Пресса Архангельской области
 
866299607 866299607 866299607 -->


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
28 сентября 2006 (176)
Елена МАЛЫШЕВА.

В преддверии зимы каждый регион дрожит по-своему

Юг России еще стонет в печати по поводу уборки урожая, а северяне уже маются в преддверии отопительного сезона. Любой номер л

юбой газеты начинается со сводок: сколько котельных готово, сколько топлива завезли, какие долги и у кого остаются... Причем обывателю кажется, что власти искусственно нагнетают ситуацию, пытаясь таким образом оправдаться за собственные неумелые действия по подготовке к зиме.

Доля истины в наших подозрениях есть. Но, как выяснилось, подобные проблемы тревожат и соседей - Мурманскую область. Одна из последних публикаций о подготовке ЖКХ к зиме в "Вечернем Мурманске" начиналась словами губернатора Евдокимова: "Прошу не превращать это заседание в место, где можно поплакать, а потом "подоить" областной бюджет". Из-за чего же плач?

Этот вопрос я и попыталась прояснить у самого губернатора Мурманской области Юрия ЕВДОКИМОВА.

- Юрий Алексеевич, что означает ваша фраза: "Мазут из нас все соки выжимает"?

- Происходят вещи, которые, в принципе, понятны всем, кроме, по-моему, части федеральных чиновников. Мы здесь, на Севере, все время живем, так сказать, внатяг, потому что цены на мазут (а он в нашей топливной схеме превалирует) уже зашкаливают за восемь тысяч рублей за тонну. Нам же разрешено включать в тариф не более пяти тысяч. Причем замечу: разрешено федеральным центром, постановлением правительства. Так образуется разрыв: мы включаем в тариф пять тысяч рублей, а покупаем мазут за восемь.

- И кто компенсирует разницу?

- Это и есть самый важный вопрос. Убытки наших теплоснабжающих предприятий в этом году составляют более двух миллиардов рублей. В 2007-м ожидается та же картина. Нас опять ограничивают в возможности повысить тариф. Но и ценами никто не занимается! У вас может сложиться впечатление, что мы за необузданное увеличение тарифов. Но оно ударит по населению! Людям и сейчас сложно платить. То есть тариф - палка о двух концах. Мы ищем варианты смягчить ситуацию: компенсируем затраты, вводим адресную социальную помощь... Однако бесконечно это продолжаться не может.

Каждый регион в сложившейся ситуации дрожит по-своему: кто-то матерится, кто-то ходит с протянутой рукой, кто-то уже ползет, потому что сил нет выдерживать такую нагрузку.

- Поэтому все-таки "будем повышать тарифы"?

- Есть два других выхода. С одним из них в мае я поехал к президенту. Доложил ему обстановку и предложил ввести так называемый государственный заказ. Он мог выглядеть очень просто. К сожалению, сегодня нет ни Госплана, ни Госснаба, где нас понимали. У финансистов свои подходы, у экономистов - свои. Минтопэнерго вообще не касается коммунальной энергетики. Ему это неинтересно. Поэтому я предлагаю создать грамотную экспертную комиссию, куда бы я как руководитель территории мог приехать и сказать: мне нужно на этот год миллион тонн мазута. Доказываю, обосновываю, защищаю именно эту цифру. Доказал? Тогда будьте добры, поставьте мне этот миллион тонн - по ценам, которые вы же и установили. При этой схеме разом отметаются все прилипалы, посредники, исчезают ненужные затраты, подозрения. Все становится прозрачным и понятным.

Путин задает совершенно резонный вопрос: "А кто будет компенсировать разницу между рыночной ценой мазута и той, по которой вы хотите его приобретать?" Я отвечаю: позвольте, это не я хочу, это вы мне продиктовали, что я должен по этой цене получить мазут. А раз так, то эту разницу должно компенсировать государство. Путин: "Как?!" Отвечаю: не живыми деньгами - опосредованно. Если нефтяные компании имеют квоту на продажу за рубеж, условно говоря, трехсот миллионов тонн нефти, дайте им возможность продать 310. И вот эти 10 млн как раз пойдут в компенсацию той разницы, которая создалась между рыночной ценой и той, по которой покупают мазут регионы.

Владимир Владимирович говорит: "Резонно. Это один из хороших путей решения проблемы. Поговорите с участниками процесса". Поговорил.

- С коллегами-губернаторами?

- Нет, зачем? С Минтопэнерго, с нефтяниками, с поставщиками. И знаете, на что я нарвался? Сказали, что тащу страну назад, в социализм. Но госзаказ надо вводить, потому что недалеко то время, когда мы останемся вообще без топочного мазута. Ведь Запад покупает его не потому, что ему нужен именно топочный мазут - он его перерабатывает, минуя первичную фазу, которую мы делаем за него. Перерабатывает в высокооктановые бензины и т.д. Раз так, нашим нефтяникам невыгодно его продавать, они вот-вот начнут перерабатывать мазут сами. Значит, мазута будет все меньше и меньше. А чем его меньше, тем он дороже. Но мы так быстро - за год- два - технологии по снабжению населения теплом не изменим.

Хорошо, отпала эта тема. Но есть второй путь. Мы проработали его с вашим губернатором Николаем Ивановичем Киселевым. И я надеюсь, что сегодняшняя его встреча в Москве (мы разговаривали 20 сентября) с участием Клебанова принесет ожидаемый результат. Если мы не идем по пути госзаказа, то есть пока мы все эти вопросы с технологиями решаем, в бюджете должна быть строка: компенсировать затраты мазутозависимых регионов. Это и есть второй путь.

- Таких регионов у нас, по-моему, 5-6 всего?

- Да, примерно. Так что ж - ждать, пока замерзнем, пока что-то у нас лопнет или взорвется? А все к тому и идет. Снабжающие организации так долго не выдержат. Хорошо тем, у кого есть природный газ - там задвижку не закрутишь. Не дадут. А здесь просто прекратят отгрузку топлива. Уже сегодня снабжающие организации не рассчитываются с "Водоканалом", с энергетиками, не закупают топливо, отказываются от планового ремонта тепловых сетей, задерживают зарплату...

- Все реально так плохо?

- Ситуация очень жесткая. Но не безнадежная. Мурманская область готова к отопительному сезону. На ближайшие 20 дней топливо завезено. Стопроцентно готовы котельные. Мы подремонтировали сети. Но нас ждет очень-очень ненадежный период. Дальше может все остановиться. Поэтому мы так серьезно ставим вопрос с Николаем Ивановичем Киселевым.

- Юрий Алексеевич, а президент не удивился, что вы приехали решать вопрос по мазуту к нему?

- Наверное, удивился. По крайней мере, резолюция Путина была жесткой и конкретной: о решении вопроса доложить ему лично.

- Ну, раз он велел...

- Он-то велел, но находятся умники в Минфине, которые умеют отписываться. Простой пример. В конце каждого месяца все бюджеты получают налог на прибыль. Как правило, это большие деньги для региональных бюджетов. Мы, например, получаем 700-750 миллионов рублей. И вот в ответ на наше обращение и на указание президента нам пишут: по нашим данным, у вас в регионе при исполнении регионального бюджета образовался профицит в миллиард рублей. Ну и какая вам помощь? Покупайте топливо и не бубните там...

Но, получив эту прибыль в конце месяца, я уже второго числа следующего месяца всю ее растыркиваю - на образование, на помощь инвалидам... И бюджет снова голый. Но при таком манипулировании цифрами отодвигается решение вопроса. Авось пронесет: губернаторы не дураки, чего-нибудь сообразят, выкрутятся. А мы сэкономим на этом денежки. Но где-то однажды лопнет, и будет беда. И тогда начнут помогать. Но уже с помощью прокуратуры. Я доходчиво объясняю?

- Очень доходчиво. Но, Юрий Алексеевич, если даже мне все понятно, почему вопрос решается так долго?

- Обычная логика отдельных чиновников федерального центра. С нами согласен Кремль: такая строка по компенсации затрат обязана быть прописана. С нами согласен Минрегионразвития. А Минфину неинтересно отдавать деньги. Там надеются, что мы и так не дадим регионам замерзнуть.

- Вы знаете, неделю назад в Коряжме на межрегиональной конференции "Национальные проекты: муниципальный аспект" меня удивило признание представителей федеральных властей в том, что обе реформы не были должным образом подготовлены, что требуется корректировать их на ходу. А у вас есть ощущение, что хотя бы в признании своих ошибок центр стал мудрее?

- Стал. Я выступал на совещании в присутствии разработчика 131-го закона. И я сказал: не надо дурить нас всех. Зачем делать вид, что мы находчивые, умные, рациональные - мол, придумали закон, который облегчит жизнь населения. Да ничего он не облегчит! Мы идем по пути, который давно прошел Запад. Списываете их законодательство и натягиваете его на нашу действительность. А оно пока не лезет. Запад же уже прошел подобный этап и теперь укрупняет муниципальные образования. В Швеции, например, было 1400 МО, сегодня - 390.

Губернатор Лапландии госпожа Бокка приезжает недавно ко мне и с гордостью говорит: "Юра (мы с ней давние друзья), теперь в Рованиеми полтора миллиона гектаров леса, 14 медведей живут..." Я: как, прямо в городе?! А, оказывается, Рованиеми объединился со всей пригородной зоной, которая раньше была отдельным муниципальным образованием. Там понимают, что растопыренными пальцами ни одну проблему не решить. Это утопия - приблизить власть к народу. Вот насоздавали этих муниципалитетов, где глава сидит на ящике из-под стеклотары - ведь абсолютно ничего нет, даже телефона. Зато море амбиций у некоторых. Одни затихарились, ждут, когда им помогут. Другие рубашки на себе рвут. Им что самое главное? Дай право пораспоряжаться хоть чем-нибудь.

