Правда Северо-Запада
31 мая 2006 (21)
Антон писахов
Бутерброд маслом вниз
История о том, как продали городской рынок
В канун поголовной приватизации МУПов вылезают на свет божий, как мухи в
предвкушении еды и тепла, многие старые дружеские связи. Например, продажа
городского рынка напрямую связана с именем одноклассника вице-мэра Елены Тимчак:
Сарай за 200 тысяч
Александр Иванович Попов стал директором МУП "Городской рынок" в 2002 году.
Можно представить, что Попов, бывший главный юрист администрации, обнаружил на
новом месте. Прибыльный по определению МУП работал с приличными убытками.
Немудрено, если за 200 тысяч рублей был заказан торговый ряд, грубо сколоченный
из досок и фанеры, тогда как целый фирменный павильон 3х3 метра стоит около 15-
17 тысяч.
Впрочем, новое руководство с убытками расправилось достаточно быстро. Директор
Попов даже начал подумывать о развитии предприятия. И о его приватизации.
Дуля без масла
С бывшим в те времена заместителем Попова по административно-хозяйственной части
Игорем Драчёвым мы пытались связаться почти три недели. Драчёв осторожно уходил
от разговора: мол, эту историю лучше не ворошить. А потом принёс единственный
документ - служебную записку своего босса, которую тот адресовал городской
мэрии: просил продать ему рынок.
"Мы объездили много российских городов: Коряжму, Котлас, Ярославль, Гатчину, -
вспоминает Игорь Драчёв. - Смотрели, как там устроены городские рынки,
перенимали опыт: Хотели реконструировать наш рынок: создать торговые места для
продажи мяса и рыбы, холодильные камеры и камеры хранения, оборудовать место для
стоянки машин - ведь ничего этого не было и в помине! Собирались инвестировать в
это дело до 10 миллионов. Короче, подходили к вопросу творчески".
От себя добавим: продай тогда администрация рынок Попову, город получил бы
больше 2 миллионов 300 тысяч рублей - такова балансовая стоимость рынка на
сентябрь 2005 года. Но Попову рынок не продали. Александра Ивановича вызвали на
ковёр в "розовый дом" и дали понять: его проекты не нужны ни за деньги, ни
бесплатно. У рынка будет новый владелец, и его имя уже известно.
Как бетон становится асфальтом
Предприниматель Сергей Возисов к этому времени успел приобрести небольшой рынок
возле магазина "Олимп". Мечтал купить ещё и главный городской - чтобы создать
своеобразный рыночный "холдинг". "Сбыча мечт" проклюнулась в конце 2005-го,
когда престиж городской власти упал до диагноза Буратино: "скорее мёртв, чем
жив", и крупные чиновницы мэрии поняли: не ровен час, придётся уносить ноги и
юбки. Значит, нужен свой человек на хлебном месте. Елена Тимчак, например,
вспомнила о бывшем однокласснике Серёже Возисове.
Возисову решили продать не сам рынок, а его бетонный фундамент. То есть
непосредственно ту часть рынка, которая сдаётся в аренду и приносит прибыль.
Балансовая стоимость фундамента, согласно официальным документам, - 1 миллион
105 тысяч. Продать его по такой стоимости можно только на конкурсной основе.
Естественно, фигурантам этой сделки конкурсы были нужны, как собаке пятая нога.
И фундамент, как рассказал наш источник в мэрии, оценили немного иначе - не в
миллион с лишним, а всего в 800 тысяч.
Как так могло получиться? Версий у нас две: 1) спецы из бюро технической
инвентаризации просто ошиблись, замеряя площадь и толщину фундамента; 2) их
убедили "ошибиться": например, признать часть заасфальтированного бетона просто
асфальтом и эту площадь сминусовать, а толщину бетона по всему периметру
отмерить на глазок.
Горечь трат
Так городской рынок превратился в неудобоваримый бутерброд маслом вниз: на
частном фундаменте стоит муниципальное предприятие, которое теперь не более чем
юрлицо. Это бесплотное юрлицо платит частнику деньги за аренду рыночных
площадей, сдаёт эти площади в субаренду и медленно, но верно разоряется. Для
полноты оценки остаётся добавить, что во главе МУПа теперь стоит Ольга Макарова
- ещё одна одноклассница Елены Тимчак:
А что Возисов? Ему-то, казалось бы, жить да радоваться. Но в узком кругу на
одном из фуршетов предприниматель неожиданно пожаловался: городской рынок
достался ему отнюдь не по дешёвке. Мол, заплатил он в два с лишним раза больше,
чем был оценен фундамент.
Не исключено, впрочем, что "горечь трат" ему вернётся сторицей: МУП "Городской
рынок" в конце концов разорится, его ликвидируют, а деревянные торговые ряды и
старое оборудование продадут Возисову за бесценок - как это было с "Дружбой". Но
есть и другой вариант развития событий.
"Благодеяние" Тимчак вышло боком не только городу, который мог бы выручить за
рынок в три раза больше. Оно может аукнуться и облагодетельствованному
однокласснику. Представьте, будто в Новодвинске меняется власть. И новой власти
(или прокуратуре) приходит в голову перемерить площадь бетонного фундамента
рынка. Ведь тогда сделку можно признать и недействительной.
|