Правда Севера
26 сентября 2006 (174)
Владимир ВАРАКИН.
Джазмены были галантны, а джаз - утомительным
С трепетом на Днях джаза публика принимала номера детей и подростков. "Самым
пожилым" пианистам и саксофонистам фестиваля зрители аплодировали и
"бравировали", казалось, скорее, от умиления. По сравнению с музицировавшими
школьниками взрослых джазменов приветствовали скромнее. Хотя восторженных криков
и свиста тоже хватало.
Легче слушать под коньяк
Трижды в минувший уик-энд Архангельский городской культурный центр захлестывала
волна парадоксального общения. Музыканты на сцене упивались своими
импровизациями, искренне стремясь доставить удовольствие зрителям. А зрители
спустя полчаса после начала джаз-откровений готовы были валом валить прочь из
зала. Едва дожидаясь паузы между звучащими пьесами.
Нельзя утверждать, что порелаксировать приходили исключительно знатоки,
способные различить свинг, бибоп и диксиленд - джазовые стандарты. К финалу
концертного дня зияющих пустотой кресел становилось больше, а оваций - меньше.
Кто-то услаждал взор и слух технической виртуозностью исполнителей, отстукивая
ритм на колене ладонью и, словно в трансе, по-птичьи качая головой. Кто-то,
утомившись прежде всего ритмами, а не мелодиями, зарубежной и отечественной
джазовой эстрады, дремал. Или вполголоса болтал с соседями. Возможно, о
фестивальном меню.
"Ты видишь разницу между произведениями? Я - нет, - делилась впечатлениями в
одном из антрактов моя знакомая. - Вот название - "Ты, ночь и музыка". Конечно,
я думаю над ним, когда слушаю композицию. Но надоедает думать так долго".
Действительно, исполняемый вживую джаз - искусство сугубо эмоциональное,
ассоциативное, сродни абстрактной живописи. Размышлять над идеями, якобы
заложенными в непрерывный музыкальный экспромт, - труд напрасный. На время
концерта народ не чурался остаться за столиками в фойе и трапезничать. Под
коньяк с бутербродами удобнее слушать.
Шоу с "погремушками"
- Музыку давай! - восклицал бомонд, когда нарядный арт-директор мероприятия
Владимир Туров, предваряя джэм-сейшн очередного дня, принимался перечислять
государственных и частных благодетелей. А потом начиналась сценическая ворожба.
В перерывах между отделениями можно было пополнить знания о творчестве
фестивальных участников и вкладе Архангельска в мировой джазовый фонд. С помощью
лаконичной лекции галантного конферансье и муз-энциклопедиста Владимира
Каушанского.
"Показательные выступления" прошлых двух лет отличались изощренными
экспериментами с иными музыкальными стилями и направлениями. Программа нынешних
включала довольно однообразные "погремушки" и "пищалки" от джазовых мэтров
международного масштаба. Но в "репетиции оркестра" искусство не вылилось.
Московский ансамбль под управлением Алексея Чернакова, питерский коллектив "Four
& more", американо-российский квартет Александра Сипягина - все они подавали
собственноручно сочиненные "цыганочки" с сольным выходом то контрабасиста, то
барабанщика. Ударников вообще хотелось увековечить в рекламном ролике "МегаФон"
- за самоотверженность. В редкой пьесе они могли испить водицы, тем более
отлучиться за кулисы.
Увлекали коротенькие композиции, исполненные в рамках "Джаз-эстафеты" юными
архангелогородцами в союзе с опытными волшебниками духовых, струнных и ударных
инструментов. Медитативным мелодизмом композиций и самозабвенной, а-ля разминка
шеи, игрой барабанщика порадовало норвежское трио "Link".
Отменными получились номера, содержащие элементы шоу. Шутили с публикой,
рассыпая фортепьянно-саксофонную лирику, россиянин Леонид Винцкевич и эстонец
Лембит Саарсалу - их дуэту уже 22 года. "Мало!" - сокрушались зрители, когда
обаятельнейшая афроамериканская певица Дениз Перье покидала сцену. Вокальным
дефицитом Дни джаза удручали. Зато народ едва не визжал от счастья, вкушая
"сладкое" - пышные программы латышского биг-бэнда "Мираж" и оркестра имени Олега
Лундстрема. Не каждый коллектив заставит танцевать сидя в кресле. Так исчезали
все парадоксы фестивального общения.
|