Правда Севера
1 сентября 2006 (159)
Александр ВИСЛЫХ.
Союзные конвои в северных морях
Ленд-лиз в переводе с американского - заем и аренда. Это форма военной помощи
США союзникам по антигитлеровской коалиции - безвалютный обмен товарами и
услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на много лет.
Значение оказанной помощи по ленд-лизу в течение Великой Отечественной войны и в
послевоенный период замалчивалось. Лишь подчеркивалось, что эти поставки
составили не более 8-10 процентов в составе общего объема валового продукта за
годы войны, а стоимость их окупилась пролитой кровью советских солдат. А между
тем ввезенные по ленд-лизу оружие, боеприпасы, продовольствие и другое военное
имущество сыграло весьма важную роль в коренном переломе в войне. Известно по
этому поводу высказывание А. Микояна: "Осенью 1941 года мы потеряли все, и если
бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое
снабжение, еще вопрос, как бы обернулось дело".
Поставки грузов на условиях ленд-лиза начались с 31 августа 1941 года, когда в
Архангельск прибыл пробный конвой "Дервиш" в составе 7 транспортов и 11 кораблей
охранения. Одним из наиболее важных разделов по ленд-лизу было транспортное
обеспечение. Согласно соглашению СССР был обязан выполнить все перевозки за свой
счет и своим транспортом. Но морской флот страны мог обеспечить только пятую
часть всех объемов. И после согласований США предоставили Советскому Союзу свои
182 транспортных судна (старые после специального ремонта и новые типа либерти).
Это позволило вместе с флотом ММФ обеспечить 50 процентов перевозок, остальной
флот был зафрахтован в США, Великобритании, Норвегии и в других странах.
Как известно, Северный флот был малочисленным и не имел опыта морских операций,
поэтому для морских перевозок огромное значение имела поставка союзниками
военных кораблей различных классов, в том числе линкора и крейсера. В
результате, несмотря на большие потери, Северный флот смог обеспечить охрану
конвоев в своем секторе, а к концу войны увеличился вдвое. Кстати, за годы войны
союзники поставили в СССР 488 боевых и вспомогательных кораблей.
Не менее важным в организации перевозок было обеспечение охраны караванов судов,
следующих из США через Англию и Исландию в северные порты - Архангельск и
Мурманск. Суда формировались в конвои от 10 до 50 транспортов. Охрану
обеспечивали военно-морские силы США и Великобритании, а от 20-го меридиана -
Северный флот.
Всего за годы войны в северные порты был направлен 41 конвой (811 транспортов),
а в обратном направлении - 35 конвоев (715 транспортов). Суда союзников
совершили более полутора тысяч рейсов, в том числе американцы 868 рейсов,
англичане - 554. Погибли 93 транспорта, 17 боевых кораблей, около пяти тысяч
человек. В перевозках по северному маршруту, включая арктические и прибрежные
конвои, участвовали 80 советских судов, из них 38 были потоплены.
Существуют различные мнения о значении ленд-лиза. Так, У. Черчилль назвал его
"самым бескорыстным актом в истории всех стран". В послании Сталина Трумэну от
11 июня 1945 года отмечено: "Соглашение, на основе которого США на протяжении
всей войны в Европе оставляли в СССР в порядке ленд-лиза стратегические
материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени
содействовало успешному завершению войны против общего врага - гитлеровской
Германии".
Александр ВИСЛЫХ.
Капитан дальнего плавания. Участник северных конвоев.
г. Москва.
|