|
Правда Северо-Запада
1 февраля 2006 (4)
Дмитрий Кеврольский
Документируя действительность
В прошлом номере "ПС-З" мы рассказали о художественных фильмах, связанных с
Архангельском. Тема сегодняшней "Фильмографии" - документальное кино нашего
города, грустная история которого сложна и во многом поучительна.
Изваять нетленку
Середина шестидесятых, создаётся архангельское ТВ. В город со всех концов Союза
приезжают будущие телевизионщики, мечтающие "изваять нетленку" - снять своё
кино. Причём неважно, документальное или художественное: и там, и там -
творчество. Среди вчерашних студентов, которые приехали работать на молодое
архангельское ТВ, было немало тех, кто впоследствии снимал фильмы об
Архангельске: Алексей Угаров, Валентин Рассказов, Борис Литвак, Клавдия
Хорошавина (окончили Ленинградский государственный институт театра, музыки и
кинематографии) и многие, многие другие. Жаждавших творить ребят, что
называется, попёрло: количество фильмов и телеочерков, снятых на "Поморье" с
1966 года, приближается к пятистам. Первый документальный фильм "Поморья" -
картина "Бессмертие" (автор и режиссёр Сергей Левин, оператор Герман Власов).
Фильмопроизводящая
В 1986 году областная телекомпания добилась статуса фильмопроизводящей (на
создание документальных фильмов выделялись бюджетные деньги). Валентин
Рассказов, первый зампред "Поморья": "Наша телекомпания была одной из немногих
региональных студий, получивших это почётное в среде телевизионщиков звание.
Надо сказать, что лучшие наши фильмы, которыми мы по праву гордимся, были сняты
именно в бурные годы перестройки". С 1986 по 1991 год в "Поморье" сняты,
например: "Тихая моя родина" (посвящён юбилею Николая Рубцова; режиссёр Валентин
Рассказов); "Бестужевка" (рассказывает о Ксении Гемп; автор Владимир Лойтер,
режиссёр Валентин Рассказов); "И живу в ожидании чуда" (повествует о
руководителе Северного русского народного хора Нине Мешко; режиссёр Валентин
Рассказов).
Особняком стоит впечатляющий документальный фильм "Вайгач" (об одноимённом
острове; автор Виктор Толкачёв, соавтор и режиссёр Валентин Рассказов), ставший
лауреатом последнего в истории СССР Всесоюзного кинофестиваля. Тогда наши
телевизионщики работали в полную силу, благо для этого были все условия. Но лафа
продолжалась недолго: картина "К Новой Земле" (авторы Виктор Толкачёв, Станислав
Новицкий, оператор Юрий Буинский) стала последним документальным фильмом, снятым
в советском Архангельске.
Удалось сохранить
После развала Советского Союза у государства не оказалось денег на производство
кино - и кино стало умирать. С киностудий повсеместно стали уходить специалисты.
Вспоминает Валентин Рассказов: "Конечно, жуткое было время. Но Архангельск -
один из немногих городов России, где удалось сохранить кино. В декабре 93-го
вместе с группой единомышленников мы создали творческое объединение по
производству кино- и телепродукции "Мастер". Технически нам содействовала
ленинградская студия документальных фильмов, а с финансированием помог тогдашний
губернатор области Павел Балакшин".
Помимо документалистики "Мастер" занимался и другим: предвыборными роликами
кандидатов, рекламой - словом, всем, что могло принести доход. Жить-то надо
было. Творческое объединение выпускало киножурнал о жизни Архангельской области
и Ненецкого автономного округа "Поморские вести", а в 1995 году при участии
"Мастера" был снят первый малометражный художественный фильм об Архангельске
"Дерево 42-го". Этот фильм тепло приняли зрители, он имел хорошую прессу.
За время существования "Мастера" было снято 18 документальных фильмов. И хотя
ТАКОЙ документалистики, что снимали в эпоху перестройки, уже не было,
кинолетопись Архангельска не остановилась.
А птичка всё трепыхалась:
Несмотря на значительные трудности, в девяностые годы АГТРК "Поморье" ещё
трепыхалось, снимало документальные фильмы. Такие, как, например, "Возвращение"
(о первом визите в Соловецкий монастырь патриарха Алексия Второго и возвращении
в обитель мощей основателей монастыря Зосимы и Савватия); "Белый город"
(визитная карточка Архангельска, первоклассный фильм о нашем городе); "Светлый
человек Кузьмич" (о заслуженном художнике России Дмитрии Кузьмиче Ширяеве);
"Северные письма" (рассказывает о северной иконописи); "Правитель Аляски" (о
первом губернаторе Русской Америки Баранове, который родом из Каргополя); и
другие.
В 2003 году, когда "Поморье" из самостоятельной телекомпании стало филиалом
ВГТРК, финансировать документальное кино перестали. Остались только новости.
Причём не шедевральные. А только новости не могут и никогда не смогут полностью
осветить ситуацию в регионе: общественно-политическую, культурную, духовную -
какую угодно! Это печально. Со временем осознаем - насколько:
Найдем и снимем?
Вопреки всему, 2004 год был одним из самых продуктивных для архангельской
документалистики: Алексей Угаров снял фильм "Капитан Кучин", а Клавдия
Хорошавина, не так давно удостоенная звания Заслуженный деятель искусств России,
сняла целую серию из шести документальных фильмов "Век. Север. Культура. Любовь"
(об особенностях культуры, быта, традициях отдаленных районов области).
В 2005 году архангельский кинематограф достиг температуры абсолютного нуля. Не
было снято ни одного фильма, производство остановилось. "Но не умерло, у нас
есть новые проекты", - обнадёживает шеф-редактор Нина Коротаева. "Мы всё равно
найдём возможности, средства, найдём и снимем!" - вторит ей Валентин Рассказов.
Действительно, несколько фильмов находится в работе.
Но давайте посмотрим правде в глаза!
Сколько ещё будут делать кино люди, учившиеся ещё в шестидесятые - почти полвека
назад?! Пару лет, в лучшем случае - полдюжины. А дальше? Документальные фильмы
2004 года стали для "Поморья" своего рода лебединой песней. Кто сменит стариков?
Молодого поколения, от которого зависит будущее, НЕТ. А если и тусуется кто-то
рядом, так именно тусуется, ибо на большее не способны.
Можно многое рассказать об известном консерватизме областного телевидения
середины девяностых. Прошло десятилетие. Ныне не консерватизм - ныне затхлость.
Молодёжи с горящими глазами и кучей новых идей на "Поморье" нет! И в этом вина
всех руководителей телерадиокомпании, которые сначала глушили идеи творческого
коллектива, сами обогащаясь, а потом и вовсе оставили студию на обочине
общественной жизни.
Если посмотреть правде в глаза, мы увидим там слёзы. Слёзы всего Северо-Запада,
оплакивающего архангельскую документалистику - ещё живую, но уже мёртвую.
| |