|
Правда Северо-Запада
2 августа 2006 (30)
Инф.
Сказка по дешёвке
Секреты сомнительного успеха "Эльдорадо": невысокое качество товаров, низкая
квалификация персонала и нелегальная сборка
Торговые сети, занимающиеся бытовой техникой, расплодились в Архангельске, как
крысы. Заботятся о зоне охвата, о жлобских местечках в центре города. Качество,
как правило, на последнем месте. Глаза на одну из них - "Эльдорадо" - раскрыли
столичные журналисты.
Родина низких цен
Не только большой объём закупок обеспечивает "Эльдорадо" скидку производителей
и, как следствие, низкие цены в магазинах. Сеть ориентируется на независимые
предприятия, работающие по лицензии крупных производителей электроники. Правда,
качество сборки здесь ниже, чем на официальных производствах: вряд ли
вагоностроительный завод можно полностью приспособить для сборки
электроаппаратуры. В России подобные предприятия расположены в Калининграде -
особой экономической зоне. Местные "Телебалт" и "Радиоимпорт-Р" в основном
специализируются на крупноузловой сборке японских и корейских телевизоров,
значительная часть которых находит своего покупателя в "Эльдорадо". Такое
производство привлекательно ещё и льготами в рамках особой экономической зоны.
Впрочем, некоторым компаниям и этого недостаточно: так, формальным учредителем
"Радиоимпорт-Р" выступает калининградское отделение Всероссийского общества
инвалидов, что позволяет дополнительно оптимизировать налогообложение.
В политике низких цен не последнюю роль играет и private label - выпуск
продукции под собственным брендом. У "Эльдорадо" есть Elenberg. Правда, как
собственный бренд торговой сети марка не продвигается - такой маркетинговый ход
пока не слишком успешен на российском рынке. По данным "Эльдорадо", на Elenberg
приходится не более 10% продаж, тогда как в США и Европе доля private label в
отдельных сетях может составлять до 60% оборота. Большинство товаров под этой
маркой производится в Китае, отчасти в Турции, компаниями, названия которых даже
искушённому потребителю ничего не скажут. Так, предприятие с чудным именем Chung
Shan Shi изготавливает магнитолы Elenberg, Tunbow Industries - электроутюги,
Zhongshan Jinye - напольные весы. Названия больше половины китайских
контрагентов "Эльдорадо" не находят ни Yahoo, ни Google, а те, что обнаружились,
судя по их сайтам, представляют собой небольшие фабрики, часто
специализирующиеся на выпуске монопродукта. Вопрос о сертификации производства и
соответствии его мировым стандартам качества в этой связи звучит подчас
риторически.
Детали б/у?
Дополнительным элементом дешевизны "Эльдорадо", как утверждают некоторые, может
быть продажа техники, собранной из восстановленных деталей. Председатель
Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков рассказывает, что к ним
на экспертизу часто приносят товар из "Эльдорадо", и в 50% случаев выясняется,
что в устройстве установлены неродные детали. "Об этом свидетельствуют следы
пайки на платах, замазанные царапины", - поясняет он журналу "РБК". В
"Эльдорадо" подозрения ОЗПП комментировать отказались.
Один из тех, кому досталась подобная продукция, - Александр Горшков - даже
намерен судиться с торговой сетью. Он приобрёл в "Эльдорадо" фотоаппарат Canon.
Тот оказался неисправным, и Горшкову обменяли его на другой - Sony. Но и этот
через некоторое время cломался. Александр решил обратиться в авторизованный
сервис. "На упаковочной коробке все номера есть, её можем взять, - ответили ему
в сервис-центре, - а вот фотоаппарат не возьмём. Название Sony на корпусе
значится, а идентификационных номеров нет". Получается, что на заводе Sony
фотоаппарат Горшкова не производили. Александр снова пошёл в "Эльдорадо". Там
ему выдали бумагу, в которой значилось, что "в связи с длительным использованием
товара (10 месяцев) серийный номер, по независимым от нас обстоятельствам, мог
быть удалён с корпуса аппарата", поэтому в соответствии с законом "О защите прав
потребителей" Александру Горшкову в возврате денежных средств было отказано.
Экономия на людях
Снижение стоимости товара путём разных ухищрений может и не дать впечатляющих
результатов, если одновременно не экономить на персонале. Стоимость рабочей силы
в России за последнее время значительно увеличилась, и, возможно, в связи с этим
в "Эльдорадо" в конце 2005 года приняли решение закрыть службу проверки и
упаковки техники. Это сделало проблему сервиса ещё более острой. В нескольких
российских обществах защиты прав потребителей журналу "РБК" сообщили, что жалобы
на "Эльдорадо" приходят чаще, чем на других ритейлеров. Михаил Аншаков
рассказывает, что все они однотипны: "купил - сломалось - в магазине послали". В
нескольких крупных сервисных центрах на условиях анонимности "РБК" подтвердили,
что с неисправной техникой из "Эльдорадо" граждане приходят часто, причём, как
правило, без гарантийных талонов. "Вместо выдачи гарантийного талона "Эльдорадо"
навязывает дополнительный сервис, - добавляет Надежда Головкова, председатель
Московского общества защиты прав потребителей. - Там находят любые предлоги и
чтобы не проверять купленную технику в магазине. Был случай, когда человек
открыл дома коробку, а вместо телевизора - земля для цветов".
Ольга Цибульская, "Журнал РБК"
Вы ещё покупаете технику в "Эльдорадо"? Или давно обожглись и обходите эти
магазинчики стороной? Мы объявляем акцию по сбору историй обманутых покупателей.
Звоните по телефону нашей социологической службы 63-58-68. Мы соберём все ваши
обращения и передадим куда следует. А заодно расскажем о том, как относятся
архангельские потребители к этой, с позволения сказать, торговой сети.
| |