Пресса Архангельской области
 


Правда Северо-Запада
20 сентября 2006 (37)
Сергей САБАНИН

Упали, отжались!

С 2007 года резко вырастут тарифы на тепло и электрическую энергию

"Использование исключительных тарифных условий (:) в целях производства иной продукции и извлечение дополнительной прибыли не допускается".

В. М. Евдокименко, зам. руководителя ФСТ России.

"Российские железные дороги" отказались перевозить уголь и мазут в Архангельскую область на льготных основаниях. Энергетики опасаются колоссальных убытков, которые зашкалят за 300 миллионов. Дыры придётся затыкать платежами населения.

В предчувствии беды

Начнём с того, что к 2002 году правительство РФ пришло к однозначному выводу: единственный способ защитить население северных регионов от непомерного роста тарифов на электроэнергию и отопление - снизить себестоимость топлива. А чтобы при этом энергетики не оказались в убытке, правительство обязало ОАО "Российские железные дороги" перевозить уголь и мазут для отопления жилфонда по ценам, которые существенно ниже обычных железнодорожных тарифов.

Летом 2003 года Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК РФ) установила так называемые исключительные железнодорожные тарифы на завоз угля и мазута в Дальневосточный федеральный округ и - в порядке исключения - в Архангельскую область. Стоимость перевозки угля для нужд ЖКХ снизили на 10 процентов, а перевозки мазута - на 28 процентов.

Котельных и электростанций в Архангельской области много. Часть из них - например, теплоэлектроцентрали "Архангельской генерирующей компании" (АГК) и муниципальные котельные - производят тепловую энергию только для отопления жилья и ни для чего более. Им "РЖД" без лишних сомнений предоставило исключительный тариф на перевозки топлива, что было учтено при расчёте отпускных тарифов для населения.

Для остальных отопление жилфонда - задача вторичная. Поэтому областной департамент топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в июне 2003 года запросил у районных и городских глав точное количество топлива, требуемого для обогрева жилфонда. "В целях (:) исключения злоупотреблений" - акцентировалось в официальном письме за подписью зам. директора департамента ТЭК Н.Молчанова*. И предчувствие беды областных чиновников не обмануло.

Льгота для буржуев

Все районы области представили цифры достоверные, а в Новодвинске случился казус. Дело в том, что отопление всего муниципального жилфонда осуществляет ведомственная ТЭЦ Архангельского ЦБК. Но главный продукт градообразующего предприятия - отнюдь не теплоэнергоресурсы для населения, а товарная целлюлоза и картон, производство которых требует сотни мегакалорий электроэнергии, а ещё больше - перегретого пара.

Следуя указаниям департамента ТЭК, тогдашний новодвинский мэр Дружинин обратился с запросом к руководству комбината: сколько мазута и угля требуется именно для отопления города? Ответ за подписью генерального директора ОАО "АЦБК" Владимира Белоглазова пришёл незамедлительно: на нужды тепло- и электроснабжения города Новодвинска в отопительном сезоне 2003-2004 года будет использовано 115,7 тысячи тонн каменного угля и 9,3 тысячи тонн топочного мазута. Ни больше, ни меньше!

Нам остаётся только предполагать, почему эти совершенно точные цифры так и не дошли до департамента ТЭК и бухгалтерии Северной железной дороги. Зато туда пришли цифры из другого письма, которое имело тот же исходящий номер, ту же дату, что и письмо предшествующее, но:

а) супротив фамилии "Белоглазов В.И." стоял размашистый автограф Юрия Шевелева, в те дни - директора по экономике и финансам АЦБК;

б) объёмы каменного угля и мазута, "используемых на нужды тепло- и электроснабжения г. Новодвинска"* определялись в 816 тысяч тонн и 90 тысяч тонн соответственно. За сутки цифры увеличились в 7-10 раз!

Что за цифры топ-менеджеры АЦБК представили мэрии, а мэрия, соответственно, в департамент ТЭК? Архив редакции хранит ещё один прелюбопытнейший документ: директор по материальному снабжению и сбыту ОАО "АЦБК" А.Кириллюк письменно подтверждает, что 816 тысяч тонн угля и 90 тысяч тонн мазута - это весь объём топлива, который комбинат получает по железной дороге за год. Николай Дружинин, бывший руководитель производства энергоснабжения АЦБК, не мог этого не знать. Однако он направил в департамент ТЭК именно последние цифры, из которых для отопления новодвинских квартир используется, по нашим оценкам, не более 15 процентов. Остальные 85 процентов, как нетрудно догадаться, идут на производство весьма рентабельного товара, которым торгует АЦБК.

Сколь верёвочке

ни виться:

Как мы полагаем, в областном департаменте тарифов и цен (ДТЦ) прекрасно знали, что комбинат получил железнодорожную льготу. Однако официальной информации об этом топ-менеджеры комбината в департамент не представляли, а поэтому ДТЦ в тепловой тариф для потребителей заложил полную величину транспортных расходов. В итоге новодвинцы получили неподъёмные тарифы, а владельцы комбината - ощутимую экономию.

Летом 2004 года директор департамента ТЭК Максим Шубцов вновь предупредил в своём циркулярном письме муниципальных глав: будьте бдительны, злоупотребления льготными перевозками недопустимы, необходимо представлять точные, проверенные и перепроверенные данные. Но, как часто случается в России, с чем боролись, на то и:

Гендиректор АЦБК Владимир Белоглазов вновь предоставил в администрацию города Новодвинска данные о плановых объёмах топочного мазута и каменного угля на отопительный сезон 2004-2005 годов:

- угля каменного - всё те же 816 тысяч тонн;

- мазута - уже 120 тысяч тонн.

Аппетиты хозяев комбината выросли. Железнодорожный тариф для них был вновь снижен на 10 и 28 процентов соответственно. Однако тарифы на теплоэнергоресурсы для населения не только не снизились, а весьма ощутимо увеличились.

:а конец-то будет

В прошлом году грянул скандал: тот факт, что АЦБК необоснованно пользуется исключительным железнодорожным тарифом, получил официальное подтверждение. Руководство ОАО "Российские железные дороги" возбудило уголовное дело в отношении ОАО "Архангельский ЦБК". По мнению заявителей, менеджмент комбината нанёс железной дороге убыток на сумму не менее 74 миллионов рублей. Расследование по делу, насколько нам известно, идёт успешно.

":А Васька слушает да ест" - писал столетие назад великий баснописец Иван Крылов. "Планируемые объёмы угля каменного и мазута топочного в период 2006-2007 гг. для получения понижающего тарифа составят 864,4 тыс. тонн и 76,6 тыс. тонн" - написал и в этом году на фирменном бланке гендиректор Белоглазов. Опять полный объём потребляемого комбинатом топлива!

Роковая развязка грянула внезапно. Как мы полагаем, руководство ФСТ рассудило: если противоречия сплетаются в узел, надо рубить его одним ударом. 29 августа губернатор Киселёв получил официальное уведомление, что с 1 января 2007 года действие исключительных тарифов на перевозку угля и мазута отменяются для ВСЕХ потребителей Архангельской области.

А крайний - народ

В своё время Советскую армию называли хорошей школой жизни. Широко культивировался в этой школе метод коллективной дисциплины. "Залетит" по пустяку единственный солдат, а в итоге вся рота ночь напролёт марширует на плацу. Дружно тянут носок до пупка и разгильдяи, и отличники боевой подготовки.

Аналогия просматривается прямая. Гарантированно подорожает тепло районных котельных. Дороже станет электроэнергия. По прогнозам экономистов Архангельской генерирующей компании (её теплоэлектроцентрали отапливают Северодвинск, областной центр, снабжают электричеством большинство районов области), отмена исключительных тарифов приведёт к увеличению затрат на 328 миллионов рублей. Как и за счёт чего энергетики намерены компенсировать убытки? По словам пресс- секретаря АГК Петра Чечеля, руководство компании надеется сегодня только на одно: на то, что областной ДТЦ включит эту сумму в тариф для потребителей. Добавим от себя: скорее всего, грядущие убытки районных котельных тоже придётся компенсировать квартиросъёмщикам.

Сергей САБАНИН

* Цитаты из официальных документов, копии которых имеются в редакции.



Правда Северо-Запада:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама
www.echosevera.ru/ target=_blank>Новости Архангельска



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя
Имя:

Пароль:




Забыли пароль?