Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
1 декабря 2010 (138)

Самый молодой Герой. Наш!

28 ноября исполнилось 95 лет со дня рождения Николая Сергеевича Шарыпова - Героя Советского Союза, первого из уроженцев Архангельска, удостоенного этой высшей степени отличия в СССР. Почему же большинству архангелогородцев неизвестно это имя?

ОТЦЫ-СОЗДАТЕЛИ Козьмы Пруткова среди 262

афоризмов, придуманных от его имени, сочинили и такой: "Что имеем - не храним; потерявши - плачем". Похоже, за полторы сотни лет с сочинения этого афоризма мы твердо продолжаем следовать первой его части, но о потерях разучились сожалеть. Память о Шарыпове, точнее, забвение памяти о нем в городе, где он родился и вырос, - один из множества тому примеров.

Чем же прославил наш город Николай Шарыпов? И вправе ли мы им гордиться сегодня?

3 февраля 1940 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О присвоении звания Героя Советского Союза участникам дрейфа на ледокольном пароходе "Георгий Седов". В нем говорилось: "За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание "Герой Советского Союза" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Наградили этим указом все 15 человек последнего состава экипажа "Георгия Седова". Случай этот остался единственным в истории как гражданского, так и военного флотов нашей Родины! Самым младшим в том экипаже был Николай Сергеевич Шарыпов.

Он не только все 812 суток провел в дрейфе, но был одним из самых полезных его участников, чем заслужил от капитана Константина Сергеевича Бадигина, скупого на похвалу других, редкую характеристику: "замечательный выдумщик, мастер на все руки, отважный человек".

Когда же и благодаря чему успел стать "мастером на все руки" кочегар 1-го класса Коля Шарыпов, отправившийся из Архангельска 16 июня 1937 года с экспедицией на "Георгии Седове" для изучения проливов, ведущих из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское? Ведь в момент отплытия Николаю был всего 21 год.

ОН рано начал трудовую жизнь. После шестого класса школы 6 в Архангельске Николай работал погонщиком на лесозаводе: верхом на лошадях из реки вытаскивал на берег бревна. Поступив в Школу морского ученичества (ныне это Морской профессиональный лицей им. Героя Советского Союза С. Н. Орешкова), практики проходил матросом на морском буксире, кочегаром на землесосе "Орел" и на землечерпалке "Чернышевский". Окончив ШМУ, Николай на три месяца едет с другом Степой Котловым на Новую Землю собирать яйца кайр. По возвращении работает как слесарь и механик на "Красной кузнице" на восстановлении пролежавшего 16 лет на дне Кандалакшского залива "Садко". Но мечтает о море, дальних плаваниях. В мае 1934 года дневальным поступает на ледокольный пароход "Георгий Седов", где вскоре сдает экзамены на кочегара второго, а затем и первого класса. Запоем читает в редкие свободные минуты.

В рейсе "Георгия Седова" 1937 года, перешедшем в легендарный дрейф через весь арктический бассейн из моря Лаптевых в Гренландское, он настойчиво учится и сдает экзамены на машиниста первого класса, а вскоре становится и старшим машинистом.

29 августа 1938 года после вывода из дрейфа ледоколом "Ермак" пароходов "Малыгин" и "Садко" на "Георгий Седов" с "Садко" для продолжения научных наблюдений переходит студент Гидрографического института Главсевморпути Виктор Буйницкий. Под его научным руководством экипаж "Георгия Седова" в дополнение к своим огромным судовым обязанностям (ведь экипаж был сокращен в три раза - с 43 до 13 человек!) будет проводить еще научные наблюдения и исследования. Часть наблюдений возьмут на себя капитан Константин Сергеевич Бадигин и старший штурман Андрей Георгиевич Ефремов,

единственный в их составе специалист с законченным высшим образованием. Каждый подберет себе помощников из команды. Капитан Бадигин себе в "ассистенты" возьмет самого молодого в экипаже - Николая Шарыпова! О том, что о выборе этом ему не пришлось пожалеть, нам уже известно по его лаконичному отзыву о Николае.

Кем только не приходилось в дрейфе быть Николаю. В 1940 году он вспоминал: "Я научился шить, стирать, чинить обувь, печь хлеб, варить обеды (мне приходилось иногда заменять Мегера (кока - Л. Б.), резать и гнуть стекло, делать жестяные трубы для камельков, малярничать, печатать на пишущей машинке, управлять киноаппаратами двух систем (на "Седове" было 50 кинолент. - Л. Б.), проводить электричество, работать на токарном станке... Я даже стал немного водолазом. Мы научились промерять глубины океана и брать пробы донного грунта. Все мы стали немного научными работниками...".

Став Героем за коллективный подвиг, Николай Шарыпов отличился и персонально. В ночь с 26 на 27 сентября 1938 года напор льда стал быстро заваливать "Георгия Седова" на правый борт. При крене в 18 через отверстие в борту для откачки воды из запасного холодильника в корпус судна начала поступать забортная вода. На неисправность клапана, который должен был не допускать просачивания воды снаружи, капитану Бадигину еще 29 августа указал уходивший на "Ермаке" в Архангельск старший механик "Георгия Седова" Николай Розов, тоже наш земляк. Но неопытный капитан забыл об этом на целый месяц! А всего- то надо было в спокойной обстановке спуститься матросу за борт и забить злополучное отверстие деревянным кляпом. Но Бадигин не распорядился это сделать, и пришла большая беда...

Чем сильнее лед давил в левый борт, тем больше судно валилось на правый, тем глубже в воду погружалось злополучное отверстие и с еще большим напором в трюм устремлялась вода. Котлы были погашены, что не давало возможности включить водоотливные средства машины. Ручной

пожарной помпой команда откачивала до 10 тонн воды в час, когда поступало ее на борт гораздо больше. В этот момент наши земляки механик Сергей Токарев и машинист Николай Шарыпов проявили чудеса изобретательности и героизма. Они спустились за борт, чтобы попытаться заткнуть снаружи дыру паклей, обмазанной тавотом.

Шел третий час ночи 27 сентября. Температура воздуха была минус 12 градусов, а воды - минус 1,5 по Цельсию. Сперва Токарев, держась за выступы железных листов обшивки борта, находясь по горло в воде, пытался ногами нащупать глубоко уже ушедшее под воду отверстие. Но уловить течение устремляющейся в корпус судна воды "мешали толстые яловочные сапоги: из-за них ноги не чувствовали движения воды". Пришлось, держась одной рукой за лист, другую опустить в воду по плечо, - рассказывал позже Токарев. - Пальцами мне удалось нащупать отверстие. Шарыпов кинул мне паклю, промазанную тавотом. Она подплыла ко мне. Я обмял ее... и сунул в отверстие... Шарыпов помог мне выбраться.

...Мы решили, что нужна еще одна пробка из пакли... и Шарыпов спустился в воду... Порыв ветра согнал пар с воды, и я увидел, какой опасности подвергается Шарыпов. Льдина, на которой я стоял, находилась под острым углом кораблю. Вместе с бортом лед как бы составлял ножницы. Эти огромные ножницы то расходились, то опять сходились, и мне казалось, что они вот-вот сомкнутся и раздавят Николая.

Я напряженно следил за движением льда, чтобы вовремя выдернуть из воды Шарыпова. Моя одежда смерзлась... Костюм трещал, хрустел, и в нем все труднее было шевелиться...

Судно накренилось еще больше, и Николаю пришлось спуститься под воду с головой... Он вынырнул и закричал: "Все в порядке!" В руках у него не было пакли. "Все в порядке", - задыхаясь, повторил он и поплыл саженками к льдине".

ПОСЛЕ успешно завершенного дрейфа на седовцев обрушилась всенародная слава. Как и его товарищи, Николай Шарыпов был удостоен медали "Золотая Звезда", ордена Ленина, награды в 25 000 рублей, что в ту пору было равно двухлетней зарплате капитана судна. Первыми в СССР седовцы были удостоены звания "Почетный полярник" и стали кавалерами значков с таким названием. Фильм об их подвиге начал снимать еще в Арктике прибывший на ледоколе "Иосиф Сталин" легендарный документалист Роман Кармен. Был снят и другой фильм о встрече седовцев в Москве.

Окончание на 28-й стр.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя