Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
21 сентября 2006 (171)
Елена НЕСМАЧНАЯ.

Женская зона

"Правда Севера" много писала о трагической судьбе невинно, по нашему мнению, осужденной 23-летней северодвинки Натальи Коневой.

Ее обвинили в разбойном нападении на магазин (из кассы пропало 1800 рублей). Обвинение было построено на явке с повинной и опознании по фотографиям. В суде Наталья заявила, что явку она написала под психическим воздействием милиционеров Северодвинского ОВД. А продавщица призналась в суде, что до процедуры опознания милиционеры показывали ей "повинную" Коневой и ее фотографию. Но северодвинский судья Сергей Титов не посчитал все это нарушением Уголовно-процессуального кодекса. 11 января 2006 года он приговорил Наталью к трем годам лишения свободы.

Сейчас дело Коневой находится в Верховном суде.

На прошлой неделе корреспондент "ПС" побывала у Натальи Коневой в исправительной колонии 3, что в Костромской области.

У московского поезда меня ждала Наташина мама, Мария Николаевна (я ее предупреждала о поездке).

- Собрала дочке немного фруктов, овощей, в посылке не пошлешь - портятся. - У Марии Николаевны полные слез глаза. - У нас еще несчастье - Наташина свекровь умерла: уснула и не проснулась. Пятьдесят лет всего было.

Из хороших новостей - двухлетний Саша, сын Натальи, устроен в детский сад, уже прошел медкомиссию. На фотографию мальчишки уже я не могу смотреть без слез: какой бы ни была родня, но без матери ребенок - сирота...

Путь до Костромы оказался на удивление быстрым: на поезде - до Ярославля, оттуда полтора часа езды на электричке. Первая встреча на костромской земле, как и положено в таких случаях, с большим начальством.

Главное - научить трудиться

Управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Костромской области пережило в прошлом году шок - начальник попал под суд за мошенничество с квартирами: одну не сдал, другую получил. Его сняли с должности и осудили (приговорили к штрафу). Но говорят, что обе квартиры он все-таки сумел оставить себе. Андрей Виноградов был его заместителем, и уже много месяцев он временно исполняет обязанности начальника - Москва почему-то медлит с назначением.

Андрею Леонидовичу - около сорока, военная выправка, металлические нотки в голосе, но в целом приветлив. С удовольствием рассказывает об ИК-3 - одном из лучших учреждений: колонийская фабрика работает в две смены (шьют форменную одежду, постельное белье), контингент порядок особо не нарушает (последнее преступление было восемь лет назад: одна осужденная швырнула в другую ножницы), коллектив стабильный, большинство сотрудниц (работают там в основном женщины) с высшим образованием.

Из Архангельской области этапы стали приходить год назад, когда костромичи попросили подмогу: на фабрике не хватало рук. Сейчас в ИК-3 больше ста северянок, только работницы из них, как сказали мне потом в колонии, не очень. "Какие-то они примороженные, вот у кировчанок все в руках горит, а ваших пока расшевелишь..."

Впрочем, Виноградов уже подписал приказ о ликвидации производства в женской колонии. Вместо фабрики будут учебно-производственные мастерские. Подобный процесс сейчас идет по всей России. "Задача нашей системы не прибыль с труда осужденного получать, а научить его трудиться, чтобы на свободе он смог себя обеспечить", - объяснил Виноградов смысл реорганизации. От начальников архангельских колоний слышала неудовольствия по поводу нововведения: расшатывается годами отлаженная система. Андрей Леонидович мнение о политике московского начальства предпочел оставить при себе, ему еще за назначением к нему ехать.

Встреча с Наташей

Поселок Прибрежный, где находится исправительная колония 3, - километрах в двадцати от Костромы. Лес расступился, пустив на свою исконную территорию два поселка: с вольным и невольным населением. Последние - в большинстве.

В колонию меня пропускают без проблем (в архангельских ИК бумажной волокиты больше). Передачку для Коневой сдаю в посылочный отдел (правда, пришлось пересчитать и переписать все содержимое, вплоть до заколок для волос, таковы правила). И сразу - в десятый отряд, к Наталье. Она уже встречает, ради приезда корреспондента ей разрешили отлучиться с фабрики.

Какая же она худенькая, только пухлые щечки и остались от прежней Наташи. В первые минуты встречи обе не можем сдержать слезы. Мы виделись всего один раз, в следственном изоляторе, но для Наташи сейчас, наверное, любой человек с родины - родня. А мне очень жаль эту несчастную девушку, страдающую неизвестно за чью вину.

"Рассказывай, как устроилась, чем занимаешься", - упорядочивает наше общение заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе Наталья Елисеева. Наташа сразу серьезнеет, видно, что уже привыкла к командам. А рассказывать-то особенно и нечего: в шесть утра - на работу, за смену надо сострочить сто капюшонов, потом обед, немного времени на личные нужды, вечером - занятия в школе (на воле она получила только неполное среднее образование), в 21.30 - отбой.

- В художественной самодеятельности участвуешь? - интересуется Елисеева.

- Пока мне тяжело, не успеваю. Но я помогала нашим девочкам готовить спектакль.

- В общественной жизни колонии надо обязательно себя проявить, это сыграет на твою характеристику.

