Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
28 сентября 2006 (176)
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.

Алексей Мочалов и его аудитория

У Алексея Мочалова есть очень дорогой для него автограф Святослава Федорова: "Ваши романсы - это наша жизнь". Под словами знаменитого офтальмолога могли бы подписаться многие почитатели архангелогородца, которому 1 октября исполняется 50 лет.

- Алексей Александрович, вы, вероятно, жалели, что не учились ни в консерватории, ни в музыкальном училище, ни в музыкальной школе и даже нотной грамоты не знаете. Или освоили ее наконец?

- Нет, не освоил, чем иногда ставлю в тупик моего друга, наставника, учителя игры на гитаре Федора Багрецова. Он говорит: такой-то аккорд возьми. А я не понимаю его слов.

Своевременная учеба, наверно, помогла бы мне. Но, с другой стороны, как говаривала незабвенная Татьяна Игоревна Шлык (царствие небесное этому замечательному искусствоведу и моему другу), мой вокал никто не испортил. Моими учителями стали Георгий Виноградов, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Надежда Обухова, Вера Панина, Петр Лещенко. Им и другим выдающимся исполнителям романса я поначалу пытался подражать, но в итоге получилось, что пою по-своему. В каждый романс привношу что-то личностное. Не подумайте, что хочу сказать, будто делаю романсы лучше, - просто пою так, как это звучит в моей душе. Как это происходит, не знаю, честно. Но на поверку оказывается, что вещь становится чуть-чуть другой.

Возможно, было бы так, если бы я знал ноты: положил их на пюпитр - и играл бы и пел по ним. И неважно, как до тебя пели этот романс. А мне важно да и просто необходимо услышать, чтобы подобрать аккорды и затем уже спеть. Причем я стараюсь найти как первоисточник, т.е. запись первого или наиболее раннего исполнения данного романса, так и записи других исполнителей, слушаю их по нескольку раз, подпеваю в наиболее понравившихся местах, и как-то незаметно рождается мой собственный вариант романса.

С другой стороны, незнание нот усложняет работу с моим сподвижником Федором Багрецовым, мы порой говорим на разных языках, но любовь к романсу и "Битлз" объединяет нас.

Жалею я только об одном: о том, что потерял тот голос, который имел, когда учился в школе, в медицинском институте, - пел в одной тональности с "Битлз", "Дип перпл", с Иваном Семеновичем Козловским. Я мог бы тогда, наверное, петь в оперном театре.

Еще в 1979 году меня "пытал" на архангельском телевидении журналист Владимир Лойтер: почему не идете в музыкальное училище поучиться вокалу, профессиональной игре на гитаре - дескать, поможем. Я тогда, отшутившись, ответил, что раз вместе с Маккартни и Ленноном мне уже не петь, в Большом театре вместе с Козловским тоже, а в филармонии я не хочу, поэтому и тратить время на музыкальное образование мне ни к чему. Лучше я буду хорошим врачом, а петь стану для себя и своих друзей.

Мою профессию я очень люблю. И никогда не стоял передо мной вопрос, как обо мне однажды написали: лечить или петь? Лечить и петь. Хотя в девяностые годы безденежье доставало, даже появлялись мысли уйти из медицины, но гены не дали этого сделать - я врач в третьем поколении.

- Может быть, даже и к лучшему получилось, что вы сорвали голос на праздновании десятилетия вашего выпуска Северного государственного медицинского университета?

- Спел, не "разогревшись", - и сорвал высокий, сильный голос. Через год я снова смог петь. Голос стал ниже, приобрел больше тембровых окрасок. Романсы зазвучали по-другому, на мой взгляд, лучше, более проникновенно и выразительно.

- Романс - "последнее русское пристанище души", есть такая фраза. Красиво сказано и отчасти верно, не правда ли?

- Да. Кино, книги, телевидение - везде, во всех странах. А романс в какой еще стране есть? Где еще так споют, с такой паузой: "Не уходи... побудь со мною..." И зрители замирают! Однако и задушевная русская народная песня меня так же трогает, как романс.

- Вы не удивились, что в деревне, где больше любят народную песню, вас тоже очень хорошо принимали?

- Поначалу удивился. Впервые я с этим столкнулся в Шенкурском районе, куда меня пригласил редактор шенкурской газеты "Важский край" Владимир Чухин. "Ой, милок, спасибо", - от бабушек в фуфайках это было интересно слышать. Я спросил: а может, лучше бы было, если б я народные песни спел? Мне они ответили, что песни для них другие люди споют, а мне надо романсы петь.

Вообще-то что такое теперь деревня? Там же пусть не по телевидению, но по радио давно слушали романсы и знают, что это такое. И пластинки покупали. То есть источники культуры - те же самые, что в городе.

- Вы не только исполнитель, но и собиратель романсов. Поэтому в вашем репертуаре есть, наверно, редкие вещи?

- Есть. Например, половина репертуара Вари Паниной малоизвестна. А ведь замечательные вещи! Я их пою пока дома.

Честно говоря, я не уделяю творчеству достаточно времени - просто не успеваю. Тем не менее оно - такая же важная составляющая моей жизни, как и работа. Хотя порой кажется, что я медицине уже отдал достаточно много: работал в Вельске, Северодвинске, вот уж более 10 лет тружусь в Первой горбольнице. Кандидатскую защитил...

- А как насчет докторской?

- Могу и ее подготовить, но тогда придется забыть о романсах.

- Может быть, на рыбалку и охоту надо реже ездить?

- Ну как без них?!..

Первая городская - великая больница Архангельска и области. Я благодарен судьбе за то, что работаю здесь. Горжусь этим. Но врачебная практика выматывает, отдаю ей очень много сил, надо разряжаться, отдыхать душой на природе. Я прихожу там в то состояние, когда снова хочется петь.

За нынешнее лето я только два раза рыбачил - некогда было!.. Хотя, наверное, надо больше заниматься тем, что, кроме меня, никто не сделает. Не потому, что я такой "великий", а потому, что мне это ближе, чем другим, - речь, конечно, о романсах. И вообще, у меня много задумок. Например, исполнить песни тридцатых- пятидесятых годов, те, что любили мои родители; издать два-три компакт-диска с романсами из репертуара Паниной; спеть песни на стихи Есенина, вещи Петра Лещенко и многое другое. Но когда все это делать?

Возможно, никто в России не собрал все романсы Вари Паниной, кроме меня. Они должны жить дальше... Приходится иногда гадать, какие слова в произведении - запись 1903 или 1905 года, качество известно какое... Требуется "переворачивать" множество сборников романсов и песен.

- Наверно, вам все концерты по-своему дороги?

- Да. Но есть очень тяжелые концерты. Например, в "зоне" очень трудно пелось - не аплодировали. Настолько зажатые там люди!.. Я очень расстраивался: пел - и не знал, нравилось ли. Но потом психолог мне сказала, что я зрителям очень понравился, а не аплодировали, потому что боялись показать свою "слабость".

Хранится у меня письмо одного из заключенных с огромной благодарностью за концерт: душа этого человека оттаяла.

Был у меня совсем недолгий опыт пения в ресторане. Этот опыт повторять не хотел и не хочу: в таком заведении аудитория не расположена слушать романсы.

- Писем с благодарностями у вас, наверно, немало?

- Их было очень много, когда на "Радио России" работал Евгений Ефимович Шумский, который делал программы со мной. Прекрасный был журналист, совершенно бескорыстный. Он говорил мне: "Где я, там денег нет".

- В ту пору в Свердловской области даже клуб ваших по-клонников появился...

- Да. Письма со всей России шли мне на облздравотдел, их пересылали в горздравотдел, потом - в Первую городскую. Люди даже исповедовались передо мной, о любви своей рассказывали. Благодаря романсам, которые греют нам душу.

Я в жизни очень многого хочу. Например, 1 октября сделать юбилейный концерт в Доме офицеров и пригласить на него своих друзей...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя