декабре 1964 года.
"Звездный час"отделения
Наибольших успехов в перевозке грузов Архангельское отделение достигло в 1988
году: грузооборот тогда составил 23478 млн тонн. Пик пассажирских перевозок
приходится на 1992 год - пассажирооборот достиг 1480,9 млн человека.
Самые высокие экономические показатели отделения зафиксированы в 1990 году: было
получено 36777 тыс. рублей прибыли, направленной на развитие хозяйства,
улучшение социально-бытовых условий жизни работников.
Сегодняшнийдень отделения
Коллектив отделения насчитывает около 10 тысяч человек и обеспечивает доставку
грузов в архангельские порты для переброски Северным морским путем на
Арктическое побережье и в страны Запада. Железнодорожные пути проложены
непосредственно на причалы, что позволяет вести погрузку-выгрузку по "прямому
варианту".
В зоне обслуживания отделения такие крупные города, как Архангельск,
Северодвинск, Новодвинск, 9 муниципальных образований. Кроме того, отделение
удовлетворяет транспортные запросы предприятий лесопромышленного комплекса,
"Севмаша" - центра атомного машиностроения и завода "Звездочка", ремонтирующего
атомные подводные лодки. Обслуживает войска стратегического назначения и
космодром "Плесецк".
Общая эксплуатационная длина пути по отделению -1044,9 км. Перевозочный процесс
обеспечивают 65 железнодорожных станций, 11 пассажирских вокзалов, 7
контейнерных площадок и 17 структурных подразделений.
В последнее время Архангельское отделение стремительно развивается, внедряя
новейшие технологии. Успешно завершена электрификация западного хода, и в
настоящее время более 90 процентов от всего объема перевозок выполняется
электротягой. Введены современные системы автоблокировки, новые стрелочные посты
электрической централизации, волоконно-оптическая связь, системы телеуправления
энергообъектами.
Сдан в эксплуатацию пункт техобслуживания локомотивов на станции Обозерская,
реконструировано вагонное депо в Исакогорке, отремонтировано и модернизировано
вагонное депо в Коноше, удлинены пути по станциям Грибаниха и Большая Кяма,
активно строится жилье для железнодорожников. Стабильно растут грузооборот,
средний вес и скорость поезда, проводится планомерное оздоровление пути. В
перспективе - электрификация участка Обозерская-Архангельск.
Интервью с начальникомАрхангельского отделения СЖДВалерием Шиленко.
-На день рождения принято дарить подарки. Что получило отделение к празднику?
-Буквально на днях на наше отделение пришли три односекционных рельсовых
автобуса. Думаю, их можно считать двойным подарком: с одной стороны, отделению к
юбилею, а с другой стороны, это подарок железной дороги пассажирам, пользующимся
пригородными поездами.
-А настроение накануне юбилея праздничное? Есть основания гордиться своей
работой и с оптимизмом смотреть в будущее?
-Архангельское отделение занимает второе место по грузообороту среди других
отделений Северной железной дороги и первое место за полугодие по
финансово-экономическим показателям. Растут объемы перевозки нефтепродуктов,
наращивает мощности Архангельский морской торговый порт. Так что груз есть, есть
работа, а значит - есть перспективы для развития.
- В последнее время много говорится о программе развития туризма в Архангельской
области. Какова, по вашему видению, может быть в этой программе роль железной
дороги?
-Прежде всего, это безаварийная и бесперебойная перевозка грузов и пассажиров.
Обеспечение им безопасности, комфорта, сокращение времени в пути следования.
Кстати, с 1 августа по отделению вводится система "График исполнительного
движения", позволяющая отслеживать график движения пассажирских поездов в
реальном времени. Данные прохождения по каждой станции будут фактическими,
оперативными, без вмешательства человеческого фактора.
Кроме того, и сама железная дорога может быть объектом туристического бизнеса.
Взять, к примеру, ретро-поезда, когда старинный паровоз тянет комфортабельные
вагоны по живописным местам. Такой вид туризма уже практикуется в некоторых
регионах страны, а в прошлом году ретро-поезд побывал и на Архангельском
отделении. Причем, больший интерес к подобной экзотике проявляют иностранные
туристы, уставшие от банального комфорта, Венеции и Парижа.
