|
Север
12 мая 2006 (20)
Л. Тараканова,
Мезень - Лешукония: поиск точек соприкосновения
С соседним Лешуконским районом нас связывает немало общих проблем. Это и
отсутствие автодороги с областным центром, трудности с завозом топлива,
энергетические проблемы, совсем захиревшая лесопромышленная отрасль.
Для обсуждения их, обмена опытом муниципального строительства и собралась 7
апреля в Мезени, можно сказать, вся руководящая элита двух районов - главы
райадминистраций И.Л. Заборский и И.Ф. Фатьянов вместе с руководителями
мезенских и лешуконских поселений и Советов депутатов.
Лешуконская делегация заметно отличалась от нашей тем, что в её составе было
много представительниц прекрасного пола - глав местных поселений. Там на выборах
избиратели отдали предпочтение женщинам в отличие от Мезени, где лишь МО
"Койденское" возглавила В.А. Росихина.
В работе этого совещания - семинара приняли участие и областные руководители:
зам. губернатора В.А.Баско, директор департамента экономического развития
области Е.А.Михайловский, и.о. начальника отдела по связям с органами местного
самоуправления А.В.Новожилов, зам. директора департамента лесопромышленного
комплекса Ю.Г.Трубин, депутаты областного Собрания А.П.Гладкобородов и
С.Г.Крючков.
В.А.Баско положительно отозвался об инициативе создания организации
межмуниципального сотрудничества между Мезенским и Лешуконским районами. Он
напомнил собравшимся, что поскольку все они избраны народом, то им надо учиться
выживать, учиться зарабатывать деньги, несмотря на дотационные бюджеты обоих
районов. От этого в первую очередь будет зависеть и успех власти, и, конечно
же, улучшение жизни населения.
Директор департамента экономического развития области Е.А. Михайловский дал
полный анализ состояния производства за последние годы. Особое внимание и он, и
собравшиеся, понятно, обратили на сельское хозяйство. И тут выяснились
интересные данные. Оказывается, за последние пять лет выпуск сельхозпродукции
сократился на 23 процента. И это при том, что только большим городам области
нужно для производства одной колбасы 72 тысячи коров, тогда как у нас во всей
области их только 77 тысяч. Откуда берем мясо? Завозим его из Белоруссии и даже
из Аргентины, а свое производство падает.
Он привел в пример Финляндию, где на каждый евро выработанной продукции
сельского хозяйства дотируется 12,3 процента. На одну корову там дается помощь
в размере 250 евро в год. Наше же сельское хозяйство, в отличие от финского,
поддерживается весьма слабо, несмотря на более суровые климатические условия. По
словам Евгения Александровича, чтобы выйти на приемлемый уровень развития
сельского хозяйства, надо в первую очередь сбалансировать дотации и направить
деньги переработчиков в село.
Председатель районного Собрания депутатов В.М.Личутин по этому поводу внес
предложение, чтобы каждый из наших районов получал 20 процентов дотации на
перевозку продукции из-за их оторванности от "большой земли". В этом случае и
мезенцы, и лешуконцы смогли бы мясо и молоко вывозить не самолетом по 27 рублей
за килограмм, а другим транспортом. Е.А. Михайловский ответил, что депутаты
должны добиваться поддержки всех товаропроизводителей. Что касается транспортной
доступности, то деньги на строительство дороги Мезень -Архангельск начали
поступать.Однако присутствующий на совещании депутат райсобрания предприниматель
В. Будейкин заметил, что нельзя забывать о том, что развивать производство
выгодно там, где это выгодно. А поскольку объемы сырья у нас еще ничтожно малы,
то транспортный вопрос, по его мнению, сейчас пока не является первоосновным.
В.М. Личутин, умеющий аргументированно доказать свою точку зрения, не
согласился с этим мнением. Он и на этот раз привел ряд цифр и арифметических
расчетов, говорящих о необходимости скорейшего завершения строительства
автодороги. К примеру, по областным данным, 7,5 тысячи мезенцев пролечились в
архангельских больницах за минувший год. В результате ими переплачено из-за
отсутствия дороги 75 миллионов рублей.
Что касается продуктов питания, то они, как известно, обходятся жителям
Мезенского и Лешуконского районов на 15-20 процентов дороже, чем в
Архангельске. При этом 50 процентов всей продукции завозится из области. Если же
учесть, что в среднем цена потребительской корзины 4 тысячи рублей, то, умножив
2 тысячи (50 процентов завозимой продукции) на 12 тысяч населения и на 12
месяцев, то получаем 288 миллионов рублей. 15 процентов от этой суммы составит
43 миллиона. Это сумма годовой переплаты жителей района за завозимые товары.
- Выходит, что ежемесячно из кармана каждого простого человека вынимается 360
рублей за привозимый товар. А если семья состоит из трех и более человек, да
высчитать все расходы на дрова, воду, электричество, то беднейшему населению
практически не на что и жить остается. Поэтому именно им в первую очередь и
нужна автодорога, - подвел итог В.М. Личутин, а далее отметил:- В то же время
понимаю отношение к строительству дороги представителя бизнеса, завозящего
товар. Он с нас эти 15 процентов получил, а если понадобится, то возьмет и 30,
поскольку в магазин мы всё равно пойдем, как бы ни был дорог товар. Ему даже
выгоднее завезти товара меньше, но дороже. А мы в свою очередь общими усилиями
должны бороться за завершение строительства дороги на Архангельск.
Однако горячий призыв нашего спикера, судя по выступлениям лешуконцев, не
вызвал положительного отклика у наших соседей. Своей "дорогой жизни" они
называют дорогу не на Архангельск, а на Карпогоры. По словам главы МО
"Лешуконское" И.Ф. Фатьянова, она им намного важнее, поскольку именно по ней
они производят завозку угля и топлива. И даже привел ряд исторических примеров,
начиная с 20-х годов, говорящих в пользу строительства дороги именно на
Карпогоры.
В этом вопросе лешуконская делегация была, в общем-то, единой, чего нельзя
сказать о вопросе, касающемся возрождения учреждения М-200, который возник в
ходе работы совещания. Его попросил обсудить тот же Е.А.Михайловский. В свое
время в Лешуконском районе прошел референдум, и большинство местных жителей
проголосовало тогда за вывод заключенных с их территории.
Теперь же кое-кто из глав лешуконских поселений (например, глава МО "Койнасское"
И.А. Михеева) не против открытия здесь подобного учреждения МВД для заготовки
леса. Глава райадминистрации нашего района И.Л. Заборский тоже назвал данный
проект реальным, ведь вместе с ним появятся и новые рабочие места, и в бюджет
района будут поступать федеральные средства.
Однако глава лешуконской райадминистрации И.Ф. Фатьянов и председатель
районного Собрания А.Ю.Мартынов были единодушны в противоположном мнении: на
их взгляд, применять в наше время подневольный труд заключенных нецелесообразно,
поскольку он малопроизводителен. К тому же сами заключенные, по их словам, были
заняты в свое время лишь на вспомогательных работах. Современные технологии тем
временем ушли далеко вперед и требуют высококвалифицированных специалистов.
Так что хоть И.Ф.Фатьянов и вспомнил об экономических связях наших районов, к
сожалению, теперь утраченных, семинар он назвал лишь поиском точек
соприкосновения. Может быть, именно поэтому при обсуждении наиболее значимых
вопросов единства между соседями пока так и не было достигнуто.
Зато надо в то же время заметить, что обе стороны с интересом воспринимали
выступления, касающиеся первых шагов в области местного самоуправления.
Лешуконцы, например, проявили живой интерес к выступлению главы МО "Мезенское"
Н.А.Колотова, а мезенцы - к рассказам о своей деятельности заместителя главы
по социальным вопросам Лешуконской райадминистрации Н.Д.Семеновой и главы МО
"Юромское" И.Л.Радюшина. Ведь все-таки за трехмесячный срок появления местного
самоуправления у глав местных поселений, конечно же, появился опыт, пусть и
небольшой пока. И они, пользуясь случаем, поделились друг с другом и своими
проблемами, и небольшими успехами.
Проведение следующей подобной встречи запланировано в Лешуконском районе.
| |