

 |
Правда Северо-Запада
10 мая 2006 (18)
Денис Ичёткин
Каюк малой энергетике
Монополия пожирает конкурентов, люди готовят буржуйки
На днях нам стали известны подробности странного конкурса на аренду
муниципальных котельных, который, проводится в Архангельске. Конкурс, напомним,
по словам экономистов-энергетиков, не оставляет шанса мелким и средним компаниям
занять свою нишу на рынке теплоэнергии. Очевидным победителем, судя по всему,
станет Архангельская генерирующая компания. А всё потому, что условия конкурса
составлены для неё как нельзя кстати. Настолько кстати, что кажется: и писался-
то конкурс "под АГК".
Большая энергетика сожрёт малую?
Взять хотя бы такое важное условие, как опыт работы. У АГК, структуры экс-
"Архэнерго", его можно считать уже почти вековым. Всё-таки компания
государственная, долгое время имела абсолютную монополию. Но с одной оговоркой -
в большой энергетике. Что такое котельные, расчёты с многочисленными
потребителями, поставщиками и т.д. - всему этому АГК ещё стоит поучиться у более
молодых. Малая энергетика и большая - это всё равно, что учитель физкультуры и
директор школы. При всём уважении к обоим этим профилям, в одночасье сменить
один на другой невозможно. Если директор всю жизнь преподавал историю (а так
часто бывает в школах), стать физруком ему будет нелегко. Придётся поломать
голову, поучиться на своих ошибках. А энергетика - пусть даже малая - ошибок не
прощает. От холода люди, как известно, звереют и даже умирают.
Далее - уставный капитал. Непонятно, какое это имеет отношение к энергетике в
принципе? Очевидно, что у большого акционерного общества уставный капитал уже по
определению должен быть выше, чем у любого ООО. Поэтому и получит АГК за этот
пункт 9 баллов, а все остальные - 1. Опять аналогия: толстяк как претендент на
должность офис-менеджера ничем не лучше худощавого кандидата. Но толстяк
получает 9 баллов, худой - 1. А кто из них будет быстрее обращаться с бумагами и
клиентами - ещё вопрос.
Очень хитро завёрнута конкурсная документация и в части требований о наличии
угольного склада. Вообще, архангельская малая энергетика - это, во многом,
островная энергетика. Львиная доля котельных находятся на островах. На завоз
топлива туда ежегодно тратятся огромные деньги. А склад и запас топлива на нём
как раз и требуются для того, чтобы котельная вдруг по какой-нибудь нелепой
причине (баржа затонула, река встала) не осталась без угля. Но комиссия
конкурсная почему-то тему склада не конкретизирует. Лишь бы был, да и всё. А у
АГК только один склад, огромный, но в Северодвинске (ТЭЦ-1). Как компания
собирается в случае своей победы возить топливо на отдалённые котельные (а их
большинство) - неизвестно. Поскольку складов на островах у компании нет, возить
придётся чаще, а значит, эти затраты лягут в тариф и: снова взвинтят расходы
горожан на тепло.
Жители островов возмутятся: "Так есть же склады!" Есть, но не чубайсовские. На
Бревеннике, например, склад есть, но неизвестно чей. На самом деле это и не
склад вовсе, а бывший причал, но используется для хранения угля. Но для комиссии
всё это неважно: сколько складов и где они находятся.
Кандидатов толкают
на ложь, людей -
на мороз
Есть в конкурсной документации и ещё один пункт под названием "Особые условия",
который выдаёт если не правовую безграмотность, то как минимум невнимательность
комиссии. В этом пункте, в частности, сказано, что предприятие-кандидат должно
гарантировать единый тариф на тепло в Архангельске. Это просто нонсенс: как
может та или иная компания что-то гарантировать, если тарифы утверждает
департамент по тарифам и ценам обладминистрации? Да и более того - с 2007 года,
согласно федеральному законодательству, для каждого источника тепла (то есть для
каждой котельной) будет устанавливаться отдельный тариф. О каком тогда "едином
тарифе" вообще может идти речь? Участников конкурса толкают на обман: сегодня им
придётся гарантировать то, что они не смогут сделать завтра. Но завтра-то
котельные будут уже в их руках. Поэтому одни предпочитают на голубом глазу
гарантировать, а другие уже готовят жалобы в суд с просьбой исправить явные
нарушения закона в требованиях конкурсной комиссии.
Новые контракты планируется заключить сроком на одиннадцать месяцев. А вот
инвестпрограмму почему-то требуют на срок от трёх до семи лет, причём размер
инвестиций должен составить до 60 миллионов. Представляете, компания выигрывает
конкурс, пишет проект, вкладывает 60 миллионов в котельные, восстанавливает их
из руин, а через год - новый конкурс и новый хозяин. Новичок будет пожинать
плоды труда своего предшественника: лавры и сэкономленные деньги. Глупо. Поэтому
никто сейчас и не рвётся на конкурс. Кроме, разве что, АГК.
У того же "Торна", который всю прошлую зиму обеспечивал теплоснабжение на
городских котельных, по нашим данным, мэрия в своё время тоже потребовала
инвестпроект на несколько лет вперёд. Он был написан и передан в городскую
администрацию, откуда, видимо, перекочует к новому победителю. Так что, даже
если поменяется арендатор (а это, говорят, дело почти решённое), котельные будут
работать по "торновскому" плану. Если у АГК, конечно, денег хватит. Мы уже
писали о том, что у структур "Архэнерго" возникают проблемы с инвестициями в
развитие самих себя, не то что в муниципальные котельные. Ну а не хватит -
экономить начнут на людях. А значит, в квартиры придут морозы, на теплотрассах
начнутся аварии, а в моргах прибавится погибших от обморожения.
|  |