-Ну а именинный торт с хороводом на вашем юбилее будет?
-Обязательно - какой же день рождения без застолья с чашкой чая, да и не только
чая! Будет праздник с застольем, с концертом, пригласим гостей, потанцуем,
споем. Отметим лучших работников грамотами, подарками, благодарностями. Тем
более что Указом Президента РФ от 3 июля четверо наших сотрудников награждены
медалью ордена "За заслуги перед Отечеством второй степени", а руководителю
отделения присвоено звание "Заслуженный работник транспорта Российской
Федерации".
Слово власти
Николай Киселев,губернатор Архангельской области:
За 60 лет архангельские железнодорожники внесли большой вклад в развитие
экономического потенциала Архангельской области. Вами перевезены миллиарды тонн
грузов, миллионы пассажиров.
И сегодня четкая и слаженная работа отделения обеспечивает бесперебойный
грузопоток в порты области для дальнейшей его транспортировки на побережье
Арктики и в страны Западной Европы.
Гордимся, что Архангельское отделение занимает второе место по грузообороту
среди других отделений Северной железной дороги.
Архангельское отделение всегда было и остается надежным партнером для
предприятий лесопромышленного комплекса, государственного центра атомного
судостроения, космодрома "Плесецк".
Радует, что большое внимание железнодорожники области уделяют внедрению новых,
современных форм работы. На вашем счету - электрификация участков дороги,
строительство и реконструкция вокзальных сооружений и путей, обновление
вагонного парка, повышение качества обслуживания пассажиров.
Слово партнерам
Юрий Анисимов,генеральный директор ОАО "НК "Роснефть" -
Архангельскнефтепродукт":
Одно из главнейших звеньев в работе нашего предприятия занимает железная дорога.
Именно железнодорожным транспортом производится доставка нефти и нефтепродуктов
потребителям на территории Архангельской области. Четкая работа подразделений
Северной железной дороги позволяет перевозить более 4 миллионов тонн наших
грузов ежегодно.
Сегодня ваше предприятие представляет собой мощный транспортный комплекс с
большим техническим и человеческим потенциалом, на протяжении многих лет
обеспечивающий стабильную транспортную связь со всеми регионами страны.
Железнодорожный транспорт был и остается одним из основных, определяющих звеньев
экономики.
Свой профессиональный праздник многие из вас встречают на рабочих местах, в
пути, перевозя пассажиров и грузы. Железная дорога, как живой и постоянно
действующий организм, ни на секунду не останавливается.
Александр Киселев,заместитель генерального директора - управляющий директор ОАО
"Архангельская генерирующая компания":
Ежегодно в адрес филиалов ОАО "Архангельская генерирующая компания" доставляется
в среднем около 900 тысяч тонн мазута и столько же угля, а еще тысячи тонн
материалов и оборудования, необходимых для проведения ремонтов
теплоэлектростанций и тепловых сетей.
Все, наверное, помнят трескучие морозы первых месяцев 2006 года. Благодаря
тесному взаимодействию энергетиков с Архангельским отделением СЖД, принявшим все
необходимые меры по скорейшему прохождению вагонов с топливом, было обеспечено
выполнение температурного графика теплосети и поддерживались комфортные условия
в квартирах горожан.
Уверены, что такой уровень понимания и сотрудничества между нашими предприятиями
сохранится и в дальнейшем.
Михаил Папылев, генеральный директор ООО ПКП "Титан":
Многие годы наша компания тесно сотрудничает с Архангельским отделением Северной
железной дороги. Настойчивость в достижении поставленных целей, стремление
трудиться эффективно, с высоким чувством ответственности, творческий поиск - все
это характеризует работу этого предприятия. Уверен, что энергичность,
предприимчивость и высокий профессионализм всего коллектива обеспечат его
успешное развитие на долгие годы.
Василий Кныревич,генеральный директор ОАО "Архбум":
Наша компания сотрудничает с Архангельским отделением северной железной дороги
много лет. Нас связывают крепкие партнерские отношения. В этот день хотелось бы
пожелать всем сотрудникам предприятия счастья, удачи, здоровья, благополучия.
Только развития и только успехов!
|