Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
16 декабря 2009 (148)
Надежда ШИЛОВА.

ПОДВОДНЫМИ ДЕЛАМИ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ, КАК СПОРТОМЮБИЛЕЙ

В декабре северодвинское оборонное предприятие Севмаш отмечает 70-летие. За эти годы завод построил 129 атомных подводных лодок, в том числе и попавший в Книгу рекордов Гинесса как самый большой в мире тяжелый подводный крейсер корабль третьего поколения "Дмитрий Донской".

Закладка нового подводного ракетоносца четвертого поколения должна стать одним из центральных мероприятий празднования юбилея. Однако очередные неудачные испытания ракеты "Булава", под которую спроектированы ракетоносцы, вызывает сомнения: а будет ли закладка?

Испытания корабля успешнее, чем ракеты

Официально закладку пока никто не отменял. 22 декабря Севмаш ждет гостей на рождение нового корабля. Лодка должна стать четвертой в серии ракетоносцев "Борей". Она еще безымянная. Две предыдущих- "Владимир Мономах" и "Александр Невский" сейчас достраиваются в цехах предприятия. А головной ракетоносец - "Юрий Долгорукий" уже покоряет морскую стихию.

- Испытания "Юрия Долгорукого" идут успешно. Сегодня будем провожать в очередной раз, - сказал в минувшую пятницу гендиректор Севмаша Николай Калистратов. - Головную лодку необходимо испытать по всем параметрам: акустика, связь, энергетика, комплексные системы управления. Выполняем этап за этапом. Лодка, на мой взгляд, уже показала хорошие характеристики по многим направлениям. Это очень радует. Потому что время - кризисное. Вы, наверное, читали в интернете: англичане на четыре года сорвали сдачу лодки!

Российский красавец-ракетоносец, конечно, тоже рождается в муках, но, как отметил Николай Яковлевич, "мы свою лодку, слава Богу, выходили".

"Выходить" бы еще межконтинентальную морскую баллистическую ракету "Булава"... Ее испытания проводят с АПЛ "Дмитрий Донской". Как ждали на Севмаше в канун юбилея успешного пуска! Увы, 9 декабря ракета в ходе запуска снова самоликвидировалась. "Булаву" придется дорабатывать.

- Нам ракета сейчас нужна, чтобы тренироваться. Но вот пока не получается. Ракетными и атомными подводными делами надо заниматься как спортом, если хочешь быть чемпионом мира, - уверен Калистратов. - Но с периода начала перестройки на 15 лет все было заброшено, никакого внимания этим вопросам не было. А сейчас говорим: надо поставить несколько мировых рекордов.

Да, у нас дела идут лучше, чем у Роскосмоса, который в целом отвечает за создание система "Булава". Теперь всебудет зависеть от того, какие решения примут ВМФ и Минобороны России. В том числе, и в отношении закладки нового ракетоносца, - подчеркнул Николай Яковлевич.

Вчера РИА Новости со ссылкой на свой источник в российском оборонном ведомстве сообщили: закладка все-таки состоится.

Рекорд "Золотой рыбки" до сих пор не побит

Продолжение работы по созданию ракетоносцев серии "Борей" остается в планах завода на 2010 год. Есть еще одно "дело чести" - сдать флоту АПЛ четвертого поколения "Северодвинск". Это многоцелевая субмарина, способная решать весьма широкий круг боевых задач.

Окончание. Начало на 3-й стр.

- В течение зимы мы должны отремонтировать плавдок и соответственно вывести "Северодвинск", - говорит Калистратов. - Сейчас проводим элементы испытаний прямо в цехе.

Создавая новые субмарины, нынешние корабелы не забывают чествовать своих предшественников. В рамках празднования юбилея состоится открытие аллеи Героев. За 70-летнюю историю предприятия 22 работника удостоены звания Героев Советского Союза, Героев социалистического труда и Героев России.

Добрую память здесь хранят не только о людях. На днях в музее Севмаша открылась экспозиция, посвященная 40-летию "Золотой рыбки". Это первая в мире АПЛ с корпусом из титановых сплавов проекта 661. Свое народное название - "Золотая рыбка" - корабль получил за дороговизну материала и сложность работы с ним, требовавшей от корабелов ювелирной точности.

Увы, уникальный корабль решено утилизировать. Но его рекорд до сих пор не побит ни одной подводной лодкой мира.

- В 1971 году "Золотая рыбка" развила самую большую скорость подводного хода - 44,7 узла (это почти 80 км в час). К сожалению, представитель Книги рекордов Гиннесса на тот момент не присутствовал... Но лодка имеет негласный приз, который называется "Голубая лента Атлантики", - рассказала директор комплекса Трудовой Славы и воинской доблести Севмаша Ирина Рипинская.

"Мистраль" построим запросто!

В следующем году Севмаш нацелен начать швартовые испытания "Викрамадитьи". История нашумевшая. Напомним, по межправительственному соглашению 2004 года с Республикой Индия Севмаш выполняет ремонт и переоборудование крейсера "Адмирал Горшков" в авианосец для индийских ВМС "Викрамадитья".

За последние годы стоимость работ в сравнении с первоначальной ценой выросла чуть ли не втрое. Однако до сих пор сумма контракта окончательно не утверждена на уровне двух государств.

- По переговорам уже видно, что не очень густо нам деньги выделяются, но минимальные суммы без рентабельности, без прибыли мы должны получить, - рассчитывает Калистратов. - Ну и надо сдавать. Дружба есть дружба. Ошиблись- то мы. Надо думать, когда договор заключаешь... К концу 2012-го будем стараться передать авианосец Индии. Приложим все усилия. Но деньги нужны сегодня.

По словам ответственного сдатчика авианосца Игоря Леонова, сегодня готовность корабля составляет 68,6 процента. "Сформирован полностью новый корпус, загружено все крупногабаритное оборудование. Продолжаются полномасштабные монтажные работы", - доложил Игорь Эдуардович.

В ходе работы по созданию авианосца северодвинцы приобрели бесценный опыт. Теперь даже строительство корабля типа "Мистраля" им не кажется чем-то невозможным.

"Мистраль" - французский вертолетоносец, не так давно побывавший у берегов Питера. По сей день российская военная элита, а вслед за ней и СМИ активно обсуждают возможность покупки корабля подобного класса у Парижа и строительства еще трех аналогичных на российских верфях.

- Я был на "Мистрале" два дня, прополз его от трюма до самого верха, - сказал Игорь Леонов. - Там есть очень интересные технические решения, но корабль на порядок проще, чем авианосец, который мы строим для Индии (но у "француза" и задачи совершенно другие). "Мистраль" мы бы построили без всякого труда. Я лично не обнаружил ничего такого, чего бы Севмаш не смог быстро освоить.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя