|
Правда Северо-Запада
29 марта 2006 (12)
Сергей САБАНИН
Цыгане шумною толпою :живут в Новодвинске и никому не мешают
Табор на окраине
Улицу Малая Новая, что на окраине Новодвинска, в обиходе называют Цыганской
слободой, или попросту табором. Классические представители "русска рома"
поселились в Новодвинске несколько десятилетий назад. Родители нынешних
обитателей табора приехали в посёлок Первомайский: на строительство
Архангельского ЦБК. Тогда, в пятидесятых годах, партия и правительство поставили
своей целью "оседлать" (перевести на оседлый образ жизни) всех проживающих в
СССР цыган. Смуглые строители гиганта лесохимии ударно трудились, получали
ордера на отдельную жилплощадь в хрущобах и: тут же обменивали её на деревянные
дома. Такова уж диалектика жизни: то, от чего старались убежать коренные жители
Первомайского - дрова, вода, помои, - цыганам было необходимо, как воздух.
Сегодня жители Малой Новой - в основном законопослушные горожане. С соседями из
панельных пятиэтажек дружат, с властями не конфликтуют и ведут свой, присущий и
понятный только им одним образ жизни.
В гостях у
Анатолия Баурова
Несостоявшуюся встречу с цыганским бароном, который гостил на Левом берегу у
сына, нам компенсировали встречей с его ближайшим родственником - уважаемым в
посёлке Анатолием Бауровым, крепким, зажиточным хозяином своего "имения".
Анатолий Бауров, как и подобает гордому сыну древнего народа, оказался весьма
гостеприимным. Стол, накрытый скатертью, у него всегда стоит перед входом.
Подобно тому, как русские люди вывешивают в доме иконы исключительно в восточном
углу, цыгане ориентируют стол в направлении телеги. Телега - это уже не столько
средство передвижения, это символ, который непременно стоит в каждом цыганском
дворе у крыльца. Места за столом хозяин распределяет по степени почётности. Сам
он традиционно занимает место в "красном углу" и непременно его освобождает,
если приходит барон. Хозяйка Женя, закончив приготовления на кухне, скромно
размещается на краю дивана. Женщин допускают к застолью только в самых редких
случаях.
Дом Бауровых - яркий пример быта оседлых цыган. Уборка здесь делается крайне
редко, ещё реже - ремонт. Зато на стенах и на полу - ковры, музыкальный центр в
тёмно-полированной стенке, цветной телевизор с видеомагнитофоном. Мутный лик
Иисуса Христа на иконе и странные фигурки на стеклянных полках, изображающие,
очевидно, традиционных цыганских богов.
Цыгане
довольны властью
Из разговора с Бауровым узнаём интересные подробности из цыганского быта. Хотя
цыган в Новодвинске более сотни, все они - ближняя или дальняя родня. Носят
всего несколько фамилий: Бауровы, Баскаковы, Жуковы, Вербицкие, Чистяковы.
Женятся молодые цыгане без любви - они лишь исполняют волю родителей и барона.
Молодые живут по принципу: "стерпится - слюбится". И эта поговорка себя
оправдывает: цыгане почти никогда не разводятся. Живут дружно, рожают детей.
Если что и препятствует смешанным бракам, так это не предубеждения русских, а
желание самих цыган сохранить чистоту крови.
Цыгане довольны и политическим режимом в стране, и политикой новодвинской мэрии.
Удивительно, но местная власть всегда откликается на цыганские просьбы. От
стариков Анатолий Бауров не раз слышал, как настрадались цыгане при Ленине,
Сталине. В 80-х годах КПСС вновь начала политику принудительного приобщения
цыган к цивилизации. Больше всего их напугали андроповские меры. Трудоустроились
тогда буквально все цыгане. Но Андропов прожил недолго:
"Теперь мы, слава богу, вольные люди, - рассуждает цыган Бауров, - вновь
возвращаемся к вековым традициям. В квартиру многоэтажного дома ни за что бы не
пошёл. Эта тесная клетка давит на человека. То ли дело, свой дом! В хозяйстве
держу поросёнка, лошадей, иногда корову. Езжу по всей области, чиню телеги,
сани. На жизнь хватает".
Сегодня ни один из цыган-мужчин нигде официально не работает. А автомобили, как
и телеги, стоят почти в каждом дворе. Во дворе Баурова стоят ещё и расписные
сани, которые используются только в особых случаях - для обслуживания свадеб,
участия в праздновании Масленицы. Впрягает в них Бауров либо могучего рабочего
мерина, либо орловскую кобылу Чернику, демонстрирующую чудеса выучки. Правда,
как тягловую силу Чернику в последние месяцы используют редко - в мае она должна
принести жеребёнка.
Цыгане с большой неохотой отдают детей в школу. Редко когда они доучиваются до
3-го, 4-го класса. "А зачем? - недоумевает Бауров. - Мой сын Николай пойдёт по
моим стопам. Несколько классов окончил, читать-писать научился и хватит. Теперь
приучаю его к хозяйству".
Таланты от рождения
У новодвинских цыган богатая песенная и танцевальная культура. Их песни полны
музыкальности, чувственности, воображения, нежности, связи с природой. Анатолий
берёт в руки любимый баян (а ещё он виртуозно владеет аккордеоном и семиструнной
гитарой) и дом наполняют песни. Заунывные, страстные.
Единственная работа по найму, на которую цыгане готовы подрядиться без лишних
размышлений, - это концертная деятельность. Заветная мечта Анатолия Баурова -
возрожение цыганского ансамбля "Ягари" ("Огонёк"). На волне кооперативного
движения 80-90-х годов этот коллектив был одним из культурных брендов
Новодвинска. Цыгане имели возможность собираться в крохотном помещении во Дворце
культуры АЦБК, пользоваться незамысловатой усиливающей аппаратурой. После
приватизации комбината цыган из ДК попросили.
"Сегодня, - рассуждает Анатолий, - возродить ушедшее сложно, но небезнадёжно".
| |