Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
21 сентября 2006 (171)
Инф.

В СОТы придет разруха?

Еще пару недель - и картошка займет свое окончательное место в погребах, огурчики-помидорчики - в банках, опустеют морковные и капустные грядки, отдохнут неутомимые огородники. Дачный сезон завершается. Каким он был, что ждет северных садоводов в будущем году, с чем связывают свои надежды? Об этом мы беседуем с председателем областного союза садоводов Татьяной Враговой.

Были "свои", стали "чужими"

- Татьяна Степановна, недавно вышел закон о так называемой дачной амнистии. Наших садоводов он коснется?

- Нас этот закон касается только в том, что стоимость регистрации (внесения в Единый госреестр) сократилась с 500 рублей до 100. Но что в этом законе мне, например, не нравится. Там написано так: если нет документа, удостоверяющего право владения - то ли это собственность, то ли пожизненно наследуемое владение, то ли аренда, бессрочное пользование - и даже если прихвачена земля, то будет проводиться кадастровый план по существующим границам. А если человек с этой стороны прихватил к своему участку метр дороги, и с той стороны тоже? И уже пожарной машине в случае чего не проехать? Какое право имеют выдавать кадастровый план на эту землю? У нас очень много таких случаев! И дороги, и соседние земли захватывают, зеленые зоны, и даже водоохранные.

- Пожалуй, чаще всего дачники жалуются на растущие поборы в кооперативах. Куда идут собираемые взносы?

- Начнем с того, что все садово-огороднические товарищества (СОТы) создавались на базе каких-либо предприятий. И если требовался, скажем, ремонт дорог, электричества - кооперативы всегда обращались к родным предприятиям и получали бесплатную помощь. Сейчас обращаться не к кому, никто "за так" не поможет. Приходится собирать взносы с садоводов. А люди к этому не привыкли: "Раньше председатель ничего не собирал, почему вы требуете с нас деньги?" И обстановка в товариществах поэтому очень напряженная, нет доверия председателям. А цены с каждым годом растут, уже машина шлака - отходы производства! - стоит две с лишним тысячи рублей. Представьте, сколько нужно денег собрать, чтобы дороги отсыпать.

- Речь идет о "внутренних" дорогах кооперативов?

- Не только. В 2005-2006 года ГИБДД обследовала подъездные пути к СОТам. Практически по всем направлениям дороги согласованы не до конечной остановки, а до какого-то определенного пункта. А дальше нам приходится содержать участки дорог, хотя они СОТам не принадлежат, не входят в черту нашей земли. Но иначе будет не проехать к дачам. А это по 4-5 км дорог. Плюс к тому, что внутри каждого кооператива - десятки километров грунтовых дорог, которые практически ежегодно надо ремонтировать.

А там, где дороги проходят через мосты, положение особенно тяжелое. По трем мостам ГИБДД запретила проезд. Это мост через реку Ваганиха (СОТ "Черемушки" в Талагах - в черте города), через Юрас ("Судоремонтник, "Юрас" и "Калинушка") и через Волживку (там семь кооперативов). Если первый мост пешеходный, то по двум другим ходят автобусы, не приведи бог, авария - кто отвечать будет? А через Волживку мост непростой, его длина 60 метров. Попробуйте-ка своими силами отремонтировать - сколько это надо миллионов рублей вложить? А ведь по нему ездят, например, и небедный "Севералмаз", и другие организации. Вот бы привлечь тех, кто этим мостом пользуется.

Мы обращались в "Автодор", но нам ответили, что эти мосты не входят в число тех, которыми они занимаются. Это вроде как наши мосты, и работать с ними мы должны сами. Но мы можем собрать часть денег и отсыпать часть дороги. А мост по частям мы делать не можем! Потому что движение придется закрывать до будущего года.

Сумасшедшие деньги

- Кроме дорог и мостов есть и другие статьи расходов?

- Безусловно. С этого года СОТы платят земельный налог. Земельные участки для дачников выделялись в свое время из неудобий, из того, что оставалось от больших сельхозпредприятий. А теперь их назвали землями сельхозназначения, в связи с чем и налог земельный установили по максимальной шкале - 0,3. Теперь мы добиваемся хотя бы того, чтобы снизили этот налог на земли общего пользования - дороги, пожарные водоемы или вообще бы льготу на них предоставили. А они занимают существенную часть площади кооператива. Но администрации поселений, к которым поступают наши земельные налоги, ни за что не хотят сделать нам послабление - зачастую это их единственный доход.

Главная же головная боль у нас - межевание. Раньше работами по установлению границ занимались земельные комитеты, входившие в органы местного самоуправления. Теперь же это все предоставлено частным фирмам. Частники, естественно, стараются получить побольше, и работы эти стали безумно дорогими. Опять надо с людей деньги собирать! Небольшому кооперативу работы по межеванию обойдутся примерно в 350 тысяч рублей.

