|
Правда Северо-Запада
1 октября 2003 (2)
Галина КАЛИНИНА
СТАНЦУЙТЕ... СВОИ ЧУВСТВА
В прошлом номере ("Правда Северо-Запада", 24 сентября) речь шла о том, что часто
успешными людьми становятся не те, у кого выше интеллект, а те, кто более развит
эмоционально. О своих научных изысканиях говорила доктор психологических наук,
профессор Евгения Леонидовна Яковлева, получившая за разработку этой темы
Государственную премию. А можно ли научиться эмоциональной грамотности?
- Нин, что ты чувствуешь, когда смотришь этот фильм?
- А что ты чувствуешь?
- Но что ты чувствуешь, смотря ее!
Однажды Евгении Леонидовне необходимо было поговорить с очередным школьным
драчуном. Почему мальчишка бьет однокашников, что он чувствует в это время?
Психолог рискнула предположить, что это - ... досада. И вот что вышло из ее
предположения.
- А тебе досадно, что у него пятерки и что он такой же умный, как и ты?
И опять психолог не стала его стыдить за испытываемые чувства, а просто назвала
их:
Заметьте, она приняла не поведение, а чувства, эмоции мальчишки. Согласитесь,
ведь это нормально, когда человек радуется, побеждая неприятеля. Так психологу
легко удалось найти общий язык с Колькой.
Доскажу вкратце эту историю для тех, кому интересно. Яковлева постепенно вывела
разговор на Колькиного папу, которого мальчонка тоже считает "самым умным".
Колька рассказал, что, когда в дом приходят гости, папа "встречает их, хлопает
по плечу, приглашает за стол, потом хвалит гостей - тосты всякие про них
произносит..."
- Ну, он же большой, - рассмеялся мальчишка.
Остается добавить, что Колька стал лучшим помощником клас-сного руководителя.
А что делать, если кажется, что "ничего не чувствуешь", когда ребенок "просто
балуется", и трудно угадать эмоцию, во власти которой он находится ("просто
нервы мне треплет из вредности!")? Что ж, эмоцию не обязательно называть, ее
можно еще и... нарисовать. Или станцевать. Или изобразить мимикой и жестами.
Предложите это ребенку. Попробуйте нарисовать и свою эмоцию - вам понравится.
Понравится, если вы не будете пытаться "правильно" изображать "правильное"
чувство - то, которое "надо" испытывать в данной ситуации.
Невозможно чувствовать что-либо по заказу. Однако для того, чтобы подвигнуть
человека на какие-то действия, надо как раз ("по заказу"!) и вызвать в нем
определенные чувства, иными словами - мотивировать его. Как раз искусство
управлять именно эмоциями других людей - это и есть искусство отношений. Как же
управлять чувствами другого человека? Возможно ли это, если, как говорят на
Востоке, даже приведя лошадь к водопою, невозможно заставить ее пить. Как же
сделать так, чтобы она захотела этого сама? Тот, кто умеет распознавать свои и
чужие эмоции, легко делает это.
- Я зашла в детский садик за внуком после работы, а он балуется. Извивается, как
макаронина: нога в колготки не залазит, рука мимо рукава прошмыгивает. "Саня, не
безобразничай: Санечка, ну что же ты так долго возишься? Внучек, собирайся
скорее". Бесполезно. Пытаюсь льстить: "Ты же хороший мальчик, ты же не хочешь
бабушку расстраивать?" Пускаю в ход подкуп: "Сашенька, если быстренько
оденешься, я тебе мороженое куплю". Ничего не помогает.
Пришли домой. "Санечка, поиграй в комнате, а я пойду на кухню ужин готовить".
Кручусь около плиты, и вдруг внук зовет меня. Да некогда мне, отмахиваюсь от
него. Он берет меня за руку, ведет в комнату и говорит: "Бабуля, ты устала.
Ложись - отдохни". Мальчик достал мое любимое "верблюжье" одеяло и постелил его
на диван.
| |