|
Правда Севера
5 августа 2006 (142)
Ирина КОСОПАЛОВА.
Хозяйка дома на колесах
Главное для проводника - сделать так, чтобы никто в вагоне никому не мешал
Утренний поезд Москва - Архангельск прибывал по расписанию. Старший проводник
Надежда Харина расставалась с пассажирами, улыбаясь: никак не скажешь, что ей
пришлось сутки без продыху отработать под грохот колес. Есть женщины, которые
улыбаются, несмотря ни на что. На таких и форма сидит как влитая, и люди к ним
тянутся. А откуда у Надежды Хариной с утра пораньше и маникюр, и макияж, и
прическа к лицу - это ее профессиональный и женский секрет. Держать марку
обязывает не только честь мундира сотрудника славного железнодорожного
ведомства, но и, подозреваю, сознание собственной привлекательности.
- Дел у нас хватает, - рассказывает Надежда, - на два вагона - три проводника.
В месяц от Архангельска до Москвы и обратно успеваем наездить около 150 часов.
Вот так работа диктует распорядок жизни: три рейса туда-обратно по Северной
железной - это в общей сложности несколько суток на колесах, зато потом
выходные...
По словам Надежды Валентиновны, за те четыре года, что она работает проводницей,
никаких аварийных ситуаций, криминальных или скандальных происшествий с
серьезными последствиями в ее вагонах не случалось. Наверняка не только потому,
что Бог миловал, но и оттого, что хозяйка вагона смогла предусмотреть тысячи
мелочей в работе и, главное, найти нужную интонацию в общении с людьми.
- Бывает ведь и так: веселая компания, направляющаяся в отпуск или на праздник,
едет рядом с человеком в трауре. И нужно позаботиться о том, чтобы никто никому
не мешал, всем было уютно в пути, - делится своими наблюдениями Надежда
Валентиновна. - Главное для проводника, как и для каждого работника сферы услуг,
- войти в положение тех, с кем приходится общаться по роду деятельности, понять
настроение людей. А еще очень выручает в сложных ситуациях чувство юмора.
Курьезные случаи в практике работы Надежды Хариной бывают сплошь и рядом.
Недавнее происшествие, рассмешившее случайных свидетелей, случилось на станции
Данилов. Там поезд Москва - Архангельск стоит полчаса. Получилось так, что двое
приятелей встретились нежданно-негаданно на перроне во время стоянки. Один ехал
в отпуск, на юг, а другой - в противоположном направлении, домой. Встречу
отметили в вагоне-ресторане. Поскольку горячительного за полчаса было выпито
сверх меры, вышел курьез наподобие того, что в фильме "Ирония судьбы". Друзья на
промежуточной станции потеряли ориентир и без проводника не могли сообразить, а
в каком, собственно, поезде они находятся и кому пора выходить.
Однако жизнь у улыбчивой и находчивой проводницы складывается непросто. И на
железную дорогу Надежда Харина пришла работать, пережив беду: умер муж, который
тоже был проводником. Нужно поднимать сына-подростка, вот и
переквалифицировалась Надежда Валентиновна из торгового работника в проводницу,
чтобы поправить материальное положение своей небольшой семьи. В железнодорожной
среде она сразу пришлась ко двору да еще и завоевала почетное второе место в
конкурсе на звание лучшего проводника Северной железной дороги.
- Конкурс проходил в два этапа, - рассказывает Надежда Валентиновна. - Поначалу
проверялись профессиональные знания и навыки. А затем мы показывали домашнее
задание: нужно было в любой форме, хоть в песне, хоть в стихах, рассказать о
своей профессии. Я спела частушки.
С жанром Надежда Валентиновна не прогадала: частушка лучше всего передает и
калейдоскоп событий, мелькающих перед глазами проводника, и ритмичный стук
вагонных колес. Про вагон есть припевка, шутливая, но со смыслом: "Вдоль по
рельсам едет дом, не живут подолгу в нем". Чтобы стал вагон домом для
пассажиров, в нем должна быть хозяйка, которая создает тепло и уют, пусть и на
короткое время путешествия...
| |