Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Правда Северо-Запада
20 апреля 2005 (15)
Эва Грин

Божий дар

I"m loosing my religion*

Майк Стайп, R.E.M.

*Я теряю почву под ногами (англ. не буквально)

Сразу скажу: я верю в Бога. Иногда я хожу в церковь. Я уважаю чувства верующих и не выстраиваю для себя иерархию конфессий. Я просто считаю веру ( во что бы то ни было) чем-то очень личным и важным в жизни каждого. Кроме человека sapience, мне хотелось бы себя считать человеком свободным. Человеком, которому интересно узнавать, познавать, разбираться, экспериментировать и не бояться этого.

Когда в Рим проводить папу в последний путь съехалась молодёжь со всего мира, в том числе рэперы, рэйверы, свободные художники, геи, алкоголики, клерки, люди с пирсингом, татуировками или лысыми черепами - каждый такой, какой он есть, - всех этих людей объединила вера. Я не думаю, чтобы кто-нибудь из них был бы осуждён церковью за то, что считает потрясающим фильм "Криминальное чтиво" и знаменитые монологи - цитаты книги Иезекииля Сэмьюла Л.Джэксона с последующим нажатием на курок пистолета или слушает R.E.M., или рок-оперу "Иисус Христос- супер-звезда", или любит Дали, Босха, Гойю, чьи творческие прочтения библейских сюжетов трудно отнести к "правильным". Осуждать за искусство - это, пожалуй, прерогатива Средневековья!

Что такое современное искусство и с чем его подают в нашем городе, к сожалению, знают немногие. Да и как об этом узнаешь, если его просто нет? Но есть зачатки. Вот, к примеру, творческая акция "Террор инкогнита-2". Передо мною бумага - обращение епископа Архангельского и Холмогорского к главе администрации Архангельской области с настоятельной просьбой запретить проведение акции "Террор инкогнита-2", пропагандирующей наркотики и "могущей вызвать религиозную рознь и оскорбить чувства". В тексте обращения четыре (!) раза встречается определение "кощунственный": кощунственная художественная выставка, кощунственные инсинуации и т. д. Звучит действительно страшно. Но по-настоящему страшно становится за собственное сознание, а именно: за его вменяемость и адекватность. А ещё вдруг вспоминаешь, что преодолён миллениум, знаменит и дорог Энди Уорхол, Большой театр ставит Сорокина, а Боб Марли - не только большой любитель травки, но для кого-то икона. И кто вправе судить? Выбор может быть ортодоксальным, может быть атеистическим, бунтарским, новаторским, еретическим... Но кощунственным выбор быть вряд ли может, если, конечно, от этого непосредственно не страдают другие. Художественная акция, как и выставка, - это не церковь. А если так, то как может она оскорбить чувства верующих своими "кощунственными инсинуациями"? Если человеку не нравятся вестерны, он просто не ходит на вестерны в кинотеатр, а ходит на комедии. А вот жена его обожает вестерны и, соответственно, ходит в кинотеатр смотреть вестерны. Потому что невозможно всем любить комедии или вестерны, невозможно запретить всем думать. Как невозможно запретить слушать регги, любить картины Дали, носить майку с изображением зелёного листка, рисовать на плакате "Террор инкогнита-2" серп, а вместо привычного молота - распятие, читать Генри Миллера и слушать песню "Belle" из мюзикла "Нотр Дам де Пари", герои которого поют о том, что готовы продать душу дьяволу за ночь с цыганкой.

Можно по-разному относиться как к современному искусству, так и к постмодернизму, но факт их существования и влияния на искусство в целом отрицать бессмысленно. Да и неумно отрицать, лучше развивать, смотреть и наблюдать. Поэтому должна, наверное, существовать альтернатива массовым паломничествам на КВН, гастроли "Фабрики звёзд" и вечеринки диджея Мини-Вини. Можно не принимать для себя акцию "Террор инкогнита", но понять её стоит. Потому что что-то движется, кому-то не всё равно, да и просто потому, что совсем нелишне быть в курсе современных тенденций! В конце концов, потому что на дворе 21 век. И искусство 21 века не кощунственно, оно просто другое.

Ещё раз хочется вспомнить Иоанна Павла Второго. Когда польские тинэйджеры исполнили перед понтификом музыку в стиле "рэп", показали ему искусство "граффити" и выдали "брэйк-дэнс", восьмидесятитрёхлетний папа одобрительно кивал и махал танцорам, кружившимся на мраморном полу зала приёмов - преимущественно, на головах: По окончании выступления Иоанн Павел Второй благословил тинейджеров и призвал их "развивать в себе этот Божий дар".

Не знаю, Божий ли дар помог организаторам "Террор инкогнита-2" осуществить свою акцию, но, определённо, с яичницей его не спутаешь. А ещё мне думается, что кощунство и творчество - категории очень неравнозначные.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета