Пресса Архангельской области
 


Север
28 апреля 2006 (18)
Р. КОВАЛЕВА,

Не перевелись гончары на Мезени

Его отметил сам Президент

Вот уже 13 лет в Каменке существует гончарная мастерская, где поселковые мальчишки постигают азы традиционного северного ремесла. Организована она была как филиал областной школы народных ремесел, руководит которой Владимир Бурчевский. Первым мастером-педагогом мастерской стал каменский гончар Александр Степанович Рюмин.

Услышав как-то о мастере из далекого северного поселка и увидев его глиняные изделия, Бурчевский убедил Александра Степановича заняться обучением гончарному делу юных каменцев, дабы старинное ремесло поморов не исчезло с земли мезенской.Так в 1993 году в Каменке открылась гончарная мастерская. Опеку над ней взяла на себя средняя школа, выделив ей помещение в одной из школьных мастерских.

Ребят, желающих делать такие же глиняные ладки и горшки, какие мастерил опытный Рюмин, оказалось немало. Правда, со временем в мастерской Александра Степановича оставались только самые упрямые, терпеливые и увлеченные. О юных каменских гончарах и их мастере стали говорить не только в районе, но и в области.

А в 1999 году о них узнал даже президент страны Владимир Путин, присудив и лично вручив Александру Степановичу Рюмину в числе других преподавателей областной школы ремесел свою президентскую премию.

К сожалению, возраст и проблемы со зрением вынудили каменского мастера оставить преподавательскую деятельность.

С 2001 года дело Рюмина продолжил его ученик, молодой мастер Николай Коротаев. С желанием и энтузиазмом взялся он учить ребят. Но маленькая зарплата (всего лишь половина оклада) заставила Николая искать более высоких заработков. На смену ему обучать мальчишек мастерству гончарного дела пришла Татьяна Филатова.

Татьяна Федоровна по образованию воспитатель. Оставшись без работы, она обратилась в центр занятости населения, где ей предложили стать ученицей Александра Степановича Рюмина. Так под руководством опытного и знающего мастера Филатова овладела гончарным ремеслом. А с прошлого года она заменила в мастерской ушедшего Николая Коротаева.

Как призналась мне Татьяна Федоровна, поначалу ее учитель не очень-то одобрял идею передачи обучающего процесса в руки женщины, считая, что гончарное ремесло - не женское дело. Но сейчас, бывая в мастерской и оценивая готовые изделия, Александр Степанович чаще остается доволен результатами работы ребят и их педагога.

Кроме того, старый мастер всячески старается помочь своей ученице - когда нужным советом, когда делом. Так, например, непростой процесс обжига готовых глиняных изделий Татьяна Федоровна проводила совместно со своим учителем.

С марта 2006 года Каменский филиал школы народных ремесел получил, наконец, ставку педагога, и число учеников у Филатовой сразу увеличилось до двадцати человек. Средний возраст мальчишек от 11 до 14 лет. Семеро из нынешних учеников Татьяны Федоровны обучается гончарному делу уже второй год, и совсем недавно они получили звание подмастерьев. Дается оно после того, как работу ребят оценят эксперты областной школы ремесел, куда отправляются готовые изделия.

К концу обучения, а длится оно три года, юные подмастерья сдают экзамен на получение звания мастера, представляя на суд областных педагогов не только свою практическую работу, но и усвоенные ими за время учебы теоретические знания. Вместе со званием мастера выпускники филиала получают документ об окончании школы народных ремесел.

В один из весенних дней в сопровождении завуча Каменской средней школы Елизаветы Анатольевны Шавриной я заглянула в гончарную мастерскую. Юные подмастерья под чутким руководством своего педагога создавали очередные творения из глины. Никита Ионов, Саша Бурдуев, Андрей Сумароков, Артем Петров, Алеша Тярасов, Дима Корбан и Саша Шелуданов уже довольно умело обращаются с гончарным кругом, превращая бесформенные куски глины в ровные, аккуратные горшки и ладки. Именно эти ребята и получили звание подмастерьев.

Для меня все, что делают в мастерской мальчишки, ново и необычно. А потому я с интересом и любопытством наблюдала за их работой. Вот Никита Ионов кладет на гончарный круг небольшой кусок глины, делает плоскую лепешку, срезает клепиком (деревянный нож) излишки глины, округляя лепешку, и накладывает на ее края глиняные жгуты.

Так начинается процесс изготовления горшка. Красота его обозначится чуть позже, когда вращается гончарный круг и ловкие мальчишечьи пальцы придают изделию нужные очертания. 30-40 минут - и горшочек под кашу готов. Ладными да видными получились ладки у Саши Шелуданова и Алеши Тярасова.

А ведь желаемый результат достигается в процессе кропотливой работы. При этом нужны терпение и усидчивость, чем, казалось бы, меньше всего могут похвастать мальчишки. То, что гончарное дело далеко не из простых, я убедилась сама, сев рядом с ребятами за гончарный круг и попробовав превратить глиняные жгуты в стенку будущего горшка. Изрядно попотев, я так и не смогла совладать с непослушной глиной.

Если старшие ученики Филатовой занимаются по девять часов в неделю, то младшие - пока только два часа. Они лишь начинают постигать основы гончарного дела. Среди младших мальчишек и сын Татьяны Федоровны - пятиклассник Миша. В гончарной мастерской он уже человек свой. Еще в то время, когда мама обучалась у мастера Рюмина, мальчик нередко бывал здесь и с интересом наблюдал, как из глины рождаются настоящие ладки и горшки, в которых запекают рыбу и варят вкусную кашу. А теперь Миша и сам пробует себя в гончарном деле, надеясь стать таким же мастером, как и его мама.

Ну а старшие ученики - уже опытные подмастерья, и времени на изготовление изделий у них идет меньше, чем в начале обучения.

Как-то Алеша Тярасов ради интереса установил даже своеобразный рекорд - изготовил ладку за 13 минут, причем качество изделия не пострадало. При обжиге на ладке-рекордсменке не было обнаружено ни одной трещины.

Вот так и приходит овладение ремеслом - в упорном труде, с ошибками и удачами.

Обжиг - проверка на качество

Что касается обжига изделий, то по единодушному утверждению ребят и их педагога - это непростой и самый важный процесс. Ведь именно он показывает качество выполненной гончаром работы. Коль ладка или горшок в печи дал трещину, то, считай, в работе твоей брак вышел. Вот почему так важно качество глины, которую готовит для своих учеников сама Татьяны Федоровна.

Доставляемая в мастерскую глина - это еще не материал для лепки. Ее нужно правильно замесить, подготовить к работе. Глина должна быть без комьев и не жидкой. Не дай бог, попадется в готовой глине маленький камушек! От него и пострадает при обжиге изделие. Поэтому мальчишки так придирчиво осматривают глину, иной раз даже высказывая претензии к своему учителю.

Как пояснили мне Татьяна Федоровна и ее подмастерья, перед обжигом изделия обмазываются дегтем и посыпаются суриком. Сурик - это порошковая краска, необходимая для обжига. И она у каменских гончаров в большом дефиците.

По словам завуча школы Елизаветы Анатольевны Шавриной, достать краску непросто, в продаже ее практически нет, и это одна из главных проблем на сегодня.

Помочь в решении этого вопроса обещало руководство областной школы ремесел.

На горшки да ладки спрос большой

Обжиг изделий проводится один раз в месяц. За это время ребята успевают сделать немало изделий. Среди готовых работ есть не только ладки и горшки разных размеров, но и масленки, молочники, горшочки для цветов, миниатюрные солонки.

А еще ребята делают из глины себе и друзьям кибасы (грузила) для рыболовных сеток.

Изделия юных гончаров пользуются большим спросом у каменцев. На поселковых праздниках их мигом раскупают жители и гости Каменки, да еще и впрок заказывают.

Часть денег, вырученных от продажи, отдается самим ребятам, другая часть идет на нужны филиала. У каждого из учеников есть дома свои глиняные изделия. А когда праздник какой или день рождения близких, лучшего подарка, чем горшочек или ладка, и не найти.

Чтобы не предать забвению

Побывавший в марте у юных каменских гончаров Владимир Бурчевский отметил высокое качество их продукции и высказал пожелание об увеличении помещения мастерской, пообещав поспособствовать этому.

Мастерская действительно маловата для работы, а кроме того, нужна комната для хранения готовых изделий, в которой соблюдалась бы необходимая для этого температура. Но, несмотря на тесноту, мальчишки с радостью приходят сюда и, познав ремесло, увлеченно творят. А потому хочется только порадоваться за мастеров и их подмастерьев и надеяться на то, что благодаря таким умельцам гончарное дело на Мезени не будет предано забвению и еще многие мальчишки смогут познать секреты этого старинного народного ремесла.



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя