Правда Северо-Запада
10 мая 2006 (18)
Денис Ичёткин
АПАП готовится к всплытию
Предприятие нашло выход из затяжного кризиса
Второе - оно же последнее - муниципальное транспортное предприятие Архангельска
начало приходить в себя. О ситуации на трамвайно-троллейбусном предприятии мы
уже писали - пришла очередь МУП "АПАП-1". О кризисе и возможном банкротстве
здесь заговорили ещё в прошлом году. 2 февраля 2006 года на АПАПе было введено
внешнее управление.
Как заверил внешупр муниципального автопредприятия Михаил Куроптев, его главная
цель - сохранить АПАП как единый комплекс, говоря простым языком - оставить
автобусы работающими и прибыльными, сохранить рабочие места и квалифицированные
кадры. 17 мая должно состояться собрание кредиторов, которое и обсудит план
внешнего управления на ближайшую перспективу.
АПАП чудом откачали
Перво-наперво внешний управляющий оценил причины глубокого кризиса, в котором
оказалось предприятие. На свет вышли страшные для любого мало-мальски
разбирающегося в бизнесе человека факты. Доля АПАП-1 на рынке пассажирских
автобусных перевозок с 2001 по 2005 годы упала с 93 до 17 процентов. При таких
условиях, вообще говоря, не выживают. АПАП тоже был близок к смерти, но
откачали: спасла только "реанимация". "Спасибо" за почти угробленное предприятие
можно сказать частным перевозчикам, которых очень любил и плодил мэр Нилов:
именно они и откусили от АПАПа его 70% на рынке. Но если чуть больше половины из
них сделали это законным способом, то остальные (а их доля на сегодня около 30%)
- просто украли. Речь, как вы поняли, идёт о нелегалах - самой паскудной
прослойке рынка автоперевозок.
Среди других причин финансового неблагополучия предприятия - огромные налоги и,
как следствие, - долги в бюджеты всех уровней. Частникам в этом плане намного
легче - они по упрощённой системе налоги платят. По подсчётам Куроптева, если бы
АПАП мог перейти на аналогичную систему, он только на налогах экономил бы (в
пересчёте на 2005 год) около 17 миллионов. Вместо 31 миллиона рублей предприятие
заплатило бы меньше 14. А учитывая сумму задолженности перед кредиторами в
размере более 228 миллионов, это какие-никакие - а цифры. Кстати, сам переход на
систему Единого налога на вменённый доход для АПАПа - не мечта, а вполне
реальная будущность. Правда, для этого придётся сменить форму собственности. На
новую систему налогообложения предприятие планирует перейти уже в июле.
"Субаренду" оставят
в прошлом
Залог успеха любого предприятия - увеличение объёмов производства. Для этого
внешнее управление уже привлекло на предприятие дополнительное финансирование в
размере 15 миллионов рублей для пополнения автопарка. В июне на предприятие
привезут автобус "Вольво", в мае - 21 ПАЗик. Кстати, ПАЗики, по словам Михаила
Куроптева, мера вынужденная. И в какой-то степени позаимствованная у тех же
частников. Анализ работы предприятия показал, что затраты на топливо на АПАПе
составляют от 35 до 45% от выручки. А у частников - около 17%. Причина - в
топливе. Частники, в отличие от муниципального предприятия, используют газ,
поэтому и получают дополнительную прибыль. Сейчас ситуацию на выздоравливающем
предприятии решили исправить, поэтому и заказали "газовые" ПАЗики.
Увеличение парка позволит АПАПу закрыть маршруты, отданные на обслуживание
частным перевозчикам. Сегодня их насчитывается около 30. Правом их обслуживания
наделён МУП, но поскольку автобусов не хватает (физический износ транспорта в
среднем по МУПу составляет около 80%), предприятие вынуждено их "сдавать в
субаренду" частным перевозчикам. В качестве "арендной платы" АПАП получает
копейки. А теперь, когда появятся новые автобусы, ожидается рост доходности
предприятия на 6-6,5 миллионов рублей в месяц.
АПАП: форма меняется, содержание - нет
С коллегами по бизнесу воевать в АПАПе не намерены. Более того - они уже
обсуждают идею единого проездного, который может стать аналогом банковской
пластиковой карточки. Закинул деньги на карточку - можешь ездить в любом
легальном автобусе. Зашёл внутрь, кондуктор считал карточку специальным
устройством - и не надо с мелочью возиться. Выгода для банков очевидная, для
легальных перевозчиков - неописуемая: карточки позволят отделить зёрна от
плевел, то есть легалов от нелегалов.
Но самое главное - такой бизнес станет инвестиционно привлекательным. "Сейчас
нам важно показать, что предприятие в принципе не убыточно, оно
конкурентоспособно, может держаться на плаву, - говорит внешний управляющий
АПАП-1 Михаил Куроптев. - С этой точки зрения реорганизация даст возможность
привлечь дополнительные средства, обновить парк подвижного состава и выбраться
из ямы, в которой предприятие оказалось".
Кстати, став акционерным обществом, АПАП так и останется муниципальным по сути,
поскольку изначально ориентирован на выполнение социального заказа по перевозке
пассажиров, а основным заказчиком данных работ являются органы исполнительной
власти муниципальных образований, на территории которых он работает. Главным
образом - мэрия города Архангельска.
Но для людей главное, чтобы автобусы ездили исправно и продолжали возить
население по приемлемым ценам. Как сообщил Михаил Куроптев, на пассажирах
реорганизация предприятия никак не скажется. "Мы планируем изменения только в
лучшую сторону", - заверил он.
|