|
Рек Тайм
5 февраля 2005 (4)
Инф.
От чего умирают аккумуляторы
"Две вещи в жизни неизбежны - смерть и налоги", - говаривал один знаменитый
американец. Россияне успешно оспорили вторую часть этого высказывания, но вот с
первой дела обстоят сложнее. Так же как и люди, аккумуляторы умирают. Все,
независимо от того, сколько они стоили при жизни.
Главной причиной смерти аккумуляторов является физика электрохимического
процесса зарядки и разрядки.
Получая и отдавая ток, пластины с нанесенной на них пастой расширяются и
сжимаются. Это происходит циклично много сотен и тысяч раз и в результате
происходит механическое разрушение их структуры. Нанесенная на решетчатые
пластины паста опадает с них, скапливаясь на дне. Как результат, еще до того как
рабочие поверхности оголятся и потеряют способность удерживать заряд,
накопившийся шлам замкнет положительные и отрицательные пластины.
Временное решение существует. Первоначально на дне аккумуляторов делались
дополнительные емкости-отстойники, перегороженные ребрами, в которые собирался
шлам. Дальнейшие труды конструкторов и разработчиков привели к появлению
конвертов-сепараторов. Сепараторы, как следует из названия, разделяют
отрицательные и положительные пластины. Выполненные из пористого материала
(полиэтилен в последнее время), они как губка пропитаны электролитом и позволяют
пластинам быть расположенными практически вплотную друг к другу.
Это значительно уменьшает размеры аккумуляторов и повышает их стойкость к
механическим нагрузкам, ведь теперь внутри их находятся плотно упакованные
"пакеты", а не болтающиеся решетки. Дальше, если сепараторы закрыть с трех
сторон, они превращаются в своеобразные конверты, в которых и накапливается
опадающая с поверхности каждой пластины отработанная свинцовая паста. В
результате этого потребность в отстойнике отпадает, пакеты пластин можно
фиксировать прямо на дне, что еще больше повышает стойкость и сопротивляемость к
вибрациям и ударам. Высвобождается также дополнительное пространство по высоте.
Его используют, создавая дополнительные резервы электролита (повышает общее
время жизни аккумулятора) и систему конденсирования и сбора испаряющейся воды.
Аккумуляторы одинаково боятся перезаряда и глубокой разрядки.
В первом случае происходит интенсивное окисление, разрушение и осыпание
материала положительных пластин, а во втором начинается оплывание пасты с
отрицательных решеток. Перезаряд может наступить как на работающем автомобиле в
случае неисправности электросистемы, так и при стационарной зарядке
аккумулятора, когда вы отвлеклись, забыли, в общем, прозевали момент, когда он
начал бурлить, интенсивно разлагая воду. Кальциевые и гибридные аккумуляторы в
гораздо меньшей степени подвержены этой угрозе потому, что состав их свинца
обеспечивает свойства своеобразной "самовыключаемости" - они перестают принимать
ток, когда заряжены на 95-97 %%.
Глубокая разрядка происходит чаще всего по вине электросистемы (неисправный
генератор), по причине ослабленного ремня генератора, окисления многочисленных
контактов, а также замыканий на корпус, когда ток идет не к батарее, а на
нагревание окружающего воздуха всей массой автомобиля. Устраняются они
стационарной зарядкой, а также поиском и устранением собственно причины потери
тока.
При разрядке опасны здесь не только долгосрочные последствия (разрушение
отрицательных пластин). Вполне реально перейти за "границу
невосстанавливаемости" - 2 В, когда аккумулятор уже нельзя будет зарядить
никакими самыми умными зарядными устройствами. Другая ситуация более простая, но
не менее опасная. Электролит разряженного аккумулятора стремится превратиться в
обычную воду, а она, как известно, замерзает при минусовой температуре. Так вот,
если заряженный аккумулятор вполне сносно переносит морозы потому, что серная
кислота не замерзает, то в разряженном варианте он вполне может "рвануть", не
выдержав очередной морозной ночи.
(Продолжение в следующем номере)
| |