Наталья согласно кивает, уливаясь слезами. Именно неучастие в художественной самодеятельности повлияло на решение костромского суда, который недавно рассматривал вопрос об отсрочке исполнения приговора Коневой как матери малолетнего ребенка. Необщительна, не общественница, значит, не может быть допущена к воспитанию своего ребенка, - заключила женщина-судья в обосновании отказа в отсрочке. Следуя такой логике, чуть ли не всех поголовно женщин надо лишать родительских прав...

"Все, что на свободе кажется мелочью, здесь имеет значение", - наставительно рассуждает Елисеева. Накануне моего приезда Наташа на фабрике накинула на себя чужую куртку (надо было сходить в пыльный цех). Это считается нарушением. Осужденные обязаны носить косынки, заметили простоволосой - нарушение. Чем больше огрехов, тем призрачнее перспектива условно-досрочного освобождения.

Начальник десятого отряда Алла Гусева отмечает, что Наташа уже почти адаптировалась к новым условиям жизни, скоро у нее все пойдет как по маслу. "Мы же ничего лишнего не требуем да и вообще только добра им желаем". Наталья Анатольевна, Алла Валерьевна и другие встреченные мною в колонии начальницы были на удивление улыбчивы и доброжелательны. Может, они только с "чужими" такие...

Наташа, попрощавшись, бежит на фабрику (дай-то Бог, чтобы следующая наша встреча была уже на свободе). А я отправляюсь на экскурсию по колонии.

На Лопе де Вегу замахнулись

Елисеева ведет сначала в школу, где есть даже первый класс, хотя все осужденные - взрослые. Училище выпускает швей и контролеров ОТК, причем в дипломе не написано, где конкретно находится учебное заведение, - просто город Кострома. В клубе еще остались декорации от недавней премьеры - женщины ставили "Собаку на сене" испанского драматурга Лопе де Веги. Наталья Анатольевна особенно гордится костюмами, которые артисты сшили сами. Судя по фотографиям, платья действительно шикарные.

Живут осужденные, а их сейчас около восьмисот человек, в однотипных кирпичных двухэтажках, построенных почти полвека назад. В помещениях, несмотря на цветочки-занавесочки, довольно казенно. Да и трудно навести уют в комнате, где стоят штук сорок железных кроватей.

А вот белокаменная церковка - на загляденье. Освятили ее десять лет назад. Это был первый в области храм за решеткой. Службу по праздникам ведет батюшка из Костромы. Прихожанок, говорят, бывает много.

Расцвечивают общий сероватый фон и клумбы, которые буквально на каждом шагу. Врио начальника УФСИН Виноградов женскую колонию характеризовал положительно еще и по признаку "многоцветия".

Сожителей убивают, мужей берегут?

Из наших землячек самая скандально известная в колонии осужденная по фамилии Чупрова. Ей 34 года, выросла в детдоме, сидит за убийство, судимость не первая. По оценке начальства, агрессивная, неуправляемая. За дерзкое поведение (орала на сотрудниц матом) она как раз была в очередной раз наказана - изолирована в ПКТ (помещение камерного типа).

Пелявина, тоже из наших, достала начальство жалобами. Но когда ее осудили второй раз, сама попросилась именно в эту колонию. У Пелявиной, скромной с виду девушки, редкая статья: подделка дензнаков. А первый раз сидела за кражу.

Убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой - с таким уголовным прошлым чаще всего прибывают в костромскую колонию северянки. Популярная среди здешних сидельцев, особенно цыганок, статья - сбыт наркотиков - у наших встречается редко.

Заметила, что в колонии много пожилых женщин. Благостные такие старушки, дай им в руки спицы, нитки - и пиши картину для дет-ской книжки. А осуждены практически все за убийство: кто сожителя порешил, кто случайного собутыльника. Мужей убивают редко.

Популярные невесты

"Они думают, что осчастливят теток своим вниманием, а те им потом руки целовать будут. Вот наивные..." - посмеивается Наталья Елисеева над женихами по переписке. Оказывается, здешние невесты очень популярны у мужчин с воли. Причем законные мужья редко к кому приезжают, а "эпистолярные" знакомцы деньги, посылки шлют, сами едут с предложением руки и сердца. Вот недавно в колонии была свадьба. Он - молодой, красивый да к тому же москвич. Она тоже очень даже ничего. Только совершила разбой и убийство, и жить ей за колонийским забором еще пять лет.

Другая история с подобным счастливым началом близится к "разводному" финалу. Он после свадьбы даже детей ее к себе забрал. А она, освободившись, осталась всем недовольна. Пишет подружкам в колонию, что муженек оказался не при деньгах да и вообще надоел...

Надежда умирает?..

В колонии вспомнили только двух женщин, которые были освобождены Верховным судом за непричастностью к инкриминируемым им преступлениям. Но пока разобрались, обе жертвы правосудия по нескольку лет провели в заключении. Наталье Коневой до окончания срока осталось два года и три месяца. На мой вопрос, верит ли в то, что ее скоро оправдают, в марте, будучи в следственном изоляторе, Наташа твердо отвечала "да". А теперь только неопределенно пожала плечами...

Елена НЕСМАЧНАЯ.

На снимках: Наталья Конева и ее товарки по колонии 3.

Фото автора.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя