Правда Северо-Запада
22 марта 2006 (11)
Дмитрий Кеврольский
Атомный князь
В день столетия подводного флота в Северодвинске заложили новую АПЛ
19 марта в 55-м цехе "Севмаша" заложен стратегический подводный ракетоносец
четвёртого поколения "Владимир Мономах" проекта 955 "Борей". Но одно дело -
слова, сухие факты. Всё воспринимается совершенно иначе, когда видишь громадину
завода, где рождается атомарина высотой с хороший дом. Циклопические сооружения
"Севмаша" потрясают - между тем здесь, всего в сорока километрах от
Архангельска, куют военно-морское могущество России.
К закладке приступить!
Ровно в 12 часов закладную доску с названием лодки, её типом и датой закладки
установили замминистра обороны РФ генерал Алексей Московский, командующий ВМФ
России адмирал Владимир Масорин, генеральный директор "Севмашпредприятия"
Владимир Пастухов и генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро
морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" Владимир Здорнов. Приварили доску сборщик
Владимир Крючков и сварщик Виктор Жиденко 55-го цеха.
Это - силы сдерживания
Главком ВМФ назвал закладку "Мономаха" центральным событием в праздновании
столетия Российского подводного флота и заявил, что АПЛ проекта "Борей" - это
силы сдерживания: "Это оружие не для войны, а против войны, которое поможет
России в её развитии. Я счастлив сегодня! Такие корабли могут строить только
большие умницы!".
Поздравления, рукопожатия, снимки на память: И вот Масорина плотным кольцом
окружили журналисты: камеры, свет, мохнатые микрофоны, которыми телевизионщики
так и норовили попасть в главкома: Владимир Васильевич держался до конца и
стойко ответил на все вопросы. Главком, в частности, заявил, что "ВМФ России
планируют закладывать новые АПЛ четвёртого поколения на предприятиях
Северодвинска так, чтобы этот процесс был непрерывным. АПЛ проекта "Борей"
должны поступать в боевой состав флота с минимальным интервалом - начиная с
2008-го года". По словам главкома Российских ВМФ Владимира Масорина, "к 2010
году Россия полностью обновит стратегический атомный подводный флот".
Субмарин проекта "Борей" будет больше шести - следующую планируется заложить в
Северодвинске через год. "Бореи" будут поступать в Северный и Тихоокеанский
флоты; Балтийский и Черноморский будут обеспечиваться дизельными субмаринами.
Сегодня на стапелях "Севмаша" достраивается головной крейсер проекта 955 "Юрий
Долгорукий" (заложен 2 ноября 1996 года - это первая в мире АПЛ четвёртого
поколения) и первый серийный "Александр Невский" (закладка прошла 19 марта 2004-
го). Предшественников "Мономаха" планируется спустить на воду уже в ближайшее
время. "Долгорукий" сейчас готов на 70 процентов, "Невский" - наполовину.
Масорин также сообщил, что на верфях "Севмаша" параллельно с лодками типа
"Борей" строится новая многоцелевая АПЛ "Северодвинск": "Стратегические и
многоцелевые лодки - одно целое", - отметил главком. А вот о дате ввода
"Северодвинска" в строй Владимир Васильевич умолчал: "Пока нельзя откровенно всё
рассказывать". Зато головная дизель-электрическая подводная лодка "Санкт-
Петербург" проекта 677 "Лада" уже весной текущего года выйдет в Балтийское море
на завершающий этап испытаний.
Генеральный директор "Севмаша" Владимир ПАСТУХОВ: "Как директору
"Севмашпредприятия", мне очень отрадно, что мы сохранили технологию
строительства подлодок. Закладка уже второй серийной АПЛ о многом говорит".
О сроках ввода новых АПЛ в строй: "Цикл строительства субмарины - не менее шести
лет. Так было даже в лучшие годы. Впрочем, многое зависит от того, что будет
задействовано в программе вооружений".
При этом Пастухов отказался комментировать всё, что касается ТТХ новой подводной
лодки и количества ракет.
Рабочий "Севмаша", сборщик подводных лодок Алексей: "Моя работа для меня -
обычное дело! Участвовал в создании четырёх АПЛ, многие в связи с
недофинансированием стояли по 10-12 лет. Сегодня большинство ещё не достроены.
Конечно, бывали времена и получше, но увеличившееся количество заказов
обнадёживает. А особенно захватывает спуск лодки - иногда и не верится, что её
сделали мои коллеги и я".
|