|
Правда Севера
16 декабря 2009 (148)
ЛЕНЬ И ОБЖОРСТВО ГРОЗЯТ ПОГУБИТЬ РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК АРХАНГЕЛЬСКА
Кто они, ударники торговли?
Среди продуктовых магазинов Архангельска конкуренции нет. И это видно не
только невооруженным глазом простого покупателя, но и наметанным оком
эксперта. Так, в прошлом году специалисты антимонопольной службы
Архангельской области изучили рынок продовольственной розницы областного
центра. Выводы для этого самого рынка неутешительные.
Более-менее крупных игроков (т.е. владельцев чего-нибудь побольше ларька) на
нем, казалось бы, много - 267 всевозможных юридических лиц и частных
предпринимателей заняты торговлей продуктами. Однако ситуация такова, что
впору говорить об отсутствии рынка, поскольку практически нет конкуренции. А
это совсем плохо - и для покупателей, что понятно, и для самих торговцев, как
это ни странно, потому как бизнес в неконкурентном болоте погибает из-за лени
и обжорства.
Как выяснили сотрудники ФАС, в Архангельске индикаторы, позволяющие говорить
о недоразвитости рынка, зашкаливают, а в Северодвинске (его рынок также
исследовался) вообще бьют все рекорды. На официальном языке ФАС, ситуация в
продуктовой рознице Архангельска и Северодвинска называется высокой
концентрацией. В переводе на общечеловеческий это означает, что данные рынки
давно и надежно поделены среди немногочисленных игроков. В Архангельске их
одиннадцать - из 267 упомянутых фирм и частных предпринимателей. И хотя этих
ударников торгового труда знает большинство жителей Архангельска, перечислим
поименно.
Итак, абсолютными лидерами по итогам проверки ФАС ожидаемо признаны торговые
сети "Дисма", "Пять шагов", "Восьмерочка", "Золотая рыбка", а также
примкнувшие к ним торговые комплексы "Полюс" и "Сигма". Все они вместе
занимают 31 процент архангельского рынка - более чем солидная доля в любом
бизнесе, а уж для продовольственной розницы просто запредельная. Для
сравнения, владельцы торговых сетей общероссийского масштаба жутко гордятся
собой, если им удается занять хотя бы 10 процентов какого-нибудь локального
рынка.
Группа лиц
Впрочем, наши бизнес-герои гордятся исключительно втихаря, слава
единоначальников архангельской торговли им не нужна. Все эти торговые сети
юридически между собой не связаны и принадлежат, по бумагам, совершенно
незнакомым между собой людям. Это мы считаем, что "Дисма", "Сигма", "Пять
шагов", "Полюс" и пр. принадлежат одной группе товарищей, а как там де-юре -
кто знает.
Сотрудники ФАС, проводя проверку, оценивали положение на рынке не торговых
сетей как таковых, а их владельцев. Так, к примеру, у той же "Дисмы"
несколько владельцев, среди которых ООО "Конус", ООО "Винком", ИП Полуяхтова
Я. Ю. Так вот, считая этих замечательных людей не связанными друг с другом -
а только так с юридической точки зрения специалисты ФАС и могут считать -
получается, что "кусочек" "Дисмы", принадлежащий предпринимателю Полуяхтовой,
занимает всего пять процентов архангельского рынка, часть сети,
сосредоточенная у фирмы "Винком", - пять процентов, а доля "Конуса" - не
более двух процентов. По другим перечисленным сетям, принадлежащим все тем же
фирмам, а также еще и индивидуальному предпринимателю Герасимовой М. И. (она
владеет частью "Пяти шагов"), ситуация аналогичная.
"По закону, мы можем оценивать ситуацию на рынке не только отдельного
хозяйствующего субъекта, например, какой-нибудь компании, но и так называемой
группы лиц, владеющей этой и другими фирмами, занимающимися той же
деятельностью, - поясняет начальник Управления ФАС по Архангельской области
Валентина Лосева. - И мы прекрасно осведомлены, что все названные торговые
сети фактически принадлежат одним и тем же людям, но юридически, с уставными
документами в руках, доказать, что это - "группа лиц", невозможно".
А раз так, то с позиций антимонопольного законодательства все более чем
чисто. Ведь, по закону, вопросы к участникам рынка у ФАС начинают возникать
только тогда, когда компания займет 35 процентов. Обнаружив это,
антимонопольщики обязаны проверить, не оказывает ли фирма негативного
давления на рынок, в первую очередь по ценам. И если таковое давление не
только обнаружится, но и будет доказано, ФАС имеет право принять меры (в
основном это штрафы, в особо тяжких случаях - принудительное дробление
компании). В нашем же случае, как видно, вопросы возникнуть не могут, даже
если считать по совокупности, а не по уставным документам фирм.
Архангельская розница - сущий детский сад
К слову, другие оставшиеся десять крупнейших игроков архангельской розницы
более открытые, во всяком случае, такой сумятицы во владельцах у них нет.
Правда, и рыночные доли у них значительно мельче. Близко к гиганту подошел
только "Петровский" - 26 процентов, намного отстали торговая сеть "Фудмаркет"
- 13 и первый наш супермаркет "Премьер" - 8 процентов (во время проверки ФАС
он еще не был куплен все теми же "дисмовцами"). Остальные сети и торговые
дома - "АВФ - магазины "Гурман", "На окружной", "Каравай", "Фактория",
"Гарант 21", "Березка", "Патэрсон" имеют по 3-4 процента каждый.
Зато в Северодвинске, где, надо сказать, рынок сконцентрирован едва ли не в
разы круче, чем в Архангельске, в продуктовой рознице фактически правит бал
"Гарант 21" (46%), намного отстали от него "Фудмаркет" (26%) , "Дисма" и
"Пять шагов" (на двоих занимают 22%) и "Петровский" (13%).
Но если ФАС не смогла доказать нарушения сетями антимонопольного закона, это
вовсе не означает, что все в порядке. В конце концов не доказали сейчас,
докажут позже, к тому же, как заявила Валентина Лосева, проверки
продовольственной розницы специалисты службы будут продолжать. Проблема, по
большому счету, в другом. Отсутствие конкуренции на рынке говорит о его
неразвитости, что само по себе обидно - не в глухомани же живем, имеем право
на цивилизованность, в том числе и в торговле.
Да и с точки зрения бизнеса архангельская розница - сущий детский сад,
сколько бы владельцы сетей ни рассказывали нам в своих книжках об обратном.
Открыть десятки магазинов, декорированных в одном стиле, с одинаково
паршивыми продуктами, с одинаково невнимательным персоналом, вынуждая
потребителя пользоваться исключительно этим "добром" - не такая уж выдающаяся
бизнес-идея. Гораздо сложнее создать сеть, работающую как исправный механизм
по единым стандартам высокого качества, без сбоев и заминок, и именно поэтому
приносящую своему владельцу большую прибыль. Но, судя по всему, творцы наших
сетей не в курсе, что рано или поздно такие мягкие для них условия на рынке
закончатся. Это будет уже другая история.
Надежда Брешковская.
Фото Виталия Крехалева.Ситуация в продуктовой рознице беспокоит даже
депутатов Госдумы. Уже почти два года они разрабатывают законопроект,
призванный навести порядок в этой сфере. Пожалуй, самым важным из множества
положений будущего акта является порог доминирования торговых компаний на
рынке. Сейчас фирму однозначно признают доминирующей на рынке (со всеми
вытекающими юридическими последствиями - штрафы и дробление компании и т.д.),
если она занимает 50 и более процентов. При 35 процентах ФАС имеет право
провести проверку, и если антимонопольная служба докажет, что фирма с такой
долей негативно влияет на рынок, - принять меры. В разрабатываемом
законопроекте порог доминирования снижен до 25 процентов, что, понятно,
вызывает бурное негодование сетевиков.
| |