Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
1 марта 2006 (8)
Илья Азовский

Кровавый март начался

В горле Белого моря вот-вот откроется живодёрня

В минувшие выходные архангельские СМИ, умиляясь, сообщали, как спасатели в праздники спасли детёныша гренландского тюленя. Белёк случайно оказался на архангельской набережной и мог погибнуть. Искреннее спасибо спасателям! Но что ожидает милое создание дальше? Предположим, доберётся белёчек до горла Белого моря, а там мужики с огромными палками будут бить его по голове. Он будет жалобно пищать - а они всё равно будут бить. В горле Белого моря начинается зверобойный промысел - так официально-стыдливо именуют живодёрство.

Счастлив, кто не видел

Архангельская область - единственный регион в стране, где существует средневеково-кошмарный промысел. Всё это прикрывается красивой идеей традиционного поморского промысла. С начала марта в район промысла журналистам попасть практически невозможно. Осторожность хозяев зверобойных предприятий объяснима: процесс чудовищно страшен. Пять лет назад мне довелось видеть всё своими глазами. До того момента я предполагал, что довести меня до состояния "реветь навзрыд" невозможно. Кошмар чувствовался ещё на подлёте к Нижней Золотице. Ощущение - будто в самолёте тошнотворно пахло кровью. Маленькая, со спичечный коробок, деревня на берегу Белого моря: и огромное, в пять раз большее, красное поле - живодёрня. Самолёт, обследовавший горло Белого моря, летел низко. В бинокль было всё отчётливо видно. Наивные неуклюжие маленькие существа, нелепо перебирающие плавниками, стремятся со льдин к чистой воде. Их встречают люди с палками. Люди били бельков по головам, потом тащили к берегу. Так кровавые ручейки впадали в огромное кровавое море.

Поморы - ширма

За год до этого был случай в баре аэропорта Васьково: судьба свела меня с компанией живодёров. Их рейс задерживался, мой - тоже. Мы пили водку, и я записывал на камеру рассказ живодёра. Высшим пилотажем у них считается садануть белька палкой по голове и раскроить голову на раз. Но это получается редко, большинство живодёров по вечерам напиваются в хлам, и меткости на утро - никакой. Поэтому бьют белька по голове два-три раза. Белёк - он ведь совсем юн и, как ребёнок, наивен - подползает к человеку, чтобы познать, что за существо такое - носиком потыкаться, плавниками похлопать: и в этот момент - белька по голове палкой. То интервью "мудрое" ТВ-начальство мне выдать так и не разрешило, дескать, ты чего, поморам голодной смерти желаешь? Не будораж общественность. Человек я был подневольный, телекомпания мне не принадлежала, пришлось язык прикусить. Теперь скажу: поморы в истории с рыболовным промыслом - ширма.

Все пассажиры того вертолётного рейса были далеко не поморы - там слышалось украинское гэканье, распевное молдавское произношение: кто-то рассказывал туляку про Белгород. Вида мужики были маргинального, курили "Астру". А как вы думаете, человек хотя бы с очень средним умственным развитием, имеющий работу, тихое семейное счастье, поедет за тридевять земель, чтобы бить крохотное симпатичное млекопитающее по голове палкой? Короче, публика была та ещё. Сейчас из средней полосы не едут: там социальная ситуация стабилизировалась, и даже маргинал найдёт работу, о которой можно рассказывать по трезвянке. Теперь старателей на зверобойню собирают по Архангельску и его безработным окраинам.

Помор -

не мужик с палкой

Тезис защитников промысла - "промысел традиционный поморский". Чушь! В одной поморской деревне в зверобойный месяц март занято человек 150. Местных мужиков от силы - половина. Почему половина? Ответ прост. Чтобы охотиться с палкой на льдинах, нужно хоть слабое, но здоровье. А мрачного качества спирт, которым торгуют в тех деревнях, делает из организма помойку, а из человека - рухлядь. Если и спасать поморов, так спасать от пьянства: впрочем, многочисленным архангельским поморским общественникам виднее. Коль уж заговорили о "традиционном поморском:" - кто сказал, что зверобойня - традиционный поморский промысел?! Исторически поморы были отважными мореплавателями-рыбаками. Они Шпицберген открыли, в Тромсё факторию основали, землю русскую с севера защищали - это исторические факты. А фактов, что поморы с палками по берегу ходили и убивали детёнышей тюленя, нет. В поморском фольклоре нет даже упоминания про "подвиги" мужиков с палками. Зато есть мнение, что убийство детёнышей тюленя началась с приходом в поморские деревни чужаков с большой земли. Можно рассуждать и так: у племён Папуа-Новой Гвинеи традиционный промысел - людоедство. Кто-то поддерживает традицию?

Убивать

или заготавливать?

На дворе ХХI век. Уже даже куриц на птицефабриках не убивают, а "заготавливают". Пернатое, которому через какое-то время суждено стать филе, ничего не подозревает и совсем не чувствует боли. Процесс максимально "отцивилизовали". Аналогично - в животноводстве. Если уж человек не может отказаться от поедания мяса, то процесс убийства животных сделали цивилизованным. Белёк - такое же млекопитающие, как человек, а значит, погибать должен без мучений. К чему это я? К тому, что, если уж нельзя отказаться от "заготовки морского зверя", промысел должен стать промыслом, а не живодёрством средневекового типа. Но об этом никто не думает. Жизнь зверобойных предприятий - жизнь одним годом: выбить квоту, выбить налоговые послабления, выбить дотацию из областного бюджета. Хозяева бизнеса колбасят деньги.

О лохах

Даже если с десяток "чистых поморов" и участвует в промысле (длится промысел всего три-четыре недели), так сколько они зарабатывают? На пару месяцев хватает. Какая это поддержка? Тут полезно познать другое: как живут особы, контролирующие бизнес. Во многих колхозах на должности заместителя председателя - представитель крыши или, выражаясь официально, человек, представляющий интересы кредиторов. Все колхозы, за редким счастливым исключением, в долгах, как в шелках. Кредитор, имеющий своего чела на должности заместителя председателя, фактически контролирует предприятие и диктует ему всю политику. Диктуется, куда и по какой цене поставлять продукцию. Быть кредитором у таких предприятий выгодно - долг ведь искусственный. Говорят, что в Мурманске, где обитает "крыша" наших нищенствующих колхозов, у "их поморов" мода на "ЛЭНДКРУЗЕРЫ". Если чувак ездит на "Форде" - значит, ЛОХ.

Суть - в бюджетных деньгах

Вот теперь самое главное, ради чего все крики о поморах. В областном бюджете 2006 года два миллиона рублей запланировано на поддержку зверобойного промысла. Думается, теперь ещё пара человек сможет доказать браткам, что они не лохИ. Давайте разберёмся. Почему забивают белька? Мех. Мех ценится именно белька (он беленький, мягкий и пушистый). Следующая стадия развития животного - белёк становится серкой (мех уже жёстче и серый, а значит - дешевле). Из шкурок белька где-то в Татарии шьют шапки. Фактически, дотируя промысел, мы дотируем богатую Татарию. Тут возникает вопрос, почему шкурки продают так дёшево? Шапки дорожают, закупочная цена на шкурки - нет. Дурость? Возможно, но реальнее, что колдуют посредники. В прошлом году руководители одного из колхозов на всю область хвастались: мясо белька впервые поставляем в Корею - там это деликатес. Это ж надо так уметь торговать, чтобы в убытке оставаться: и потом дотации просить! Поддержим престижные рестораны Сеула из областного бюджета?! По идее, и татарам, и корейцам деваться некуда: гренландский тюлень производит потомство у нас - в Белом море.

Кто мается фигнёй

Вернёмся к поморским традициям. Тюлений жир поморы действительно добывали. Но ТЮЛЕНИЙ. В детёныше тюленя (бельке) жира - только пачкаться. Вообще, убийство детёнышей - это нонсенс: запрещено стрелять в медвежат, волчат, лисят. В период подрастания рыбы лов её запрещён. Даже маленьких крокодилов в диких странах не трогают, в Таиланде за это - смертная казнь. По идее, живодёрский промысел надо бы запретить. Что делать с деревнями? Ответ на этот вопрос ещё десять лет назад был озвучен официально. Экотуризм - самое модное течение в туризме. Пример? Пожалуйста! На Землю Франца-Иосифа в июле из Норвегии ходит с десяток паромов со счастливыми буржуями. Счастливые буржуи выкладывают деньги за то, чтобы поумиляться от созерцания белых медвежат. Шпицберген - "родильный дом" белых медведей. Мы - "родильный дом" тюленей. Сотни маленьких бельков - зрелище не менее трогательное, чем маленькие мишки. Мир помешался на созерцании животных, на любви к собачкам, слоникам, всяким ластоногим. Глобальное увлечение, на котором турбизнес делает деньги. А у нас мужики с палками - главная гордость. Экотуризм в бельковые места надо промоутировать. И есть те, кому положено этим заниматься. В администрации области существует комитет по туризму. Вопрос, чем он занимается, мучает общественность уже много лет. Есть мнение, что комитет занимается фигнёй. Отсутствие туринфраструктуры в деревнях - также не оправдание. Менее чем в сотне километров от Золотицы есть VIP-заимка, рядом - турбаза тоже для непростых людей. Воздвигли всё это за пару месяцев. Благо рядом Соянский заказник, где VIPы частенько постреливают в медведей и лис, устраивают VIP-рыбалки. Ерунда, что незаконно, они же VIPы. Я это к тому, что всё можно сделать, если захотеть!

Илья Азовский

P. S. Сейчас в Архангельске хотят поставить памятник тюленю. Тюлений жир спас наших родителей в голодные годы войны. Мне кажется, что лучшим памятником будет запрет убийства детёнышей того самого гренландского тюленя - маленького, трогательного, беззащитного белька.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя