Правда Севера
1 декабря 2010 (138)
Самый молодой Герой. Наш!
28 ноября исполнилось 95 лет со дня рождения Николая Сергеевича Шарыпова -
Героя Советского Союза, первого из уроженцев Архангельска, удостоенного этой
высшей степени отличия в СССР. Почему же большинству архангелогородцев
неизвестно это имя?
ОТЦЫ-СОЗДАТЕЛИ Козьмы Пруткова среди 262
афоризмов, придуманных от его имени, сочинили и такой: "Что имеем - не
храним; потерявши - плачем". Похоже, за полторы сотни лет с сочинения этого
афоризма мы твердо продолжаем следовать первой его части, но о потерях
разучились сожалеть. Память о Шарыпове, точнее, забвение памяти о нем в
городе, где он родился и вырос, - один из множества тому примеров.
Чем же прославил наш город Николай Шарыпов? И вправе ли мы им гордиться
сегодня?
3 февраля 1940 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О
присвоении звания Героя Советского Союза участникам дрейфа на ледокольном
пароходе "Георгий Седов". В нем говорилось: "За проведение героического
дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших
условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить
звание "Герой Советского Союза" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая
Звезда". Наградили этим указом все 15 человек последнего состава экипажа
"Георгия Седова". Случай этот остался единственным в истории как
гражданского, так и военного флотов нашей Родины! Самым младшим в том экипаже
был Николай Сергеевич Шарыпов.
Он не только все 812 суток провел в дрейфе, но был одним из самых полезных
его участников, чем заслужил от капитана Константина Сергеевича Бадигина,
скупого на похвалу других, редкую характеристику: "замечательный выдумщик,
мастер на все руки, отважный человек".
Когда же и благодаря чему успел стать "мастером на все руки" кочегар 1-го
класса Коля Шарыпов, отправившийся из Архангельска 16 июня 1937 года с
экспедицией на "Георгии Седове" для изучения проливов, ведущих из моря
Лаптевых в Восточно-Сибирское? Ведь в момент отплытия Николаю был всего 21
год.
ОН рано начал трудовую жизнь. После шестого класса школы 6 в Архангельске
Николай работал погонщиком на лесозаводе: верхом на лошадях из реки
вытаскивал на берег бревна. Поступив в Школу морского ученичества (ныне это
Морской профессиональный лицей им. Героя Советского Союза С. Н. Орешкова),
практики проходил матросом на морском буксире, кочегаром на землесосе "Орел"
и на землечерпалке "Чернышевский". Окончив ШМУ, Николай на три месяца едет с
другом Степой Котловым на Новую Землю собирать яйца кайр. По возвращении
работает как слесарь и механик на "Красной кузнице" на восстановлении
пролежавшего 16 лет на дне Кандалакшского залива "Садко". Но мечтает о море,
дальних плаваниях. В мае 1934 года дневальным поступает на ледокольный
пароход "Георгий Седов", где вскоре сдает экзамены на кочегара второго, а
затем и первого класса. Запоем читает в редкие свободные минуты.
В рейсе "Георгия Седова" 1937 года, перешедшем в легендарный дрейф через весь
арктический бассейн из моря Лаптевых в Гренландское, он настойчиво учится и
сдает экзамены на машиниста первого класса, а вскоре становится и старшим
машинистом.
29 августа 1938 года после вывода из дрейфа ледоколом "Ермак" пароходов
"Малыгин" и "Садко" на "Георгий Седов" с "Садко" для продолжения научных
наблюдений переходит студент Гидрографического института Главсевморпути
Виктор Буйницкий. Под его научным руководством экипаж "Георгия Седова" в
дополнение к своим огромным судовым обязанностям (ведь экипаж был сокращен в
три раза - с 43 до 13 человек!) будет проводить еще научные наблюдения и
исследования. Часть наблюдений возьмут на себя капитан Константин Сергеевич
Бадигин и старший штурман Андрей Георгиевич Ефремов,
единственный в их составе специалист с законченным высшим образованием.
Каждый подберет себе помощников из команды. Капитан Бадигин себе в
"ассистенты" возьмет самого молодого в экипаже - Николая Шарыпова! О том, что
о выборе этом ему не пришлось пожалеть, нам уже известно по его лаконичному
отзыву о Николае.
Кем только не приходилось в дрейфе быть Николаю. В 1940 году он вспоминал: "Я
научился шить, стирать, чинить обувь, печь хлеб, варить обеды (мне
приходилось иногда заменять Мегера (кока - Л. Б.), резать и гнуть стекло,
делать жестяные трубы для камельков, малярничать, печатать на пишущей
машинке, управлять киноаппаратами двух систем (на "Седове" было 50 кинолент.
- Л. Б.), проводить электричество, работать на токарном станке... Я даже стал
немного водолазом. Мы научились промерять глубины океана и брать пробы
донного грунта. Все мы стали немного научными работниками...".
Став Героем за коллективный подвиг, Николай Шарыпов отличился и персонально.
В ночь с 26 на 27 сентября 1938 года напор льда стал быстро заваливать
"Георгия Седова" на правый борт. При крене в 18 через отверстие в борту для
откачки воды из запасного холодильника в корпус судна начала поступать
забортная вода. На неисправность клапана, который должен был не допускать
просачивания воды снаружи, капитану Бадигину еще 29 августа указал уходивший
на "Ермаке" в Архангельск старший механик "Георгия Седова" Николай Розов,
тоже наш земляк. Но неопытный капитан забыл об этом на целый месяц! А всего-
то надо было в спокойной обстановке спуститься матросу за борт и забить
злополучное отверстие деревянным кляпом. Но Бадигин не распорядился это
сделать, и пришла большая беда...
Чем сильнее лед давил в левый борт, тем больше судно валилось на правый, тем
глубже в воду погружалось злополучное отверстие и с еще большим напором в
трюм устремлялась вода. Котлы были погашены, что не давало возможности
включить водоотливные средства машины. Ручной
пожарной помпой команда откачивала до 10 тонн воды в час, когда поступало ее
на борт гораздо больше. В этот момент наши земляки механик Сергей Токарев и
машинист Николай Шарыпов проявили чудеса изобретательности и героизма. Они
спустились за борт, чтобы попытаться заткнуть снаружи дыру паклей, обмазанной
тавотом.
Шел третий час ночи 27 сентября. Температура воздуха была минус 12 градусов,
а воды - минус 1,5 по Цельсию. Сперва Токарев, держась за выступы железных
листов обшивки борта, находясь по горло в воде, пытался ногами нащупать
глубоко уже ушедшее под воду отверстие. Но уловить течение устремляющейся в
корпус судна воды "мешали толстые яловочные сапоги: из-за них ноги не
чувствовали движения воды". Пришлось, держась одной рукой за лист, другую
опустить в воду по плечо, - рассказывал позже Токарев. - Пальцами мне удалось
нащупать отверстие. Шарыпов кинул мне паклю, промазанную тавотом. Она
подплыла ко мне. Я обмял ее... и сунул в отверстие... Шарыпов помог мне
выбраться.
...Мы решили, что нужна еще одна пробка из пакли... и Шарыпов спустился в воду...
Порыв ветра согнал пар с воды, и я увидел, какой опасности подвергается
Шарыпов. Льдина, на которой я стоял, находилась под острым углом кораблю.
Вместе с бортом лед как бы составлял ножницы. Эти огромные ножницы то
расходились, то опять сходились, и мне казалось, что они вот-вот сомкнутся и
раздавят Николая.
Я напряженно следил за движением льда, чтобы вовремя выдернуть из воды
Шарыпова. Моя одежда смерзлась... Костюм трещал, хрустел, и в нем все труднее
было шевелиться...
Судно накренилось еще больше, и Николаю пришлось спуститься под воду с
головой... Он вынырнул и закричал: "Все в порядке!" В руках у него не было
пакли. "Все в порядке", - задыхаясь, повторил он и поплыл саженками к
льдине".
ПОСЛЕ успешно завершенного дрейфа на седовцев обрушилась всенародная слава.
Как и его товарищи, Николай Шарыпов был удостоен медали "Золотая Звезда",
ордена Ленина, награды в 25 000 рублей, что в ту пору было равно двухлетней
зарплате капитана судна. Первыми в СССР седовцы были удостоены звания
"Почетный полярник" и стали кавалерами значков с таким названием. Фильм об их
подвиге начал снимать еще в Арктике прибывший на ледоколе "Иосиф Сталин"
легендарный документалист Роман Кармен. Был снят и другой фильм о встрече
седовцев в Москве.
Окончание на 28-й стр.
|