Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Правда Северо-Запада
20 апреля 2005 (15)
Влада ГОРОДЕЦ

Все в сад, или Невесёлая комедия

17 апреля на сцене Большого зала филармонии игрался самый дорогой спектакль Архангельского театра драмы - комедия (?!) "Вишнёвый сад". Расходы на постановку этой комедии, говорят, составили около миллиона рублей. При этом гигантизма декораций или буйства спецэффектов не наблюдалось; смешно не было; а в своём ответе на вопрос, о чём сегодня следует ставить успевший набить оскомину материал, режиссёр-постановщик Пётр Суворов, похоже, решил обойтись без радикальных мер. Всё настолько плавно и традиционно, что желающим увидеть на данном спектакле нечто из ряда вон устроители будто бы адресовали столь же классическое: "Все в сад!".

Изучаю сценические сооружения. Дом Раневской. Весьма лаконичные декорации комедии выдержаны в приглушённых тонах, создающих унылое впечатление. Начнётся действо, и в этом скучном доме будут вспоминать о блеске Парижа, планировать светлое будущее. А на сцене уже полумрак, вовсю звучит еврейский оркестр, на заднем плане и сбоку - огромные ширмы с нарисованными на них облаками, посередине - три большие завесы из газовой ткани, на которые время от времени проецируются очертания деревьев, надо полагать, садовых. Стулья, стол, шкаф, ну, костюмы неплохие... Цветовая палитра реквизита и костюмов - чёрно-бело-серая, впрочем, с некоторыми вкраплениями бежевого. Живенько так, по-комедийному.

"Комедия" - заявлено в афише и моей программке. К слову сказать, сам Антон Павлович настоятельно рекомендовал ставить свою лебединую песню не иначе как комедию ЛИРИЧЕСКУЮ. И то правда, где же тут жизненные положения и характеры, которые вызывают заливистый смех?! Мало тут смешного - имение продаётся с молотка, все встревожены, почти все - бедны. Именно "лиризм" здесь определяющее слово, эмоции, переживания персонажей. А если местами и рождается усмешка, то она скорее скорбная.

"Люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы, разбиваются их жизни", - отмечал незабвенный Чехов, подчёркивая тем самым необычность своих произведений. Действительно, что касается драматических форм, по ходу "Вишнёвого сада" не наблюдается ни привычной завязки, ни кульминации. Здесь важен подтекст. И если при чтении пьесы дополнительный (а по сути главный) смысл улавливается во многом за счёт авторских ремарок, пауз, описания всевозможных звуков, то на сцене подобные моменты воплотить довольно сложно. Стремясь передать особое настроение, эмоции, актёры то с замедленной пластикой и отсутствующим взглядом передвигались по сцене, а интонации их были усталыми; то принимали нарочито театральные позы, заламывая руки; то вдруг они неистово бросались в объятия друг друга. И игра эта местами выглядела несколько ходульной, несколько в лоб, без подтекста.

Ещё со школьной скамьи мне запомнилось, что в "Вишнёвом саде" действуют три поколения: Фирсу - под девяносто, Гаеву - пятьдесят один, Ане - семнадцать. Однако, когда смотришь постановку Петра Суворова, на ум приходят слова из песни: "Нет ничего лучше, чем несовпаденье, нет ничего хуже, чем, как все", - Гаева загримировали так, что нерадивый ученик, не читавший пьесу, в своём сочинении, чего доброго, назовёт его ровесником Фирса. И это не удивительно - в архангельской постановке брат Раневской бородат, седовлас, очень напоминает горьковского старца Луку. В связи с такой трактовкой данного образа, а также, как говорится, для целостного понимания картины будущим абитуриентам, выпускникам и всем остальным рекомендую помимо посещения театра всё-таки прочитать (перечитать) пьесу позапрошлого века, которую сам А.П.Чехов охарактеризовал как "лирическая комедия".

Российские театры буквально вцепились в Чехова, Островского, и это понятно: испортить пьесы таких удивительных драматургов практически невозможно. А смахнуть пыль со страниц известнейших произведений классиков - задача не из простых. Тем не менее, популяризацию классики в массах 17 апреля в общем и целом можно считать состоявшейся.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета