|
Правда Северо-Запада
8 ноября 2006 (44)
Сергей САБАНИН, Светлана ГАВРИЛОВА
По месту службы
Трёхстороннее соглашение между космодромом и епархией, между епархией и
администрацией города подписали 4 ноября в Мирном. За день до подписания
настоятель мирнинского прихода иерей Артемий Эмке объяснял: это значит, что та
работа, которую сейчас ведёт приход, станет совершаться в официальных рамках.
Что она больше не будет зависеть от личного отношения того или иного человека...
Литургии в спортивных залах и казармах, крещение бойцов в большом баке из
нержавеющей стали, первая исповедь солдатиков, по тридцать человек за раз,
миссионерские поездки по воинским частям и стартовым площадкам, беседы, концерты
церковного хора - это и есть та работа...
"Там нечего делать
без валенок"
На въезде в Мирный, почти сразу после КПП, стоит Казанская часовня. В нескольких
метрах от часовни, по берегу озера - крупные буквы: "Мирному - 50". Мирному 50
лет исполнится в будущем году, и понятно, что когда он строился, в
градостроительных планах и речи быть не могло ни о часовне, ни, тем более, о
храме.
Первое, что выделили православному приходу в начале 90-х, - бывшее офицерское
кафе "Русь". Кафе с незавидной репутацией и весьма неудобное даже как питейное
заведение: построено по летнему проекту, очень холодное зимой. Кто там потом
молился, рассказывали, что прихожанам в храме без валенок нечего было делать, а
у священника руки примерзали к чаше...
"Знаменательно, что первый храм, который появился в Мирном, военном городе,
освятили в честь Георгия Победоносца. Но благое дело часто начинается с
искушений и соблазнов, - рассуждает отец Артемий. - У большинства людей, которые
тогда ещё не пришли к вере, а только смотрели в эту сторону, возник такой
соблазн: как можно молиться в месте, где раньше сами же пили, плясали... А ведь
для православного человека молитвой, благодатью Божьей освящается любое место.
Но поскольку соблазн был, то общине хотелось побыстрее построить новый храм".
Храм Архистратига Михаила освятили в 1998-м. Он построен на том месте, где в
Мирном уже ничего не надо бы строить: на берегу озера, на границе, где
оканчиваются все городские коммуникации. Но послушаешь прихожан, и вдруг
оказывается, что канализация - далеко не самое важное. "С приездом отца Артемия
приход будто бы заново родился, - говорят, - такая жизнь началась интересная!"
При храме открылась воскресная школа (раньше находилась в здании детского сада),
клуб православных мам, волонтёры от общины ходят в городскую больницу навещать
одиноких пациентов, собирают духовную литературу для военного госпиталя,
прихожане опекают Североонежский детский дом... "У нас приход по большей части
молодой, - улыбается отец Артемий. - Чтобы привлечь молодых людей к духовной
жизни, им надо какое-то дело давать. То есть ритм нам задан самой спецификой
города".
"90% солдат - христиане. Давайте
о них заботиться!"
Специфика Мирного ещё и такова, что для кого-то этот город - семья, для кого-то
- вокзал. И практически для всех - "место службы". Которое покидают, как только
служба оканчивается. "За те четыре года, пока я здесь, - говорит настоятель, -
приход обновился процентов на сорок".
Военный канцеляризм "по месту службы" здесь часто становится буквальным: главная
задача мирнинского прихода - миссионерство в армии. Поэтому обычное дело -
литургии в казармах, на стартовых площадках, в офицерских клубах, даже
спортзалах. Командование космодрома и воинских частей, как правило, всё понимает
и принимает. В курс школы сержантов включены шесть занятий по основам
православной культуры. И перед крещением с солдатами проводятся катехизические
беседы. Отец Артемий улыбается: раньше бойцов крестили в большом баке из
нержавеющей стали. Но ведь бак приходится повсюду за собой возить, под него
нужна отдельная машина, для машины - ответственный за неё. Поэтому стали
крестить... в надувном бассейне. Солдат принимает в этом бассейне упор лежа и
три раза отжимается, погружаясь в воду.
"Уже одно то, что церкви небезразлично, что происходит в армии, на армию
действует положительно. Военных любят критиковать - журналисты, правозащитники.
А церковь всегда понимала, что армия защищает её - церковь, защищает страну, в
которой мы живём. Поэтому всегда за армию молилась особо. Нет никакого другого
института, за который было бы особое прошение в повседневной церковной молитве:
"О властех и воинстве - воинстве! - нашего Отечества". До сих пор солдат,
принимая присягу, говорит о священном долге. Священный - это во имя высшего,
вечного смысла. Недаром треть священномучеников и страстотерпцев первых веков
христианства были воинами.
Возродить институт полковых священников? - отец Артемий отвечает на вопрос
неожиданно. - Они ведь уже есть. В армии трудится около двух тысяч
священнослужителей. Только неофициально, без погон и армейского довольствия. Как
мы...
Часто говорят: а как же в части будет православный священник, но не будет
ксендза, не будет муллы, иудейского раввина... Мол, сразу оскорбятся религиозные
чувства тех, кто этого лишён, и значит, не надо тогда никого. На самом деле
церковь же не говорит: пусть в армии будут только православные священники. Пусть
будут все - но только в том соотношении, которое необходимо. Я выхожу перед
тремястами воинами - и среди них некрещёных в православии только 10 процентов.
Так давайте заботиться о тех 90 процентах служащих-христиан! Но на это нужна
очень высокая политическая воля. Пока Президент не захочет, министр обороны,
парламент - дело с мёртвой точки не сдвинется..."
Колокол над
Домом офицеров
День 4 ноября в Мирном получился праздничным втройне: день Казанской иконы
Божьей Матери, день народного единства и сорокалетие первого пуска
твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты. В Георгиевском зале
гарнизонного Дома офицеров епископ Тихон сидел между начальником полигона
генерал-лейтенантом Башлаковым и мэром Мирного Солодовым. Священнослужитель,
военный и чиновник поочерёдно выходили к трибуне - и каждый называл
подписываемое соглашение для Архангельской области и Мирного историческим.
А потом под каждым из соглашений стояли подписи, хор пропел "Многая лета", и
журналисты вышли на ступени Дома офицеров - обсудить, покурить. И вздрогнули -
не то от неожиданности, не то потому, что каждый как раз этого внутренне и ждал.
С берега, с той самой границы, где уже ничего, по сути, нельзя строить, созывали
на службу колокола - на повседневное Всенощное бдение. Подумалось о странностях
русского языка: служба солдата и церковная служба - омонимы? Или нет ещё в
языкознании термина, который мог бы объяснить, как относится одно слово к
другому? Как относится яблочная косточка к целому яблоку...
| |