- А раньше этого не требовалось?

- Может быть, и требовалось, но ни департамент АПК, ни наш областной совет не доводили этого до председателей. Теперь же без получения кадастрового плана кооператив не зарегистрируют. А чтобы кадастровый план получить, нужно провести межевание. Если границы не установлены, то вроде как и кооператива не существует.

- Во многих кооперативах собирают целевые взносы на ремонт линий электропередачи. СОТы и их содержат?

- Когда-то электричество на дачи проводили сами предприятия, но ни у одного СОТа на балансе электросети не стоят. Мы считаемся их собственниками, хотя даже не имеем права договоры подписывать - официально наше право на сети не закреплено. Выходит, сейчас они все бесхозные. Хорошо бы передать их на баланс государственного предприятия. Вот как в квартирах: квитанции прислали, мы пошли и заплатили. Что-то случилось - звоним в аварийную службу, приезжайте и сделайте. Пока же мы должны содержать свою структуру - энергетика, электрика, увеличивать для этого членские взносы. Мы согласны содержать электрика для работы с "низкой" стороной. А для "высокой" стороны, высоковольтной, нужен энергетик с 5-й группой допуска. Где же нам найти такого на зарплату в полторы тысячи?

Безумно большая проблема у нас с энергетикой. Во-первых, работая на "сельскохозяйственных" землях, мы платим один рубль 45 копеек за киловатт, как в городе. Но это еще не все. Мы платим и посредникам. Например, развалившийся кирпичный завод в Уйме был когда-то собственником определенных сетей, от которых СОТы "Юрас" и "Судоремонтник" вели к себе линии. Теперь эти сети перекупила частная компания "Энергомакс" и добавляет к тарифу еще 49 копеек (с НДС - 58) за то, что по их сетям идет электроэнергия. Помимо этого оплачиваем потери в линиях и трансформаторах. Сумасшедшие деньги получаются!

Вот, например, в "Судоремонтнике": собирают целевой взнос на ремонт линий электропередачи - 300 рублей плюс взнос по 75 рублей с сотки плюс по 200 рублей на ремонт моста. Получается минимум 900 рублей с участка. Председателю впору за голову схватиться!

Нужна помощь. Придет ли она?

- А что же государство, областной агропромышленный департамент? Есть ли от них помощь?

- Мы очень благодарны депутату областного Собрания Надежде Павловской - она выступила инициатором областного закона о СОТах. А департамент АПК, который, по сути, и должен был инициировать этот закон, от нас руками и ногами открещивался, давая понять, что такого закона не нужно. Теперь же и мы подключились, союз садоводов. Создали комиссию, которая летом занималась этим законом, вносили предложения. Законопроект внесен на октябрьскую сессию облсобрания.

В нем есть, например, глава "Поддержка СОТов". Это глава 8 из федерального закона 66 от 1998 года, который (и депутаты согласились с этим) в нашей области не работает. Хотя в других областях уже несколько лет существуют программы социальной поддержки СОТов и выделяются средства на межевание, на дороги.

Мы очень надеемся, что областное Собрание поддержит этот закон и попытается выделить средства на поддержку садоводов. Мы передали обращение и губернатору, и депутатам. Просим всего 10 миллионов рублей на всю область. В 2007 году эти деньги потратим только на энергетику - где-то построить линии, где-то отремонтировать. Причем программа заявлена только на 60 процентов стоимости работ, включая очень дорогую проектно-сметную документацию. И одновременно будем вести переговоры с "Архэнерго" о передаче линий хотя бы "высокой" стороны. А в 2008 году занялись бы дорогами...

- Если и дальше помощи не будет, каковы перспективы у наших дачников?

- Трудно сказать, как мы будем жить в следующем году. Уходят председатели, отработавшие по 10 лет и более: снизу давят члены кооператива, сверху ничего невозможно пробить. Кооперативы - юридические лица - могут совсем развалиться. Ну, будут люди по одному ковыряться в земле. Но кто-то же должен отвечать за линии электропередачи, за дороги. Не подсыпь их раз в год - все, не проехать. Электричество сразу отключат. Придет разруха.

До 70 процентов дачников у нас - пенсионеры. На Западе люди, выходя на пенсию, обретают вторую жизнь, начинают путешествовать, отдыхать. А у нас из земли выкарабкаться не могут. Для многих и это в радость, так сверху еще налогами давят и давят, проезд дорожает. Ведь хочется людям достойно жизнь дожить. Это молодые от себя зависят, а старые только от государства. А в России люди все хорошие, трудолюбивые...

Беседовала Людмила АСЮТЧЕНКО.

Рисунок Дмитрия Полухина.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя