|
Правда Севера
21 сентября 2006 (171)
Инф.
В СОТы придет разруха?
Еще пару недель - и картошка займет свое окончательное место в погребах,
огурчики-помидорчики - в банках, опустеют морковные и капустные грядки, отдохнут
неутомимые огородники. Дачный сезон завершается. Каким он был, что ждет северных
садоводов в будущем году, с чем связывают свои надежды? Об этом мы беседуем с
председателем областного союза садоводов Татьяной Враговой.
Были "свои", стали "чужими"
- Татьяна Степановна, недавно вышел закон о так называемой дачной амнистии.
Наших садоводов он коснется?
- Нас этот закон касается только в том, что стоимость регистрации (внесения в
Единый госреестр) сократилась с 500 рублей до 100. Но что в этом законе мне,
например, не нравится. Там написано так: если нет документа, удостоверяющего
право владения - то ли это собственность, то ли пожизненно наследуемое владение,
то ли аренда, бессрочное пользование - и даже если прихвачена земля, то будет
проводиться кадастровый план по существующим границам. А если человек с этой
стороны прихватил к своему участку метр дороги, и с той стороны тоже? И уже
пожарной машине в случае чего не проехать? Какое право имеют выдавать
кадастровый план на эту землю? У нас очень много таких случаев! И дороги, и
соседние земли захватывают, зеленые зоны, и даже водоохранные.
- Пожалуй, чаще всего дачники жалуются на растущие поборы в кооперативах. Куда
идут собираемые взносы?
- Начнем с того, что все садово-огороднические товарищества (СОТы) создавались
на базе каких-либо предприятий. И если требовался, скажем, ремонт дорог,
электричества - кооперативы всегда обращались к родным предприятиям и получали
бесплатную помощь. Сейчас обращаться не к кому, никто "за так" не поможет.
Приходится собирать взносы с садоводов. А люди к этому не привыкли: "Раньше
председатель ничего не собирал, почему вы требуете с нас деньги?" И обстановка в
товариществах поэтому очень напряженная, нет доверия председателям. А цены с
каждым годом растут, уже машина шлака - отходы производства! - стоит две с
лишним тысячи рублей. Представьте, сколько нужно денег собрать, чтобы дороги
отсыпать.
- Речь идет о "внутренних" дорогах кооперативов?
- Не только. В 2005-2006 года ГИБДД обследовала подъездные пути к СОТам.
Практически по всем направлениям дороги согласованы не до конечной остановки, а
до какого-то определенного пункта. А дальше нам приходится содержать участки
дорог, хотя они СОТам не принадлежат, не входят в черту нашей земли. Но иначе
будет не проехать к дачам. А это по 4-5 км дорог. Плюс к тому, что внутри
каждого кооператива - десятки километров грунтовых дорог, которые практически
ежегодно надо ремонтировать.
А там, где дороги проходят через мосты, положение особенно тяжелое. По трем
мостам ГИБДД запретила проезд. Это мост через реку Ваганиха (СОТ "Черемушки" в
Талагах - в черте города), через Юрас ("Судоремонтник, "Юрас" и "Калинушка") и
через Волживку (там семь кооперативов). Если первый мост пешеходный, то по двум
другим ходят автобусы, не приведи бог, авария - кто отвечать будет? А через
Волживку мост непростой, его длина 60 метров. Попробуйте-ка своими силами
отремонтировать - сколько это надо миллионов рублей вложить? А ведь по нему
ездят, например, и небедный "Севералмаз", и другие организации. Вот бы привлечь
тех, кто этим мостом пользуется.
Мы обращались в "Автодор", но нам ответили, что эти мосты не входят в число тех,
которыми они занимаются. Это вроде как наши мосты, и работать с ними мы должны
сами. Но мы можем собрать часть денег и отсыпать часть дороги. А мост по частям
мы делать не можем! Потому что движение придется закрывать до будущего года.
Сумасшедшие деньги
- Кроме дорог и мостов есть и другие статьи расходов?
- Безусловно. С этого года СОТы платят земельный налог. Земельные участки для
дачников выделялись в свое время из неудобий, из того, что оставалось от
больших сельхозпредприятий. А теперь их назвали землями сельхозназначения, в
связи с чем и налог земельный установили по максимальной шкале - 0,3. Теперь мы
добиваемся хотя бы того, чтобы снизили этот налог на земли общего пользования -
дороги, пожарные водоемы или вообще бы льготу на них предоставили. А они
занимают существенную часть площади кооператива. Но администрации поселений, к
которым поступают наши земельные налоги, ни за что не хотят сделать нам
послабление - зачастую это их единственный доход.
Главная же головная боль у нас - межевание. Раньше работами по установлению
границ занимались земельные комитеты, входившие в органы местного
самоуправления. Теперь же это все предоставлено частным фирмам. Частники,
естественно, стараются получить побольше, и работы эти стали безумно дорогими.
Опять надо с людей деньги собирать! Небольшому кооперативу работы по межеванию
обойдутся примерно в 350 тысяч рублей.
- А раньше этого не требовалось?
- Может быть, и требовалось, но ни департамент АПК, ни наш областной совет не
доводили этого до председателей. Теперь же без получения кадастрового плана
кооператив не зарегистрируют. А чтобы кадастровый план получить, нужно
провести межевание. Если границы не установлены, то вроде как и кооператива не
существует.
- Во многих кооперативах собирают целевые взносы на ремонт линий
электропередачи. СОТы и их содержат?
- Когда-то электричество на дачи проводили сами предприятия, но ни у одного СОТа
на балансе электросети не стоят. Мы считаемся их собственниками, хотя даже не
имеем права договоры подписывать - официально наше право на сети не закреплено.
Выходит, сейчас они все бесхозные. Хорошо бы передать их на баланс
государственного предприятия. Вот как в квартирах: квитанции прислали, мы пошли
и заплатили. Что-то случилось - звоним в аварийную службу, приезжайте и
сделайте. Пока же мы должны содержать свою структуру - энергетика, электрика,
увеличивать для этого членские взносы. Мы согласны содержать электрика для
работы с "низкой" стороной. А для "высокой" стороны, высоковольтной, нужен
энергетик с 5-й группой допуска. Где же нам найти такого на зарплату в полторы
тысячи?
Безумно большая проблема у нас с энергетикой. Во-первых, работая на
"сельскохозяйственных" землях, мы платим один рубль 45 копеек за киловатт, как в
городе. Но это еще не все. Мы платим и посредникам. Например, развалившийся
кирпичный завод в Уйме был когда-то собственником определенных сетей, от которых
СОТы "Юрас" и "Судоремонтник" вели к себе линии. Теперь эти сети перекупила
частная компания "Энергомакс" и добавляет к тарифу еще 49 копеек (с НДС - 58) за
то, что по их сетям идет электроэнергия. Помимо этого оплачиваем потери в линиях
и трансформаторах. Сумасшедшие деньги получаются!
Вот, например, в "Судоремонтнике": собирают целевой взнос на ремонт линий
электропередачи - 300 рублей плюс взнос по 75 рублей с сотки плюс по 200 рублей
на ремонт моста. Получается минимум 900 рублей с участка. Председателю впору за
голову схватиться!
Нужна помощь. Придет ли она?
- А что же государство, областной агропромышленный департамент? Есть ли от них
помощь?
- Мы очень благодарны депутату областного Собрания Надежде Павловской - она
выступила инициатором областного закона о СОТах. А департамент АПК, который, по
сути, и должен был инициировать этот закон, от нас руками и ногами открещивался,
давая понять, что такого закона не нужно. Теперь же и мы подключились, союз
садоводов. Создали комиссию, которая летом занималась этим законом, вносили
предложения. Законопроект внесен на октябрьскую сессию облсобрания.
В нем есть, например, глава "Поддержка СОТов". Это глава 8 из федерального
закона 66 от 1998 года, который (и депутаты согласились с этим) в нашей области
не работает. Хотя в других областях уже несколько лет существуют программы
социальной поддержки СОТов и выделяются средства на межевание, на дороги.
Мы очень надеемся, что областное Собрание поддержит этот закон и попытается
выделить средства на поддержку садоводов. Мы передали обращение и губернатору, и
депутатам. Просим всего 10 миллионов рублей на всю область. В 2007 году эти
деньги потратим только на энергетику - где-то построить линии, где-то
отремонтировать. Причем программа заявлена только на 60 процентов стоимости
работ, включая очень дорогую проектно-сметную документацию. И одновременно будем
вести переговоры с "Архэнерго" о передаче линий хотя бы "высокой" стороны. А в
2008 году занялись бы дорогами...
- Если и дальше помощи не будет, каковы перспективы у наших дачников?
- Трудно сказать, как мы будем жить в следующем году. Уходят председатели,
отработавшие по 10 лет и более: снизу давят члены кооператива, сверху ничего
невозможно пробить. Кооперативы - юридические лица - могут совсем развалиться.
Ну, будут люди по одному ковыряться в земле. Но кто-то же должен отвечать за
линии электропередачи, за дороги. Не подсыпь их раз в год - все, не проехать.
Электричество сразу отключат. Придет разруха.
До 70 процентов дачников у нас - пенсионеры. На Западе люди, выходя на пенсию,
обретают вторую жизнь, начинают путешествовать, отдыхать. А у нас из земли
выкарабкаться не могут. Для многих и это в радость, так сверху еще налогами
давят и давят, проезд дорожает. Ведь хочется людям достойно жизнь дожить. Это
молодые от себя зависят, а старые только от государства. А в России люди все
хорошие, трудолюбивые...
Беседовала Людмила АСЮТЧЕНКО.
Рисунок Дмитрия Полухина.
| |