Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
8 августа 2006 (143)
Наталья ПАРАХНЕВИЧ.

"Не наша она. Да и вообще - вольнонаемная..."

Мы уже писали о том, что в Архангельск вернулись участники экспедиции из военно-патриотического клуба "Долг" и ветеранских организаций. Они собирали по области информацию о земляках, погибших в "горячих точках" и пострадавших в контртеррористических операциях. Сведения поисковики планируют включить в Книгу Памяти Архангельской области. Александр Копосов, председатель региональной организации ветеранов войны в Афганистане, делится впечатлениями от поездки.

- Александр, цель поездки - сбор данных. Не проще ли было послать запросы в военкоматы по месту жительства погибших солдат? А не колесить по всей области?

- Есть такая поговорка: "Хочешь завалить дело - перепоручи его кому-нибудь". О чем тут говорить, если те же военкоматы путаются в солдатских именах, в датах рождения и смерти! Мы в этот раз собрали сведения о 104 "чеченцах" и 74 "афганцах". И это не просто сухие факты. Например, никаких данных не было у нас о Герое Советского Союза Шахворостове. Просто знали, что он каким-то боком связан с Архангельской областью. А тут открыли столько нового! Герой жил в Верхнетоемском районе. Потом семья переехала в Казахстан. Там он закончил военное училище, оттуда ушел воевать... Но корни все равно наши - северные.

- Заброшенных, неухоженных солдатских могил много встречали?

- Есть одна погибшая медсестра-"афганка". Захоронена она в Няндомском районе. Родных нет. Приехали на кладбище - сиротливо стоит обветшавшая железная тумба. Мы в военкомат, мол, чего могилку-то не навещаете? А они в ответ: "Не наша она. С Ленинграда призывалась. Да и вообще - вольнонаемная". По данным местного военкомата, медсестры Любы Батулиной вроде как и не было вовсе...

Из 60 могил в удовлетворительном состоянии только 40. Некоторые могильные плиты были и вовсе раскурочены... В Коношском районе кладбище у дороги. Шел грузовик и пополам разломал памятник... Не хотим нагнетать страсти, но и приукрашивать положение не будем.

- Собираетесь накопленными фактами как-то повлиять на областную администрацию?

- Нужен диалог. Организуем фотосессию, покажем наглядно, как обстоят дела с захоронениями. Пора определиться, что важнее: лозунги типа "никто не забыт" или человеческое отношение... Надеемся встретиться с губернатором и договориться по поводу проведения "круглого стола" по Книге Памяти.

- Сколько нужно средств для ее издания?

- 1 миллион 180 тысяч рублей. В издательстве согласны напечатать в кредит, но под гарантийное письмо администрации области.

- 22 региона уже выпустили подобные книги. Вам, очевидно, видны уже как плюсы, так и минусы этих книг?

- Хорошо, что мы не поспешили с выпуском. Отберем самое лучшее из всех книг. Много и своих творческих задумок. Об Архангельской области историческую справку дадим. Хотим также поместить информацию про Афганистан. Посвятим место наградам за участие в боевых действиях. Будет два тома. В первом - больше про "афганцев", во втором - про "чеченцев". Также в первый том попадут погибшие на Кубе и в Эфиопии. А второй - это уже "Курск" и "Норд-ост".

- Местное население как на вас в экспедиции реагировало?

- Отличается деревня от города. В больших домах соседи по подъезду друг друга не знают. А вот заехали мы как-то в деревушку глухую. Да еще и перепутали ее. А нам говорят: "Живет семья в восемнадцати километрах отсюда в соседней деревне". Северная глубинка не потеряла простоту и душевность.

- С родителями трудно было общаться? "Чеченские" матери отличаются от "афганских"?

- Отличаются прежде всего возрастом. А также - обеспечением. За погибшего в Афгане тогда платили копейки, а за Чечню хоть какие-то компенсации шли. Но с "чеченскими" матерями сложнее. Боль не притупилась, слезы не все выплаканы. Иногда матери замыкались, не могли сразу довериться нам. Спрашиваем: "Увлекался сын чем? Может, комсоргом был?" А в ответ: "Нет-нет, был просто хорошим мальчиком". А потом словно прорвало маму, заревела: "Да хулиганистый он был, по два года в одном классе сидел". И после этого разговор пошел. Парнишка-то ее геройски погиб...

- Думаете, после экспедиции что-то поменяется? Памятники в порядок приведут?

- Просто фиксировать негатив нет смысла. Надо предложить пути действия. Собираемся, например, выйти на школы с письмами-просьбами. Второй вариант - на министерство обороны, на наше УВД. Есть и третий путь. Это когда губернатор волевым решением выделяет деньги из собственного фонда. Не только памятники, но и некоторые семьи в сложнейшем положении. Люди под тяжестью горя опустились на дно. В общем, всего мы насмотрелись... Теперь действовать надо.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя