Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
15 сентября 2010 (106)
Константин СВЕТЛОВ.

Чтобы "двигатель торговли" работал на казну

Наружную рекламу необходимо взять под контроль закона

Каждый год областной бюджет теряет десятки миллионов рублей налогов (доходов) из-за отсутствия четких правил на рынке наружной рекламы.

Реклама, как известно, -двигатель торговли. Причем двигатель весьма доходный. Одна наружная реклама чего стоит! К примеру, специалисты оценивают доходную часть рынка "наружки" Архангельска минимум в 200-250 миллионов рублей в год.

По идее, реклама, как и другие виды коммерческой деятельности, могла бы приносить весомый доход городскому и региональному бюджетам. Но на деле "двигатель торговли" работает едва ли не вхолостую для казны.

Земельный вопрос

Если в большинстве регионов страны деятельность рекламистов четко регулируется законом, то в нашей области с "наружкой" сложилась нестандартная ситуация. До 2007 года владельцы рекламных конструкций заключали договоры с мэрией Архангельска. Люди осведомленные говорят, что тогда переговоры по выделению мест под установку рекламных конструкций велись "келейно". Как результат - начали формироваться монополисты от "наружки".

Кстати, в ту пору битвы за депутатские кресла в городском Совете были, пожалуй, даже пожарче, чем в областное Собрание. А все потому, что городские депутаты как раз таки занимались распределением земли как в аренду, так и под установку прочих некапитальных сооружений. Причем часть земли городу как бы даже не принадлежала, являясь так называемой неразграниченной.

После того как 18 апреля 2007 года неразграниченные земельные участки в муниципальных образованиях попали в ведение области, вместе с ними перешли и рекламные конструкции, установленные ранее на этих землях.

Избежать полной вакханалии в вопросах земельных отношений помогли два областных закона - "Об управлении и распоряжении государственным имуществом Архангельской области" и "О регулировании отдельных земельных отношений", принятые в 2008 и 2009 годах соответственно.

Однако ни один из них не содержал положений, связанных с установкой рекламных конструкций. Более того, они даже противоречили федеральному Закону "О рекламе", согласно которому к владельцу рекламного щита не переходит право владения земельным участком, на котором этот щит стоит, а только делегируется право размещения и эксплуатации данной рекламной конструкции.

Кроме того, на каждое рекламное место необходимо оформить отдельный паспорт, где будут определены конкретные технические характеристики, адрес и границы участка. При этом все конструкции должны обязательно соответствовать ГОСТу.

В противоречии с ГОСТом

К сожалению, сегодня значительная доля рекламных конструкций установленным правилам не соответствует, что создает реальную опасность для жизни и водителей, и пешеходов.

Произошло это из-за того, что ГОСТ 2003 года "Наружная реклама на автомобильных дорогах на территории городских и сельских поселений", согласно которому действует ГИБДД, несколько раз временно отменялся. Потом, после внесения изменений, вновь вступал в силу. В этом документе указано, где не могут размещаться рекламные конструкции. Это дорожные опоры вместе со знаками либо светофорами, на аварийноопасных участках дорог (а их в Архангельске немало), на железнодорожных переездах и т. д.

- ГОСТ несколько раз приостанавливал свое действие, поэтому соблюсти все его пункты на протяжении этих лет было просто невозможно, - говорит Александр Вешняков, начальник отдела надзорного управления ГИБДД области. - Как такового норматива, определяющего требования к размещению средств наружной рекламы, не было. Разрешения выдавали под те ведомственные и нормативные акты, которые были приняты на местном уровне.

В Архангельске было принято Положение о распространении средств наружной рекламы. В нем излагались приближенные к ГОСТу требования. На основании этого документа выдавалось разрешение на установку конструкций и согласовывалось размещение рекламы.

В результате в городе стоит немало рекламных конструкций, которые соответствуют старым, но не новым нормам. Так, с 1 сентября 2009 года в стране запрещены растяжки. Но наводящие ужас в ветреную погоду "рекламные паруса" все равно красуются в нескольких точках Архангельска. Надо полагать, до тех пор, пока не случится какое-нибудь ЧП.

Теневой бизнес

Сейчас специалисты областной администрации составляют реестр рекламных конструкций. Как выяснилось, их только в областном центре более полутора тысяч.

При составлении реестра вообще открылись интересные подробности. В Архангельске насчитывается около 750 крупных рекламных конструкций (билбордов). Многие из них двух - или даже трехсторонние. Договоры на аренду земли у большинства владельцев давным давно истекли. По нормам федерального закона четко сказано: по истечении договора владелец обязан самостоятельно конструкцию убрать. Однако этого не произошло. И теперь областное Агентство по имуществу обязано через суд заставить убрать такие конструкции.

При этом каждая сторона такого щита в месяц стоит для рекламодателя в среднем около 15 тысяч рублей. Даже если исключить так называемые провисы, время, когда на щите нет рекламы, речь идет о сумме в 150-200 млн рублей в год. Значительная часть этой суммы не облагается сегодня налогами и арендными платежами из-за отсутствия необходимой нормативной базы.

При этом, как ни странно, сегодня принятие необходимых поправок в областные законы тормозится на уровне депутатов. Видимо, кого-то в областном Собрании очень устраивает ситуация бесконтрольности этого вида бизнеса.

Однако дальнейшее затягивание процесса принятия поправок может привести к тому, что областное правительство просто начнет демонтировать всю незаконно стоящую рекламу в муниципальных образованиях. А Архангельск может стать первым городом России без наружной рекламы.

- Такой закон нужен, он упорядочит ситуацию на рынке наружной рекламы, - считает заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по строительству, предпринимательству и инвестициям Алексей Бородин.

Юрий Барашков, архитектор и историк архитектуры, в недавнем прошлом депутат облсобрания, считает рекламу неизбежным фактом нашей жизни, который, однако, не может находиться в автономном плавании.

- Реклама не должна географически довлеть над городом, - говорит Юрий Анатольевич. - Определенные места в городе должны быть свободны от рекламы. Этот момент подлежит законодательному регулированию.

Как отмечает один из разработчиков поправок о рекламных конструкциях, руководитель Агентства по печати и СМИ правительства Архангельской области Александр Криворотов, сегодня формируется реестр рекламных конструкций, который согласовывается с ГИБДД на соответствие ГОСТу. При этом количество самих рекламных мест должно быть достаточным для решения задачи информирования жителей, но и не перегружать улицы наружной рекламой. Сами рекламные конструкции должны будут отвечать типовым техническим требованиям.

- В федеральном Законе "О рекламе" четко сказано, что право на установку РК - только через аукционы, задача администрации - дать возможность эти аукционы проводить, - говорит Александр Криворотов. - На основании этого реестра областным правительством будут сформированы лоты для проведения торгов. Наша задача - вывести рекламный бизнес из тени, сделать весь процесс максимально открытым и справедливым, четко регламентировать правила работы на этом рынке, чтобы областной бюджет не терял налоги.

С такими аргументами трудно не согласиться. Теперь слово за законодателями...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя