Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
8 декабря 2010 (141)
Наталья ПАРАХНЕВИЧ.

"Ваш Артем, каким был, не будет никогда"

В сентябре прошлого года Артем Изотов обратился за помощью в Северный медицинский клинический центр имени Семашко. На шее появилась небольшая киста, вроде не беспокоила, но мама, Любовь Георгиевна, сорок лет отработавшая медсестрой, настояла: "Сходи, сынок, к врачу, проверься. Лучше не запускать".

Ушел и не вернулся

- Артем раньше уже обращался в Семашко по поводу операции на носовой перегородке, - поясняет Любовь Георгиевна. - Остался доволен. И в этот раз пошел к тому же врачу. Ну, а тот посоветовал ему доктора Н., отрекомендовав его как "кудесника"... - Любовь Георгиевна не может сдержать слез. - Сказали, что операция несложная. Сын начал проходить предварительное обследование. Все шутил:

"Здоровье у меня, оказывается, хоть в космос!" А 25 сентября мой день рождения. Я спрашиваю: "Может, пообождем пока, Артемушка, с операцией, раз ничего серьезного?" Нет, говорит, врач уедет. Заспешил, в общем...

Утром 22 сентября Артем отправил матери последнее СМС: "Я пошел!"... Прежним своего сына она больше не видела.

26 ноября 2010 года Октябрьский районный суд рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Архангельска в защиту прав и законных интересов Артема Изотова к ФГУ "Северный медицинский клинический центр имени Семашко федерального медико-биологического агентства". В суд был подан иск о взыскании в пользу истца компенсации причиненных физических и нравственных страданий в размере одного миллиона рублей. В иске указывалось, что действиями персонала этого медицинского учреждения здоровью истца причинен невосполнимый вред здоровью.

Представитель ответчика в суде с заявленными требованиями не согласился. Указал, что больному была проведена плановая операция, действия врачей, проводивших операцию и осуществляющих послеоперационное наблюдение пациента, соответствовали установленным стандартам оказания медицинской помощи, и вина медицинского учреждения в наступлении негативных последствий для Изотова отсутствует.

Представитель ответчика также пояснил суду, что Артем Изотов не может испытывать физические и нравственные страдания, так как находится в вегетативном состоянии и у него отсутствует высшая нервная деятельность...

"Сыночек, родной, мама здесь"

- На часах время к полудню, - вспоминает события того рокового для их семьи дня Любовь Георгиевна. - Операция должна закончиться, звоню Артему на сотовый - тишина. Звоню, звоню... Три часа. Где парень-то у меня?!

С трудом дождавшись утра, отправилась в больницу. Тут и выяснилось, что Артему за это время сделали повторную операцию, что "подключен он к аппарату искусственного дыхания". И что "угрозы для жизни нет". Спросила: "Когда можно увидеть сына?" Ответили: "Пока нельзя. Но, вы звоните..."

Еще день прошел. Снова поехала в больницу. На этот раз пустили к сыну.

- Врач сказал, что не надо бы мне здесь находиться, - воспоминания и сейчас даются матери с трудом. - В обморок, мол, упаду... Но я же столько лет в медицине! Всякое повидала. Наклонилась к Артему. Лицо красивое, как и прежде. Шепчу: "Сыночек, родной, мама здесь". А реакции никакой. В коме он...

Хронология событий, восстановленная в суде

Операция была проведена утром 22 сентября 2009 года в течение 70 минут по стандартной методике. В 11 часов пациент доставлен из операционной в палату отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, где был осмотрен врачом-реаниматологом. С 15 часов передан дежурному врачу отделения. Пациент находился в положении сидя, предъявлял жалобы на затруднение глотания, боли в области раны на передней поверхности шеи.

Врачом это было оценено как проявление постинтубационного синдрома, назначена противоотечная и обезболивающая терапия. Но далее, как следует из предоставленной суду медицинской документации, "дежурный врач в правильности диагноза и избранной тактики ведения пациента не убедился, действенность назначенного лечения не контролировал". Согласно данным кардиомониторинга, начиная с 16 часов у Артема Изотова наблюдается повышение артериального давления, но "это обстоятельство оставлено медперсоналом без должного внимания".

В 17 часов 30 минут у пациента выявлены признаки дыхательной недостаточности, выраженный отек мягких тканей шеи, повязка обильно промокла кровянистым отделяемым. Наблюдалась прогрессирующая обструкция верхних дыхательных путей, цианоз лица. Назначены противоотечные и релаксирующие препараты, предпринята неудачная попытка интубации трахеи.

В 17 часов 45 минут диагностировано сдавливание глотки, дежурным хирургом выполнена трахеостомия, начата искусственная вентиляция легких. Повторная операция проведена в 18 часов 10 минут. Она помогла сохранить жизнь Артему, но не могла способствовать устранению наступившей к моменту ее проведения глубокой гипоксии головного мозга.

Колыбельная для взрослого сына

По словам Любови Георгиевны, фраза: "Ваш Артем, какой был, таким не будет никогда" ее оглушила. Но она все же расслышала: "Мы приложим все усилия... Сделаем все, что в наших силах. И даже то, что не в наших". Ей выделили одноместную палату. И Любовь Георгиевна с утра до ночи проводила у кровати Артема. Надеялась на чудо?

Коллеги об Артеме говорят с нескрываемой болью. Добрый парень, открытый... Все случившееся и для них стало шоком. Цеплялись за малейшую возможность помочь, даже известного экстрасенса из Москвы привозили. Но ясновидящая не взялась помогать: "Душа чистая, светлая, да только парень слишком тяжелый".

Артем работал инженером базовых станций в одной из сотовых компаний. Вышки, командировки, бесконечные разъезды. Каждый раз, провожая его в командировку, мама просила: "Пожалуйста, будь аккуратнее". Отшучивался: "Я ведь не маленький - метр восемьдесят давно!"

Второй год Любовь Георгиевна поет сыну колыбельные песни. Как в детстве. Иногда Артема это успокаивает - перестает плакать... Перед Новым годом, по словам матери, ее попросили освободить отдельную палату, в январе Артему оформили инвалидность - первую группу.

- Пришла я после оформления к невропатологу: "Что же теперь нам делать?" - вспоминает мама. - И услышала: "А теперь - домой!" Обомлела: "Как домой? Мне 65 лет, я физически не смогу дома обеспечить достойный уход! Верните мне сына, такого, который пришел к вам! И тогда мы пойдем домой..."

Выводы экспертов

Определением суда по данному делу была назначена экспертиза качества оказания медицинской помощи. Проведение ее было поручено ГУЗ "Областное Мурманское бюро судебно-медицинской экспертизы". Эксперты пришли к выводу о наличии прямой причинно-следственной связи между выявленными в ходе проведения операции дефектами оказания медицинской помощи и наступившими для пациента неблагоприятными последствиями.

Согласно заключению экспертов "хирургическая операция проведена в соответствии с установленными методиками, вместе с тем не был обеспечен необходимый гемостаз в зоне операции, что вызвало возникновение умеренно выраженного кровотечения с пропитыванием тканей кровью, возникновением гематомы в зоне операции... Нарушение проходимости дыхательных путей обусловило нарушение дыхания, с развитием выраженной острой дыхательной недостаточности, возникновением выраженной гипоксии тканей, в первую очередь - ткани головного мозга..."

Установлено, что кровотечение, послужившее причиной образования гематомы, было капиллярным, то есть медленным и плавным. Образовавшаяся гематома нарастала постепенно, в течение нескольких часов, пока не достигла таких размеров, что перекрыла верхние дыхательные пути.

Эксперты указывают, что такое осложнение, как гематома, - обычное последствие недостаточно тщательного гемостаза раны. И наблюдающий больного после операции врач обязан предвидеть возможность таких последствий, проводить диагностические мероприятия, направленные на их выявление.

И еще. На момент проведения операции Артему хирург Н. не имел специализации и лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности "челюстно-лицевая хирургия".

"Только бы не выставили за ворота больницы..."

Суд пришел к выводу, что допущенные при проведении хирургической операции, а также в ходе послеоперационного наблюдения нарушения привели к возникновению выраженной гипоксии тканей головного мозга, обусловившей атрофию коркового ее вещества, развитие у пациента вегетативного состояния с утратой психической деятельности.

Следствием упущений при проведении несложной, плановой операции и недостаточного послеоперационного наблюдения явилась полная утрата молодым, трудоспособным мужчиной высшей нервной деятельности с исключением какой-либо возможностью ее восстановления. Текущее состояние Артема Изотова - кома, вегетативное состояние с тенденцией к принятию утробной позы, питание - с использованием зонда...

Суд отклонил доводы ответчика о том, что в связи с утратой пациентом высшей нервной деятельности он не может испытывать нравственных и физических страданий от своего состояния. Утрата высшей нервной деятельности не лишила Артема возможности "реагировать на раздражители рефлекторными центрами относительно простых, врожденных, безусловных рефлексов, что свидетельствует о необоснованности доводов ответчика о том, что Изотов в силу своего психического состояния не испытывает неудобств в связи с диагностированными заболеваниями.

Из записей в медицинской карте следует, что пациент периодически стонет..."

Суд пришел к выводу, что размер компенсации причиненного Артему Изотову морального вреда в сумме 750 тысяч рублей будет отвечать требованиям разумности и справедливости, требования прокурора о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. Решение суда не вступило в законную силу и может быть обжаловано.

- У меня нет цели кого-то наказать, - тихо говорит Любовь Георгиевна. - Что случилось, то уже случилось. Единственного сына, прежнего Артема не вернуть... Я прошу лишь об одном, чтобы нас не оставили без медицинской помощи и завтра не выставили за ворота больницы...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя