|
Правда Северо-Запада
21 июня 2006 (24)
Дмитрий Кеврольский
Опустевшая улица..., или Катера - живые и мёртвые
С незапамятных времён Двина была "главной улицей" нашего города, его основной
транспортной магистралью. В начале прошлого века едва ли не каждый
архангелогородец с детства был на воде; практически все умели плавать и
управляться с лодкой. Шло время, менялись эпохи, и некогда насущная потребность
горожан в использовании речных судов постепенно исчезла.
Но любовь к речным просторам, стремление к свободе остались - они у северян в
крови - вот почему и после революции, а особенно в послевоенное время,
маломерные суда были особенно популярны в Архангельске. Увы, с распадом
Советского Союза материальное положение людей резко ухудшилось, и "главная
улица" города опустела: к концу девяностых звук мотора на Двине стал редкостью
даже в белые ночи, самое популярное время для речных прогулок и путешествий.
Правда, в последнее время река потихоньку оживает. С чем это связано и что ждёт
катерников в будущем? - во всём этом разбирался наш корреспондент.
Корабельная сторона
Соломбала до сей поры сохранила свой неповторимый дух, свою удивительную
атмосферу. А ещё там сохранились катера - соломбальские (это единственный в
своём роде тип катера, появившийся в Архангельске и идеально приспособленный к
эксплуатации в местных условиях). Хотя:, как сказал нам живущий у самой воды
старожил, "Да, сейчас их совсем мало стало. И куда все подевались?.. Эх,
собачья жизнь:".
Стою на причале, готовлю к съемке фотоаппарат. Вечереет, солнце стремительно
садится - и вот оно уже скрылось за деревьями на противоположном берегу реки. В
это время к причалу подходят два классических соломбальских катера - один тащит
другой на буксире. На железном боку последнего читаю гордое: "Соломбалец".
Отказать себе в удовольствии пообщаться с владельцем катера Андреем я не смог.
Андрей - счастливый обладатель "Соломбальца": "Мне 35 лет. Учился на
судосборщика, потом - на электросварщика. А знаете, почему катер завёл? Из-за
жабы! Лет десять назад проснулся как-то среди ночи, а на мне жаба сидит. Сидит и
душит: у тестя есть катер, у меня - нет!.. И понеслось: катер шил сам, сделал
всё до последнего винтика. Ну, а когда сделал, то и имя дал соответствующее -
"Соломбалец".
Я и сам, кстати, в Соломбале живу. Катер достаточно мореходен: до Золотицы в
хорошую погоду на нём вполне можно дойти, трёхбалльное волнение спокойно
выдержит. А ещё есть печка - камелёк называется. Топится такая печка дровами, ну
а они-то уж всегда в избытке. Каюта вмещает троих здоровых мужиков, - продолжает
Андрей, - кстати, это оптимальный экипаж для катера такого класса. Предлагали
мне продать "Соломбальца" за 120 тысяч рублей (примерно столько сегодня стоит
новенький "Жигуль" - прим авт.) - отказался. Не могу я продать его! Движок на
нём проверенный, надёжный - Л-6. Да вот сегодня подвёл: Но спасибо ребятам,
выручили. Прямо, как МЧС-овцы!".
Взаимопомощь -
это святое!
Подхожу к "МЧСовцам", которые на поверку оказываются Вячеславом Михайловичем
(коренной соломбалец, работает электриком на "Красной Кузнице") и его
племянником Антоном (в этом году пойдёт в четвёртый класс).
"Ну как же не помочь?! - улыбается Антон. - А вдруг мы в такую же ситуацию
попадём?" Дядя подхватывает: "К сожалению, сейчас и лодок меньше, и, главное,
люди злее стали. Но на помощь сегодня ещё можно рассчитывать - это на воде
святое. А раньше намного больше было - и катеров, и лодок. Вся Соломбалка была в
катерах, буквально некуда приткнуться! А сейчас ещё штрафы пошли, совсем бешено
стало. Бензин подорожал, опять же. Да и за речку Соломбалку стыдно - в каком она
состоянии: укрепление берегов чёрт знает сколько не делалось, о том, что
существуют дноуглубительные работы, мы уж и забыли. Пусто, пусто, опустела
Соломбалка", - грустно резюмировал Вячеслав Михайлович.
Дмитрий Кеврольский
Пролетарский рулит!
Спортивный комментатор АГТРК "Поморье" Валентин Пролетарский - заядлый рыбак и
грибник-ягодник, объездивший почти всю двинскую дельту. "Люблю Двину за её
бесконечный простор, за её потрясающие дали и свободу, - признался нам как-то
Валентин Николаевич. - Катера я, конечно, любил и люблю - правда, сейчас больше
времени провожу на берегу. Но уж если выбираюсь, то непременно занимаю место
рулевого: А ещё помню старые типы моторов - совдеповские "Элочки": Л-3, Л-6,Л-12
и совсем уж древний мотор под названием "Топ-нога" - его так раньше и заводили -
топаньем. А вообще, катер - дело, конечно, хорошее, но сегодня дорогое".
| |