- Но вы же сказали, что Москва уже поумнела...

- Поумнела. Есть веяния, что переходный период можно пройти так, как считают нужным сами регионы. То есть нашу концепцию услышали, принимают. При дефиците денежных ресурсов, при отсутствии экономической основы под местное самоуправление мы мало чего добьемся этим "приближением власти к народу".

- То есть вы хотите сказать, что все это отменится и мы снова станем укрупняться?

- Ни в коем случае. Отменить все невозможно. Но, по крайней мере, укрупнение должно быть. И мы его у себя в регионе инициируем. Вот у нас три ЗАТО - Скалистый, Полярный, Снежногорск. Расстояние между ними 10 километров. В каждом сидит мэр за огромным столом, при сумасшедшей зарплате. У каждого огромный аппарат. Каждый хочет иметь свои больницу, роддом, морг, автоколонну, участок "Водоканала", автодорожное управление... Но никого не интересует, на сколько это удорожит услуги для населения. Да, гарнизоны должны быть отдельными (это военная власть), а гражданскую, будьте добры, создайте единую. И мы все проблемы снимем. А сегодня там сплошные конфликты.

Я понимаю так: где человеку не добраться до власти - ни самолетом при таких ценах, ни на оленях по нашему бездорожью, - там власть нужно придвинуть к людям. Но не искусственно. Мы до Верховного суда дошли, но отстояли перед прокуратурой области наше право не увеличивать безмерно количество муниципальных образований. У нас их было 28, сегодня - 42. И все.

- А планировалось?

- Больше ста тридцати. Я, кстати, узнал, что у вас в области, по-моему, больше двухсот. Но это же совершенно неуправляемое хозяйство...

- Юрий Алексеевич, вы губернатором с декабря 1996-го. Откуда такой кредит доверия вам?

- Не знаю. Меня власть не испортила ни на грамм. Я доступен. Мы проводим такие вещи, которые людям на душу ложатся. Например, есть акция "Спаси ребенка". У нас в области 180 детишек страдали пороком сердца. Операция стоит 4-4,5 тысячи долларов. Семье невозможно решить эту проблему в одиночку. Мы бы и рады помочь, но и нам это сложно. А бесплатная государственная квота очень маленькая. Я и предложил: давайте сбросимся. Планировал разовую акцию. Думали, хотя бы снимем остроту проблемы. Но до сих пор (с 1998 года) у нас на счету меньше 4-5 миллионов рублей не бывает. Мы сняли все проблемы с пороками сердца. Знаете, как приятно: приезжаешь в Ковдор, идешь по цеху, где ремонтируют "БелАЗы", подходит сварщик: "Хочу пожать вам руку. Вы мне дочку спасли".

- Но чтобы люди понесли деньги в фонд, они тоже должны были доверять вам...

- Я только придумал фонд, а руководит им попечительский совет, который возглавляет актриса кукольного театра. В совет входят журналисты, врачи, старики... Они и распоряжаются средствами фонда. А чиновникам я запретил к этим деньгам прикасаться. Поэтому доверие полнейшее. И за восемь лет ни одного упрека. Даже от журналистов, которые любят это дело. Я помню, как было, когда мы собрали деньги родственникам погибших на "Курске". Что со мной "Комсомолка" делала, как только не изгалялась. "Пляска на костях" и все такое подобное. Я через Счетную палату от них отбивался.

Еще одна акция - "Помоги сироте". Наши земляки возглавляют нахимовское училище, и мы этим воспользовались. 39 человек училище уже закончили, учатся дальше, скоро вернутся в область с кортиками... Это другое качество жизни сирот, другие судьбы.

- Но те, кого акции не коснулись непосредственно, вряд ли могут оценить их по достоинству, а за вас голосовали около 80 процентов избирателей...

- Может, ценят за правду? Я никогда не вру. Если, например, ожидается, что будет тяжело в этом году, так и говорю.

- А журналистам к вам легко попадать?

- Элементарно. И они это ценят. Еще десять лет назад я со всеми договорился: работаем оперативно и объективно, если что-то не поняли, перезвоните.

- С вами надо вычитывать это интервью?

- Зачем? Надеюсь, все, что я наговорил, не помешает мне решить проблемы по мазуту.

- Когда, кстати, вы надеетесь их решить?

- В октябре, я думаю, Мурманская и Архангельская области деньги получат. Пусть не полностью, но по миллиардику - точно.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя