Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
2 сентября 2006 (160)
Ирина ПОЛЯКОВА

Глиняная лесенка Людмилы Моревой

Своими руками

"Полицейские в бочки сунулись, в мед влипли, я днища заколотил да для воздуха надпись вывел: "Перевертывать!". Кто идет, тот и пнет. За околицу выпинали скоро. На дороге бочки не застаивались: всегда есть кому пнуть, перевернуть".

Да вот же он, глиняный герой писаховской сказки. Пыжится, прямо глаза в кучу! Здорово сделана игрушка. Так, что "Пряники" сразу хочется перечитать.

Веселые глиняные фигурки - дело рук уемлянки Людмилы Моревой. На недавнем празднике на родине балагура Сени Малины проходила выставка ее работ. "Хотела побывать в сказке, и это случилось, - написала одна из посетительниц экспозиции. - Ваши игрушки - чудо, они как живые. Кажется, что вот-вот заговорят, споют песенку или пригласят в гости".

"Хорошие ручки. дело пойдет!"

В детстве маленькая Люда очень любила пластилин. Сядут с братом, и давай кукол с лошадьми лепить. Потом выучилась на педагога, пришла работать в садик и обнаружила, что в программе есть тема "Дымковская игрушка".

- Вот я и вспомнила свое дет-ское увлечение, - рассказывает Людмила Никифоровна. - Нашла кусок глины и сделала барышню. Правда, через несколько дней она высохла и развалилась по частям. Я изумилась: почему? Экспериментировать стала - то растительного масла в материал добавлю, то для укрепления рук спички вставлю.

"Глиняный вопрос" крепко заинтересовал Людмилу. Через родственников она вышла на педагога, специалиста по игрушкам Гиту Ивановну Гуревич и уговорила ее дать несколько уроков. Первый раз пришла "в школу" со страхом. Гита Ивановна начала "урок" с проверки. Дескать, сперва покажи, на что способна. И уже через несколько минут определила "профпригодность": "Хорошие ручки. Дело пойдет!"

Первое мастерство, которым поделилась учительница со своей подопечной - подготовка глины. Зритель эту работу никогда не видит, но она - самая важная. Ведь надо, что называется, поймать момент. Добавишь чуть больше воды - материал плывет, будет недолив - станет крошиться.

А еще требуется промесить темное тесто так, чтобы не осталось никаких камушков. Уйме и Архангельску с глиной не очень повезло, она суховатая и каменистая. Вот в Каргополе - это да, жирный материал, хороший, недаром там процветает игрушечное ремесло.

Потом Людмила стала осваивать простейшие элементы. Всегда охотно выполняла "домашние задания". Через несколько лет вроде все стало получаться. Все, кроме одного.

- Радости у меня в игрушках не было ну никакой, - улыбается Морева. - На год Дракона хотела домашним по символу слепить - просто ужас получился. Один дракончик у меня сохранился, так я до сих пор удивляюсь, какой он безэмоциональный. Пожаловалась Гите Ивановне. А она: "Терпи, Люда, придет!"

Так и вышло. Однажды взялась за мужичка, провела пару раз иголкой по глиняному лицу, взглянула в глаза и обомлела: старикан ей улыбнулся и как будто даже подмигнул!

С тех пор "игрушечница" перестала смотреть на чужие работы как на образцы для обучения. У нее выработался собственный стиль, аналогов которому, кажется, нет нигде в России.

- Обычно у глиняных игрушек не делают большого количества выступающих частей, а я люблю "выпускать детали". Видите, дед руку поднял? Кажется, сейчас побежит, как живой. Пусть люди не просто смотрят, но и додумывают: а что дальше-то будет? Еще люблю глину натурального цвета. Когда прорабатываешь иголкой каждую деталь, краску использовать нельзя - она все зальет.

Еще Людмила Морева не считает свои работы игрушками. Какие же это игрушки, если с ними в руках не поиграешься? Скорее, это поделки, маленькие скульптуры, композиции.

Писаховский герой? Смогу!

Писаховской темой уемлянка занялась случайно.

- Увидела как-то раз мои работы сотрудница музея в Малых Корелах Татьяна Невзорова и спрашивает: "А Писахова проиллюстрировать сможешь?" "Смогу!" - будто само собой слетело с языка.

Разговор состоялся в марте, а в октябре уже были готовы несколько глиняных картинок. Конечно, боязнь имелась: у Писахова юмор, северный колорит - не попортить бы впечатление. Не попортила. Даже наоборот.

Рождаются композиции только на собственной кухне, где особая атмосфера. Одна скульп-турка буквально за час из рук выскакивает, другая - лепится три-четыре дня. Герой сказки Писахова "Сплю у моря" (ну тот, что "Повалился спать у моря, под голову подушкой камень положил. На мягкой подушке думы теряются и снам опоры нет") измучил со своими ногами. И глиняным одеялом их Людмила Никифоровна прикрывала, и раскутывала. Потом все-таки оголила ножки. Правда, пришлось делать их из дефицитной светлой глины, десять килограммов которой муж специально для супруги тащил из Волгограда.

С Перепилихой тоже загвоздка случалась. Это у Степана Григорьевича все просто было: "У рыбника верхнюю корку срезали, подняли, а в пироге-то - Перепилиха! "Ах, как сладко я выспалась!" На деле же корка пирога почему-то напоминала миниатюрный гробик. Выкрутиться из ситуации помог совет наставника, Гиты Ивановны: раз рыбник, пусть и будет в форме рыбы.

Народу игрушки нравятся. От них в восторге и жители Приморья (администрация района у себя выставку делала, всячески помогает, за что Морева очень благодарна), и всей страны (недавно Людмила Никифоровна привезла с 3-го Всероссийского фестиваля современных рукотворных игрушек из Кирова диплом).

А автор уже поглядывает на кукол, мечтает делать белолицых красавиц в шикарных тканевых одеждах.

- Мне в жизни встречаются люди, которые буквально ведут меня по лестнице творчества. Гита Ивановна подвела к первой ступеньке, Татьяна Невзорова с писаховской темой помогла подняться на вторую. Теперь вот третий шаг хочу сделать. И, надеюсь, не последний. Лесенка творчества бесконечна, хочется взбираться по ней все выше и выше...

Фото Владимира Зыкина.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя