Правда Севера
30 сентября 2009 (114)
Елена ХЛЕСТАЧЕВА.
МАСТЕР ПО ВОЛШЕБНЫМ ПАЛОЧКАМ
Андреем Никитенко движет тяга к творчеству. Настолько сильная, что заставила
резчика по дереву покинуть прежнюю, во многом уютную нишу и начать свое дело.
Несколько лет назад Андрей нашел силы содержать собственную мастерскую и вот
уже три месяца как открыл в Архангельске свой первый магазин.
Доброму человеку для добрых дел
У Андрея внешность былинного богатыря - не хитрого Вольги, не дипломатичного
Добрыни, но трудолюбивого пахаря Микулы Селяниновича. Он прагматичен, при
этом очень открыт - говорит, как режет. И в то же время, как сам признается,
его главной движущей силой стало стремление привносить в ремесленные изделия
что-то свое и создавать нестандартные вещи.
- Мы принимаем любые, даже самые необычные заказы. Работать над вещью,
которая будет в единственном экземпляре, всегда интереснее, - говорит Андрей.
- Необычный заказ - это что, например? - пытаюсь я уточнить, но в этот момент
в двери мастерской появляется незнакомка и, глазом не моргнув, спрашивает
мастера:
- Как там моя волшебная палочка? Готова?
- Нет еще, - отвечает Микула Селянинович в разом притихшей мастерской (это мы
с фотографом от удивления потеряли дар речи).
- Как это - волшебная палочка? - обращаюсь я к заказчице, с трудом подбирая
слова. - Вот бы и мне по-смотреть. Никогда не видела волшебных палочек.
- Я и сама не представляю, какая она будет, - признается гостья,
представившаяся Галиной. - "Внешность" палочки мы не оговаривали. Все, как
решит Андрей Николаевич.
- А зачем она вам?
- Хочу сделать подарок одному знакомому маленькому мальчику. После того как
побывал в цирке, он так хочет волшебную палочку! Так что это палочка доброму
человеку для добрых дел.
Галина ушла, а мы с мастером продолжили разговор о необычных заказах. Андрей
рассказал, как еще недавно большую часть мастерской занимал огромных размеров
сундук. По желанию заказчицы его расписывали в стиле эпохи Ренессанса - точь-
в-точь по принесенной цветной книжной иллюстрации. Нам удалось полюбоваться
результатом на фотоснимке. Не удивлюсь, если собрат этого сундучищи стоит
где-нибудь в Лувре.
А один москвич заказал штуковину, о существовании которой Андрей и не
подозревал. Да вот она (на снимке): еще не уехала к своему хозяину. По виду
это шестиугольный посох с примитивной резьбой, увенчанный скульптурой
человеческой кисти. Заказчик называл ее "календарь". По снимку, который он
привез, нетрудно догадаться, что образец хранится в одном из музеев
Финляндии. На финском двойнике нанесены равные, как на шкале, зарубки.
Вероятно, так древние путешественники отмечали время в пути.
Трудиться над такими вещами не просто интересно. По словам Андрея, мастеру
это дает главное - развитие. Когда остается свободное время, Андрей и без
заказа на то садится и экспериментирует.
Красоту - на вывоз?
Готовые работы в мастерской не залеживаются. Вы думаете, они спешат на
прилавки местных магазинов и салонов? Ошибаетесь. Большая часть изделий
Андрея и его товарищей, работающих в мастерской, уезжает далеко - в столицу и
даже на Алтай. Для меня лично - к сожалению.
- С нашими магазинами я перестал сотрудничать. Стараюсь сдать работы по
минимальной цене, а они все равно накрутку делают до максимальной. Почему я и
пришел к необходимости открыть свой магазин, - рассказывает Андрей Никитенко.
- Чувствуете конкуренцию?
- Среди мастеров, делающих ручную работу, конкуренции как таковой нет. Это
штучные вещи, и мастеров не так много, - говорит мастер. - Часто люди не
понимают цену таким вещам или подозревают обман - вместо ручной работы -
машинную. Но, поверьте мне, нет еще такого станка, чтобы, например,
изготавливал деревянные ложки. Это всегда ручная работа. Тот, кто сам
занимается ремеслом, всегда ее отличит и даже определит автора работы. Так
как у каждого мастера - свой почерк.
Видимо, в Москве в таких вещах разбираются лучше. Если в Архангельске за три
месяца существования магазина Андрей продал 20 ложек, в Москве за две недели
расходится 300-400 штук. Конечно, есть и другая беда. В Архангельске компанию
Андрея ООО "Лана" знают мало. Есть определенный круг заказчиков, а рядовой
покупатель о "Лане" и не слышал.
- Почему тогда не участвовали в Маргаритинке? Такая возможность рассказать о
себе, - удивляюсь я.
- Слишком дорого стоит торговое место. При том, что на ярмарке такой товар,
как мой, покупается плохо, - считает Андрей.
Так что слава даже к мастеру по волшебным палочкам идет медленно. Впрочем,
Андрей рассчитывает, что и рядового северянина его товар может
заинтересовать.
- Для меня один закон - спрос, - говорит Андрей. А его работы в мастерской не
залеживаются.
|