Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
1 ноября 2006 (43)
Сергей САБАНИН, Светлана ГАВРИЛОВА

Четвёртый день Лявли

"Через каждые три километра я буду вам говорить: здесь тоже надо отслужить панихиду", - с ктитором* Николаем Васильевичем Сухановым, бывшим старостой лявлинского прихода, мы едем вдоль расстрельных рвов. Дорога от Трепузово до Малых Карел - в общей сложности девять захоронений репрессированных. "Эта машина по уничтожению людей работала без перерывов, без остановок. Когда я это понял... что-то случилось. Я мог бы, наверное, в сумасшедший дом угодить. Не смейтесь. Сумасшедший дом - он же для ду-шев-но-боль-ных людей. То есть тех, у кого душа больна. Вот с душой моей что-то случилось, какие-то движения в ней произошли... Но я начал восстанавливать храм - и это меня спасло".

Ключи от храма

О том, как он стал старостой, Суханов рассказывает просто. Случайно, говорит, совершенно случайно. "15 лет назад шёл из школы - я математику преподавал - по своим делам. На пути меня встречает глава сельской администрации Вера Николаевна Яковлева. Говорит: "Николай Васильевич, не знаю, кому ключи от храма отдать". Дайте мне, говорю. Когда мне предложили стать старостой, я не отказался. Был ли я тогда верующий, воцерковленный человек? Да нет, вряд ли..."

Спорное слово "случайно", не лявлинское. Здешние события - скорее бусины с одной много раз сложенной и перекрученной нитки. Где начало, где конец - не доищешься, но перережь в одном месте - и рассыплется вся.

Здание школы, в которой преподавал Суханов, потом отдали Иоанно-Богословскому женскому монастырю. И теперь настоятель лявлинского прихода отец Андрей Хрусталёв духовно окормляет его насельниц и послушниц. А от монастыря на деревню Новинки открывается чудный вид: восстановленный Сухановым каменный храм Успения Божией Матери и деревянная Никольская церковь. Никольской 422 года - это самая древняя деревянная шатровая церковь в России. "А ведь деревянные церкви обычно дольше двухсот лет не стоят. В чём секрет? В 1845 году её ремонтировали", - Николай Васильевич рассказывает легенду, которую сам за легенду не считает: архангельский военный губернатор маркиз де-Траверсе восстановил церковь "по обету", после того, как его ребёнок исцелился водой здешнего святого колодца.

Бусина за бусиной... "Тот источник жив! О нём надолго забыли, но несколько лет назад я снова его обнаружил. "Архгеолдобыча" провела исследования и выяснила: питается источник с большой глубины, метров 18-20, из-под слоя синей глины, поэтому и уровень воды в нём постоянный, - Николай Васильевич улыбается. - Ну, в книгах старых я не нашёл нигде выражения "пить": верующие "омываются" или "умываются". И лявлинскую водичку не пьют, ею умываются с молитвой".

"Иногда рука

торчала наружу"

Потом мы едем из Новинок в Малые Карелы, и тут-то Суханов произносит: "Через каждые три километра я буду говорить: а здесь тоже надо отслужить панихиду". В Лявле, в здании детского сада, располагалось Управление северных лагерей особого назначения - УСЕЛОН. Само слово Суханов впервые услышал от одной старушки: "Я уборщицей у "уселонцев" работала", - говорит. Я стал искать очевидцев. Узнал о расстрелах. Потом к делу подключился Владимир Акиндинович Митин, заведующий областным архивом. Надо копать, говорит. Мы взяли лопаты, пошли. И копали сначала здесь".

Машина останавливается у дачного кооператива "Северодвинка". Несколько метров пешком по снежной каше - и вот участок леса между дачных домов, неровно огороженный тонкими жердями. Николай Васильевич показывает на большой кованый поклонный крест, достаёт из кармана куртки сигареты, закуривает: "Я говорю Митину: смотри, это же ров. Где-то посередине мы начали копать. Кости. Мы всё зарыли, написали заявление в Приморскую прокуратуру: так и так, копая землю, мы случайно нашли два черепа с дыркой в затылке, просим провести расследование и т.д. Нас стало трясти КГБ: откуда информация? Но я людей, которые мне об этом рассказывали, не выдал..."

Он вынимает из пачки вторую сигарету, обернувшись, машет рукой в сторону дороги: "Там, за дачами, стоял полк пограничников. Мальчики рыли эти рвы. К вечеру приезжала расстрельная команда, привозила трупы. Скидывали в ров, зарывали - иногда так, что рука торчала наружу. Когда этот ров раскопали, нашли более сорока черепов. А ведь здесь огорожено меньше четверти реального захоронения". "Известно, кто здесь захоронен?" - "Нет. Никаких следов не было, бирок, одежды - ничего. И никаких документов не сохранилось, даже путевых листов..."

Покаянный путь

с красной строки

В 1925 году на озере Ельничном за два дня было расстреляно порядка семисот человек, в основном, священники. "Кто-то из них нёс эту икону, она вместе с мертвецами попала в ров", - Николай Васильевич благоговейно проводит над иконой ладонью. Убирает ладонь - под ней... почти ничего. Доски под стеклом. Изображение - едва заметное, как дыхание. Продолжает невозмутимо: "Место для расстрела было выбрано наспех (вода подмывает остров в этом месте), икона выпала в речку, и её подобрал местный паренёк Виктор Карельский. Хотел разжечь "досками" костёр, но вовремя увидел стяжки. Мы потом её сфотографировали..." Показывает фотографию. А на снимке - великомученица Варвара. Изображение проявилось! В храме икона - рядом с недостроенным ещё приделом новомучеников и исповедников Российских.

"Где же ещё быть приделу новомучеников, как не в Лявле? - разводит руками Суханов. - Когда он будет освящён, очень бы надо провести крестный ход. Покаянный, от Жаровихи к нам в Лявлю. Раньше-то хотел начать в привокзальном районе Архангельска - там ведь тоже всё на костях построено. Потом понял, что по городу пройти будет тяжело - придётся дорожное движение частично перекрывать".

Тот крестный ход, который лявленский ктитор мечтал начать в "привокзалке", продлился бы три дня. В первый день нужно дойти до посёлка силикатного завода, по пути отслужив панихиду у хлебокомбината - где была архангельская пересылка. Во второй - до Малых Карел, там ещё два массива захоронений. Третий день самый тяжёлый: Чёрный Яр (сюда приставали баржи с семьями раскулаченных I категории), Бабонегово (расстрелы 1936-43 гг., все обкомовские дачи здесь построены на костях), Псарево (захоронения 1937-50-х гг.), "Северодвинка" и панихида в Ершовке напротив того места, где были затоплены баржи с заключёнными...

Будет у этого крестного хода и ещё один день. Литургия в Успенском храме, в приделе новомучеников и исповедников Российских, утром четвёртого дня. Географически - точка, а духовно - красная строка в покаянном пути Лявли.

Сергей САБАНИН, Светлана ГАВРИЛОВА

* Ктитор - хранитель. Человек, отвечающий за материальный порядок в храме.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя