Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
13 сентября 2006 (36)
Светлана ГАВРИЛОВА,

Монастырские яблоки

Напротив нашей скамейки - желтеющая яблоня с узловатым стволом. Оленька*, восьмилетняя насельница женского Иоанно-Богословского монастыря, от моих расспросов о монастырской жизни заскучала. Меняет тему: "А у нас на этой яблоне яблоки мелкие и кислые". "Может, они поздние? Дозреют?" "Нет, - отвечает девочка неожиданно жёстко. - Это яблоня такая!" Яблоко от яблони?.. Теперь я тоже смотрю на дерево враждебно. Страшно ему поверить, когда сидит перед тобой такая ясноглазая восьмилетка, рассказывает, как читает Псалтырь и акафисты, как получала в первом классе по восемь двоек, а потом ей это надоело - и стала она хорошо учиться. Ольку, когда ей было шесть, в монастырь привезла крёстная. Дома, в Холмогорском районе, у девочки остались мама-алкоголичка и "просто" пьющий папа...

Сломанные ветки

Автобусом до Малых Карел, потом ещё несколько километров пути до деревни Ершовка - туда тоже ходит автобус. Женский Иоанно-Богословский монастырь - сразу за второй остановкой. Местность хрестоматийно живописная: берег реки, холмы, простор. Правда, не пейзажи приснились однажды учительнице Валентине Пономарёвой. Приснилась старая двухэтажная деревянная школа с пустой, заброшенной спортивной площадкой. Уже не учительница, а настоятельница монастыря матушка Афанасия сегодня рассказывает, наяву к этой самой школе десять лет назад её привёл епископ Тихон, когда под монастырь искали место: "Смотри, говорит, возьмёшься?" Я здание увидела и поняла, что дороги обратной попросту нет".

Теперь там, где была спортплощадка, - огород, хлев с козами и коровами, курятник. Для монахинь и насельниц построен большой новый дом, справа от него - почти завершённая деревянная Никольская церковь, слева - ещё одна стройка, будущий храм Ионнна-Богослова. А в старой школе живут рабочие, да на первом этаже сохнет только что выкопанная картошка. Известное дело - сентябрь. Над бороздами несколько сгорбленных женских фигур, больших и маленьких. Маленьких больше - через детский приют при монастыре каждый год проходят 20-30 детей. Девочек приводят родственники, бывает, приходят сами. Когда ребёнка определяют из одного детского дома в другой, этот период "безвременья" он тоже часто проводит в монастыре. Здесь "новенькую" первым делом откармливают, потом приучают к работе. Девочки учатся - учителя приходят из ближайших школ. Но даже те, что, казалось бы, уже и отогрелись, издалека над своими картофельными грядами - как ветки надломленные. И картошка тут не при чём.

"Господь

послал сюда"

"Тяжело, - произнося это слово, матушка смотрит в сторону. - Недолюбленные дети". Любви ищут жадно, за один глоточек платят дорого. Одна девочка по ночам страшно кричит: до того, как она попала в детский дом, а потом в монастырь, её жестоко избивали мать и отчим. Но даже из монастыря она всё равно убегала домой. Сейчас бежать некуда - родительский дом пропит. "Они знаете, на что надеются? Мать пьёт, но ведь на какое-то время и трезвеет. И в момент "просвета" может попросить у ребёнка прощения, приласкать, пообещать, что больше такого не будет. Потом, правда, снова напьётся да изобьёт. И всё равно дочка будет скучать по маме и молиться за неё в монастыре".

Оля, которая показала мне яблоню, по родителям не скучает. Скучает по тёте - та покупала ей конфеты. Матушка Афанасия, рассказывая о девочке, складывает вместе указательный и средний пальцы - такие тонкие у шестилетней Оленьки были руки: "Мы её в бане мыть боялись - вдруг сломаем".

В июле в монастырь пришла Марина. Девушке двадцать, но пока мы с ней поднимаемся по лестнице в дом, я уверена, что разговариваю с подростком. И вот она начинает рассказывать: "Мне двадцать лет, я жила в Северодвинске с парнем..."

Марина выросла в детском доме. Как и положено, было у неё своё жильё - комната. "Продай её, - сказал любимый молодой человек, - будем жить у меня". Поверила, послушалась - продала. Дальше - как в плохом романе: парень забрал деньги, а Марину выгнал. Девушка рассказывает без слёз, только руки на коленях - беспокойные.

Она полгода жила на улице, в подъездах, иногда у подруг. Как говорит сама, скоро стала никому не нужна. Ни подругам, ни родному старшему брату, который выставил за дверь: "Иди, сама ищи себе лежбище". Искала: "У нас там секта есть. Они в газетах публикуют объявления, что могут помочь с жильём. Я пришла. Не помогли". А после этого приснился Марине сон. Просто голос, который сказал: "Иди в храм". Северодвинские священники и рассказали девушке о монастыре, дали денег на дорогу. "Первое время, - говорит, - было трудновато, всё-таки 20 лет в городе, а тут столько работы. Теперь... Я люблю нашу матушку, она меня. Смиряться надо". Знаю, что нельзя, но всё равно спрашиваю, какую жизнь она бы выбрала, будь у неё такой выбор: остаться в монастыре или создать свою семью, найти самое обычное женское счастье.

Сначала вопрос пугает: "Я сейчас не могу об этом говорить, не готова. Я сегодня вроде как между небом и землёй. Там, в Северодвинске, я же мечтала жить со своим парнем - оказалось, не о том мечтала..." Потом вдруг поднимает глаза спокойно и ясно, будто точку ставит: "А вообще, если Господь послал сюда, значит, так надо".

"Знаете, зачем взрослые люди приходят в монастырь? Себя, свои грехи отмолить или родственников. Сначала "страдают" самооправданием: мол, ну я же жила, как другие, как все, так и я. А дети многие приходят, наоборот, требовательные к себе, с обострённой самооценкой, - матушка Афанасия задумывается. - Я знаю девочку одну - она ушла из школы, из десятого класса, потому что - не поверите - не могла больше грязи этой мирской жизни выносить: в школе был мат на мате, курили в туалете, ну, сами знаете... Многие наши выпускницы устроились хорошо, есть девочки, которые поступили в семинарию, в Богословский институт. Отмолили себя. Детская молитва - она хорошо доходит к Богу".

***

"Почему в области только один женский монастырь? Женщинам физически тяжелее?" - в ответ матушка Афанасия едва заметно улыбается. "Не в том дело. Женщина, в отличие от мужчины, к семье, детям привязана чуть ли не намертво. А ещё - нам свойственно до последнего надеяться на счастье. На обычное земное счастье. Вот, кажется, ещё чуть-чуть, ещё перетерплю - и оно придёт. А вот приходит ли...

Всё лето у нас жили пять-шесть семей - мамы с дочками. Это очень хорошо. В одиночку-то растить детей тяжело. Многие приходят - мужа нет, работы нет, жилья нет. А монастырю очень нужны рабочие руки. И ещё - когда мама и дочка молятся вместе...", - матушка Афанасия замолкает и оглядывается. Оборачиваюсь тоже - перед глазами знакомое узловатое дерево. Она права. Всё-таки легче вырастить сладкие яблоки, когда яблоня здорова.

Светлана ГАВРИЛОВА, фото Сергея САБАНИНА

* Имена насельниц по их просьбе изменены.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя
Имя:

Пароль:




Забыли пароль?