

 |
Правда Северо-Запада
12 июля 2006 (27)
Николай ЩЕДРОВ
Музей-индикатор
Музей православной культуры в Новодвинске: зажжённая свеча на сквозняке
: Последний экспонат появился здесь месяц назад - большой, больше человеческого
роста, железный крест ручной ковки. Остался от старой кладбищенской церкви в
Шенкурском районе. Он не в основной экспозиции, где есть специальный отдел с
крестами - наперстными, нательными, юбилейными. Он её предваряет. И, может быть,
неудобным покажется кому-то такое преддверие музею - тяжёлый чёрный
исковерканный кладбищенский крест. Мне оно тоже показалось неудобным - как
неудобной бывает предельная честность:
Из руин
Когда отец Александр начинает рассказывать, вдруг понимаешь: и экспонаты эти, и
стены музейные, и сам музей как учреждение культуры - всё это только сруб очень
глубокого колодца. Напиться из которого - как химического индикатора хлебнуть,
фенолфталеина, например. То есть выяснить что-то очень важное о себе.
Когда год назад уникальный, единственный в епархии музей православной культуры
переехал на улицу 50-летия Октября, в здание бывшего детского сада, он как-то
очень быстро перестал считаться абстрактным искусствоведческим понятием и
превратился в завидные квадратные метры, на которых можно было бы и детский сад
снова открыть, и библиотеку, да мало ли что ещё. А религиозных объектов с нас,
мол, хватит.
"Такое здание было страшное, столько грязи пришлось вынести, столько в ремонт
вложить", - рассказывает игумен о тех самых квадратных метрах. И показывает -
что ещё осталось спустя год безумного труда. Разбитая в осколки лестница без
перил, ободранные стены и посреди разрухи трагикомичным диссонансом - огромное
яркое детсадовское панно: лиса и колобок. И по-прежнему - упрёки. Хотя нет в
музее ни копейки из городского бюджета, ни крупицы помощи от АЦБК.
Как обетный крест спасли от топки
Эту историю про один из экспонатов игумен рассказал в самом конце нашей встречи.
Всё посмотрели, о проблемах наговорились всласть. И вдруг вспомнился этот
деревянный обетный крест. О нём отец Александр узнал от одного мужчины, когда
строился ещё Покровский храм. Его мать во время войны жила на Левом берегу, в
деревне Печище. Понятно, что годы лихие, голодные и бедные, печь истопить и
согреться - и то особенно нечем. А у женщины недалеко от дома этот крест стоял.
Откуда взялся - никто не знает, и люди, отчаявшись, решили пустить деревянный
крест в топку. И женщина ночью тайком спрятала его у себя. Мёрзла, а крест
берегла, и только всю войну молилась: "Господи, я его спасла, спаси и Ты моего
мужа". Муж вернулся живым:
Наверное, этой легенде можно и не верить. Но стоит иногда прикладывать её к себе
- как линейку.
Музей по зёрнышку
В музее представлены все виды церковного искусства - рукотворные, многие из них
уже утрачены. Возможно, больше нигде в Архангельской области такого нет.
Несколько здешних экспонатов даже выставлялись в знаменитом Рублёвском музее и
включены в его каталог. Тем не менее, не покидает ощущение: формируя музей, отец
Александр будто бы держит на сквозняке зажжённую свечу. До сих пор многие
считают игумена чудаком: блажь, мол, этот его музей, поповский каприз. Сам он
говорит, ещё такое бытует мнение: музей - дело плёвое; подумаешь - старые вещи
собрал (или люди сами принесли) и выставил. Заблуждение. Есть, например, в музее
подвесная пелена: мастерица вышивала снятие Спасителя с креста. Работа тончайшая
- серебро, мелкий жемчуг. Вот музей собирать - наверное, как вышивать эту
пелену. Скрупулёзно и "по зёрнышку".
"Мы сегодня смотрим на это всё и говорим: какая высокая культура! - разводит
отец Александр руками. - А ведь это крохи, крупицы того, что осталось от
культуры, которую жгли, ломали, крушили. Можно подумать: разрушили - не страшно,
столько взамен всего придумали, изобрели. И что получается?
У нас есть совершенная современная техника - но прежней красоты мы повторить не можем>.
|  |