|
Правда Северо-Запада
11 мая 2005 (18)
Влада Городец
Спам в FM-эфире
Может ли быть иначе?
Отмечая День радио, напряжённо вслушивалась в эфир. И вот какой неутешительный
вывод для себя сделала: радиостанции живут в своём собственном пространстве,
лишённом связи с внешним миром. Блоки местных новостей на некоторых
радиостанциях не выходят вообще, на других - один или два раза в день, а их
хронометраж - достаточно короткий. Содержание представляет сухую статистическую
информацию, полученную через интернет из одного источника. Собственные
информационные службы всех радиостанций, за исключением Р29, просто
отсутствуют. В погоне за сиюминутной прибылью руководство эфирных радиостанций
перестало развивать и сами "эфирные картинки". Радиостанции перестали
формировать музыкальные вкусы подрастающего поколения, занимаясь лишь
извлечением прибыли и самолюбованием. Может ли FM-проект быть одновременно и
коммерчески выгодным, и информационно насыщенным, да ещё при этом и воспитывать
вкус к качественной музыке?
Только одна радиостанция привлекла мой слух: Р29. Тоже музыка, но другая.
Новости - не сухое перечисление статистики, реклама - нестандартная. Потому и
решила в День радио поговорить с продвинутым продюсером. Итак, руководитель
сравнительно молодой архангельской радиостанции Р29 Ясар Джафаров:
- Возможно ли, сидя в офисе радиостанции, определить, нужна ли она слушателю?
- Конкурентоспособность электронных СМИ определяется, во-первых, рейтингом -
это количественный фактор; во-вторых, структурой аудитории - это качественный
фактор. C их развитием и некоторым образом изменением вкуса и сознания
слушателей качественный фактор преобладает, в связи с чем происходит чёткое
разделение аудитории на те или иные группы. Причём в некоторых случаях людей
объединяют похожие музыкальные вкусы. В-третьих, немаловажную роль играет
элемент участия аудитории в самом проекте, то есть насколько СМИ близко к своей
аудитории.
- Как я понимаю, основной доход FM-радиостанция получает от рекламы. Как Вы
оцениваете сегодняшний рынок рекламных услуг?
- Сегодня так называемые "акулы" рекламного бизнеса втюхивают рекламодателю
услугу, эффективность которой не обоснована или обоснована иной раз
карикатурно.
Рекламодатель находится в крайне невыгодном положении. Нет точной информации о
структуре аудитории того или иного СМИ. По субъективному мнению "специалистов",
занятых у рекламодателя, рекламный бюджет в большинстве случаев расходуется
неэффективно. Порой субъективное мнение подкрепляется так называемыми откатами.
Иначе, как можно объяснить факт размещения рекламы в блоках продолжительностью
от 5 до 7 минут? Ни один нормальный, сознательный человек не способен ни только
воспринимать, но даже дослушать до конца такой поток коммерческой информации,
причём в основном, изготовленной бездарно.
В регионе отсутствуют структуры, способные чётко ориентировать рекламодателей
эффективно расходовать их и так скудный рекламный бюджет.
- А как же социологические исследования, которые регулярно предъявляются
рекламодателям?
- В проводимых исследованиях, как правило, первые места занимают СМИ, заказавшие
их. При этом самое удивительное, что эти исследования действительно проводятся,
просто иногда возникают вопросы по поводу респондентов. Например, в последних
исследованиях, с итогами которых я был ознакомлен, если не ошибаюсь, 80%
респондентов - это люди, которые затрудняются приобрести даже предметы первой
необходимости. Возникает справедливый вопрос, нужно ли знать предпринимателю,
пытающемуся реализовать тот или иной товар, пристрастия данной категории? В этих
же результатах подчёркивается, что подавляющее большинство респондентов с
началом рекламного блока переключаются на другой канал.
- Но рекламные монополисты деньги всё равно гребут, на FM-радиостанциях всё
равно не бедствуют. Так, может, и не стоит ничего менять?
- Рекламный рынок электронных СМИ в регионе развивается и существует, скорее, по
инерции, после толчка середины 90-х прошлого века.
А реклама эффективна тогда, когда обновляется её содержание, подход к ней. Для
этого необходимо постоянное развитие или изменение подхода людей, занятых в
данном бизнесе, появление новых людей, свежей струи. "Акулы" же этого бизнеса
неповоротливы, невосприимчивы к новым веяниям, вообще к каким-либо изменениям.
- То есть стоит исходить из того, что всё движется по инерции. Если так, то Вы
как носитель новой идеологии должны и предложить нечто новое?
- Во-первых, для руководителей: проводить полный аудит всех рекламных отношений
хотя бы раз в квартал. Особенно - отношений между своими представителями и
представителями рекламных агентств во избежание панибратства и прочего. Далее,
внимательно изучить структуру того или иного СМИ, проанализировав его
качественные и количественные показатели. Даже при достаточно высоком рейтинге
СМИ обратить внимание на длительность рекламных блоков. В-третьих, ни в коем
случае не доверять данным исследований, проводимых в регионе. Внимательно изучив
их содержание, можно найти действительно много несуразностей:
И самое главное - рекламный бюджет должен быть ориентирован именно на те СМИ,
которые имеют наиболее стабильную и постоянную аудиторию. Такой слушатель -
разборчив, у него есть определённый вкус, он не прыгает с одного канала на
другой даже во время рекламы.
В общем, уважаемые рекламодатели, планируйте и размещайте Вашу рекламу, но:
будьте разборчивы!!!
| |