|
Правда Севера
1 декабря 2010 (138)
Елена ИРХА.
Пропала жизнь у "Дяди Вани"?
В прошлые выходные в Архангельском театре драмы состоялась премьера
НЫНЕШНИЙ сезон в театре, напомним, задержался из-за громкого конфликта, и
потому зрители особо ждали первую, давно обещанную премьеру - "Дядя Ваня" по
пьесе Чехова.
Чехов скучен быть не может в принципе - этой аксиомой руководствовались
архангельские зрители. А наши зрители в своем большинстве как раз приверженцы
классики и ко всему экспериментаторскому в драматическом театре относятся с
подозрением, к примеру, "Фуршет после премьеры" скандального Виктюка идет раз
в месяц и то не каждый, поскольку чаще не может собрать зал.
Петр Суворов, много лет руководивший архангельским театром, в этом смысле для
нашего зрителя - идеальный режиссер, он сам приверженец классики на сцене.
Классику, как известно, ставят во всех театрах, пытаясь соединить оную и
современность. Получается далеко не у всех. Иногда - только классика, иногда
- только современность. Но классика на то и классика, чтобы отвечать на все
современные зрителю вопросы.
Для тех кто, забыл сюжет: знаменитый профессор Серебряков с молодой
красавицей женой приезжает погостить в свое имение. Местные сельские жители -
управляющий его усадьбой Иван Сергеевич Войницкий (дядя Ваня), дочь
Серебрякова от первого брака Соня и друг дома доктор Астров - встречают их с
подозрением и не ждут от городских ничего хорошего. Их ожидания оправдались.
Кондовое советское театроведение про "Дядю Ваню" говорило так: профессор -
бездарь и тиран, подчинивший себе всю округу, Войницкий - интеллигент и
труженик, у которого по чужой вине и собственной бесхребетности "пропала
жизнь". А тут еще напасть - безответная любовь... Но в таком раскладе "Дядю
Ваню" не ставили даже в советское время. Там вроде все присутствовало, но
зритель чувствовал: не про XIX век нам говорят, а про современность. Слепая
вера в некоего профессора и его пустые идеи - это мыльный пузырь, не стоящий
того, чтобы на них жизнь класть. Что и говорить, умели советские режиссеры
делать классические спектакли с фигой советской власти в кармане.
А что нового говорит зрителю архангельский "Дядя Ваня"? Ничего. Вроде все
правильно. Елена Андреевна (Тамара Волкова) скучает и томится. Доктор Астров
(Дмитрий Кугач), как и положено, старается быть брутальным и сексуальным.
Дядя Ваня (Владимир Кулаков) не к месту циничен, но отнюдь не простодушен и
влюблен.
"Маман" (Галина Морозова) появляется всего раза два и даже не смотрит на
предмет своего обожания - профессора, а только в книгу, к тому же выглядит
моложе сына. Профессор (Андрей Калеев) - совершенно безобидный ворчун, и
непонятно, коим образом он мог подчинить своей воле кого-то в этом доме. Соня
(Елена Смородинова) из человека-невидимки в первом акте "проявляется", как на
фотопленке, только ко второму - "небо в алмазах" действительно звучит
обнадеживающе. Няня (Людмила Советова) - классическая Арина Родионовна, тут и
придраться не к чему.
Конкретно спектакль "Дядя Ваня" упрекнуть не в чем. Есть мысль - четкая,
упрощенная, без объема. Все положенные реплики звучат с положенными
интонациями. В этом смысле спектакль Архангельского театра драмы - как
иллюстрация к уроку литературы в советской школе. Как учитель сказал, так и
есть. Шаг влево, шаг вправо карается вызовом к директору. Разномыслие не
поощряется, сомнение пресекается сразу.
Я ведь не про то, что доктору Астрову надо непременно кидать Елену Андреевну
на стол и задирать ей юбку (как в вахтанговском спектакле, который показали
по телевидению аккурат в нашу премьеру) или валяться с ней в грязи под дождем
- как в Александринке, можно и нежный братский поцелуй -
как в архангельском театре. Лишь бы зритель чувствовал - на сцене идет
полнокровная жизнь, а не театральные страсти. Архангельский "Дядя Ваня" -
добротный спектакль, в котором соблюден и выдержан тон и стиль, вполне
интеллигентный, не без актерских проблесков, законопослушный, но, на мой
личный взгляд, лишенный энергии чеховского высказывания. И вообще всякой
энергии.
Правда, некоторые зрители до сих пор думают, что это занудство и есть русский
психологический театр. Кстати, этим некоторым спектакль понравился.
| |