Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
1 февраля 2006 (4)
Дмитрий Соколов-Митрич, "Известия"

Шойна в песках

В одном из декабрьских номеров "Правда Северо-Запада" рассказывала об экспедиции учёных из ПГУ в далёкий гибнущий ненецкий посёлок Шойна. В район самой северной на земле песчаной пустыни. Вместе с нашими учёными в Шойну ездили столичные журнаисты. В январском номере журнала "Гео" вышла их статья: статья, которая стоит того, чтобы с ней ознакомились и все читатели "Правды Северо-Запада".

Шойна стоит на берегу Белого моря в западной части полуострова Канин. На этот посёлок уже 70 лет наступает самая северная пустыня в мире - заполярная. По- ненецки Шойна - "Место захоронения". Там, где стоят дома поморов, когда-то были могилы ненцев. Для склонных к суеверию тут и кроется ответ на вопрос, почему на Шойну пошли пески.

Ещё вспоминают, что в 1930-е годы военные строили в десяти км от посёлка аэродром и выворотили из земли жертвенный камень. Зря выворотили, считают местные ненцы: аэродром не понадобился, а через год с моря поползли пески.

Официальных версий происхождения пустыни за полярным кругом две. Первая - морская. В 1930-х рыбаки колхоза "Северный полюс" тралами уничтожили растительный покров морского дна в районе Шойны. Теперь море выкатывает на берег тысячи тонн песка, а ветер во время отливов разносит их по тундре. Вторая версия - сухопутная. В том же колхозе держали тысячи коров и сотни лошадей, с помощью которых тащили сети с навагой из-подо льда. А прежде здесь было становище, куда ненцы пригоняли стада оленей. Скот вытоптал тончайший слой растительности, сдерживавшей песок, и жёлтое море хлынуло на вечную мерзлоту.

Время назад

У председателя сельсовета Володи Коткина в кладовой можно найти много интересного. Например, газету "Нарьяна вындер" от 25 мая 1979 года, заметка "Так здесь начиналась жизнь...": "Здесь, на полуострове Канин, веками царило безмолвие снегов. Таков он, Север. А Белое море хранило в себе большие запасы рыбы, морского зверя. И в 1920-х годах сюда по сезонам стали приезжать мужики из поморской столицы Мезени. Жили в избушке, в местечке Торна: рыбачили, охотились. В 1935 году построили консервный завод. Иногда у пристани в Шойне под загрузку и разгрузку собиралось до 70 ботов. Посмотришь с берега: мачты, мачты...".

- Володя, ну и где завод? Где мачты, мачты?

- Завод штормом смыло в море ещё в 1941 году.

А последний корабль продали в начале 1990-х. С тех пор время у нас пошло назад, с каждым днём все ближе к XIX веку. В море ловим рыбу, в устье реки собираем гусиные и чаячьи яйца, бьём птицу. Два раза в год тут мигрируют ненецкие олени - с мыса Канин Нос в мезенские леса и обратно. Ненцы не жадные, дают нашим заготовить мяса. Так что жизнь не шикарная, но сытная.

Коткин составил план развития Шойны: песок - это следствие. Надо поднять экономику, организовать консервное производство, тогда будут деньги на расчистку. По самым смелым подсчётам, инвестиций нужно на десять миллионов рублей.

Когда я сказал, что столько стоит средний забор вокруг подмосковной дачи на Рублёво-Успенском шоссе, Коткин секунд на десят "завис".

Кобо АбЭ.

Возвращение в яму

"Образование песков неизбежно. Потоки воды и воздуха создают турбуленцию. Наименьшая длина волны турбуленции эквивалентна диаметру песчинок в пустыне. Благодаря этой особенности из почвы извлекается только песок... И до тех пор, пока будут дуть ветры, течь реки, катить свои волны моря, из земли будут извлекаться всё новые и новые массы песка... Песок не знает отдыха. Незаметно, но упорно он захватывает и разрушает землю... Песок не имеет собственной формы, кроме диаметра... Ничто не может противостоять этой сокрушающей силе..."

Это из книги японского писателя Кобо Абэ "Женщина в песках".

Володе Коткину её подарили заезжие энтомологи. Герой романа, учитель Дзюмпэй, пропал без вести на побережье. На самом деле он - пленник женщины из прибрежной деревни, утопающей в песках. Её жители только тем и занимаются, что отгребают песок от домов. Делают это так давно, что их жилища погрузились в глубокие ямы, выбраться можно только по верёвочной лестнице.

Своих сил бороться с песком им уже не хватает, и любого приезжего стараются всеми правдами и неправдами заманить в такую яму. Учитель слишком поздно понимает, что оказался в ловушке, - и берётся за лопату. Спустя несколько лет он обнаруживает спущенную сверху верёвочную лестницу. Поднимается по ней, а потом... спускается назад, в яму. Он приходит к выводу, что там его свобода.

Володе Коткину, который мог сбежать из Шойны, но вернулся, книга очень понравилась.

- Вот только насчёт работы лопатой - это японец нафантазировал. Тут любой вам скажет: лопатой против песка воевать бессмысленно.

В Шойне выработали свою тактику борьбы. Раз песок не обращает внимания на людей, не надо обращать внимания на песок. Порой тактика себя оправдывает: ветер начинает дуть в другую сторону, бархан отступает. Над домом двоюродного брата Володи, Юры Коткина, как-то навис трёхметровый песчаный сугроб. Одна буря - и он стоял уже перед другим домом...

Но чаще этот фатализм не спасает.

Десятки домов уже еле сдерживают натиск песка. Жёлтой массой засыпаны межоконные пространства, но люди в этих домах живут и спокойно спят. Вот только на ночь не закрывают входную дверь. Потому что утром её можно уже не открыть.

Через день я уже был в Архангельске. Там, где настоящий асфальт и просто твёрдая земля. Через месяц понял, что при слове "Шойна" вспоминаю только это: солнце, катящееся по песчаным холмам и уходящее в небо. И ещё рисунки ветра на песке.

Люди, возможно, отсюда когда-нибудь уйдут, а это - останется.

Дмитрий Соколов-Митрич, "Известия"

Журнал "Гео". Статья опубликована с сокращениями.

От редакции:

Из ненецких губернаторов в Шойне был только бывший - Бутов: один раз. Приехал барином и объявил: "Лентяи, с песком справиться не можете. Вот я саженцы привёз, они пески остановят". Посадил саженцы на сопке и улетел. Ему, видать, не сказали, что в Заполярье деревья не растут...



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя